Важно дать людям право на ошибну
Может ли хиппи превратиться в топ - менеджера? Легко! Оппозиционный художник-авангардист Игорь Лутц сейчас
возглавляет российский офис сетевого рекламного агентства BBDO. При этом он считает, что продолжает заниматься концептуальным искусством, только за гораздо большие деньги.
На российском рынке группа компаний BBDO Russia работает с 1989 г и к настоящему времени включает в себя два рекламных агентства полного цикла - BBDO Moscow и Instinct, два медийных агентства - Media Direction OMD и Media Wise, дизайн-студию Ikon, BBDO Interactive, агентство интегрированных маркетинговых решений Proximity, агентство бизнес-коммуникаций PR Inc., lifestyle агентство RSVP Среди клиентов группы - Wrigley, PepsiCo, Mars, Frito Lay, «Вимм-Билль-Данн», Avon, Tetra Рак, «Трансмарк» (SAB), ИКЕА, «Би Лайн», Nidan, Альфа-Банк, АвтоВАЗ.
Игорь, как Вы пришли в бизнес?
После пединститута я переквалифицировался в полиграфиста, работал в различных изданиях и параллельно занимался графикой. В 1989 г. меня познакомили с Брюсом Макдональдсом, который приехал в Россию открывать BBDO Moscow. Его маленький офис располагался в гостинице «Украина», в котором работало всего несколько человек. Брюс приехал ко мне за российским искусством. Он ничего не купил, зато предложил сотруд
ничество. Я сделал несколько мелких заказов, втянулся и увлекся. На первом этапе очень помог мой богатый дизайнерский и і юл 11 графі і ческ ий он ыт.
Большинство из тех, кто сегодня стоит у руля рекламного бизнеса в России, вынуждены были постигать ремесло на практике. Что, на Ваш взгляд, требуется, чтобы стать настоящим профессионалом в рекламе?
Нужно приобрести хорошее базовое образование, не важно
какое: журналистское, художественное, психологическое, социологическое или филологическое. Акадс ми чес к (>е < >бразов ан и е формирует систему мышления, дает навыки работы с информацией. Имея прочную основу, можно двигаться дальше — получать специализированное. Лучше на Западе, где уже сформирована рекламная школа.
Сегодня в нашей индустрии спрос превышает предложение. Рынок требует высококвалифицированных специалистов, которых единицы. В нашем агентстве работают одни из лучших людей на рынке, но ресурсов по-прежнему не хватает. Это связано с быстрым ростом и развитием агентства и нашими амбициозными планами на ближайшее время. Например, только за последние два года наш штат вырос вдвое.
Как Вы искали сотрудников?
Многие ключевые люди выросли и продвинулись в нашем агентстве. Мы ищем любые возможнос
ти развивать наших специалистов и инвестируем в это средства и время. Плюс мы находимся в постоянном поиске перспективных и интересных людей, которые разделяют наши ценности и амбиции. При этом мы против одной только материальной мотивации и завышенных зарплат. Вознаграждение должно быть адекватно знаниям, опыту и профессионализму. Переманивать людей деньгами — означает формировать штат нелояльных специалистов, которые, скорее всего, нс задержатся у вас надолго. Мы же стремимся формиро - вать коллектив единомышленников. Поэтому v нас остаются те, кто кроме денег хочет увлекательной работы, контактов с интересными и яркими людьми, профессионального роста. Нам нужны энтузиасты.
Как Вы распознаете «своего» кандидата?
Это видно по глазам, по тому, что и как кандидат говорит.
У человека должен быть хороший «багаж», например, качественное образование, опыт работы, интересные проекты. При этом важно огромное желание работать в нашей индустрии и амбиции стать лучшим в своей профессии. Мы, как правило, берем людей не за то, кем они являются, а за то, кем они могут стать. Наша задача — оценить их потенциал и дать им возможность максимально раскрыть свои таланты. Важно, чтобы от работы люди получали моральное удовлетворение. Компания растет и развивается вместе со своими сотрудниками. И люди — это наш основной ресурс.
Кстати, среди кандидатов, которых мы просматриваем, много людей с «тяжелым агентским прошлым». При всем своем обширном опыте они имеют нс порчен ные пре дставл е ни я о реальности, неадекватную самооценку и сомнительную мотива цию.
Это что же — своеобразные издержки производства?
Бывает, даже опытный специалист, пройдя через «руки» некоторых клиентов, «ломается» и начинает бояться «креати - вить». Его первое инстинктивное движение — сделать «как надо». А суть креатива — сделать по-новому. У такого человека выработался условный рефлекс, как у собаки, которая в ответ на звонок прячется в будку, вместо того, чтобы гавкать. Так вот, креативщик должен «гавкать».
Как переубедить заказчика, у которого свое видение рекламы?
Это вопрос взаимопонимания и доверия, что рождается в совместной работе. Идеальные отношения — большая редкость, но глобальных расхождений у нас с клиентами нет. Они осознают, что для успеха их бизнеса нужна яркая, креативная реклама. Просто агентство и клиент иногда понимают это по-разному.
При этом если агентство четко представляет задачи клиента, досконально разбирается в проблеме и ясно аргументирует свое предложение, как правило, клиента удается убедить.
Работа, помимо денег, должна приносить удовольствие и эмоциональную отдачу. Поэтому нам хотелось бы работать с теми, у кого такой же «драйв», интерес и такой же уровень понимания задач и возможностей рекламы, как v нас.
Вы стали президентом агентства, одновременно оставаясь его же управляющим творческим директором. Как Вам удается совмещать обязанности? Президентство — участие в разработке идеологии агентства, а работа управляющего творческого директора — реализация этой идеологии в деятельности агентства, его отделов и его проектах. Одно дополняет другое. Идеология должна четко соотноситься с бизнес-моделью
агентства, с тем, как оно функционирует.
Творческий коллектив отличается от других рабочих коллективов. Как им руководить?
Большею агентство — это не только творческий коллектив, но и бизнес-машина. К сожалению, в управлении творческими людьми сложно действовать раї и «опальными методами. «Творцов» интересует не только бизнес, но и возможность реализации их потенциала. Люди должны найти применение своей «креативной» энергии в решении именно бизнес-задач.
Свою роль я вижу в правильном подборе сотрудников. Другая моя задача — обучение сотрудников, развитие их профессиональных навыков. Человек, который хочет сделать у нас карьеру, должен быть очень мотивирован на самореализацию, стремление стать лучшим профессионалом. Еще одна моя задача — формирование творческого коллектива. Это значит — научить
творческих людей работать в команде, и чтобы каждый при этом сохранил свою яркую пндн - в иду ал ьн ость. Потен ц на л ь н () болышінство людей талантливы, но социум сильно ограничивает этот потенциал. Акт творчества — это всегда нарушение границ, всегда риск, всегда возможность провала. Поэтому задача креативного агентства — создание такой атмосферы, где сотрудник не боится высказывать самые «бредовые» идеи, не боится показаться смешным, не боится ошибаться. Потому что без оши - бок нет нового опыта, нет развития. Дія того чтобы агентство двигалось вперед, очень важно дать людям право на творчество и право на ошибку.
Когда-то, еще будучи арт-ди - ректором агентства, Вы сами вызвались занять освободившуюся позицию креативного директора. Теперь Вы — президент агентства BBDO Russia. То, что Вы оказывае
тесь в нужное время в нужном месте, — это расчет или интуиция?
Я не прилагаю к этому особых усилий, все происходит само собой. Часто люди слишком зациклены на себе и видят только то, что хотят видеть. Работа креативного директора научила меня быть восприимчивым не только к своим, но и к чужим идеям и к миру вокруг меня.
А когда ты открыт миру, мир открывается тебе навстречу. Открытость к тем возможностям, которые возникают в жизни, помогает мне быть в нужном месте в нужное время.
И все же не возникало ли у Вас сомнений: «А смогу ли я?» — когда руководство в 2000 г. предложило Вам возглавить московское отделение фирмы?
Меня как человека ленивого путал не факт президентства, а дополнительная нагрузка, обязательства перед большим кол-
лективом. Но нс зря говорят — «глаза боятся, а руки делают». Мне очень помогло то, что мое назначение совпало с кризисом. Тогда было необходимо предпринимать конкретные шаги, чтобы компания выстояла, чтобы люди сохранили работ); а переживать по этому поводу было просто некогда. Когда на корабле шторм, некогда размышлять, стоит ли браться за штурвал, красиво ты рулишь или нет. Нужно просто рулить.
Что Вас интересует, кроме работы?
Многое. Вообще, я человек любознательный. Очень люблю книги — по психологии, социологии, теории менеджмента, организации творческого процесса.
В нашей профессии новые знания никогда не бывают лишними. Кроме книг, увлекаюсь спортом. Мне кажется, гармония нашей жизни очень сильно зависит от нашего умения гармонично пребывать в своем теле.
Дія меня пословица «в здоровом теле здоровый дух» наполнена
глубок 11 м см ы слом.
/
Вы считаете, что менеджмент — это творческая материя?
Все может быть творческой материей. Творчество — это не просто единичный акт, это стиль жизни, способ взаимодействия с окружающим миром.
Как бы Вы сформулировали успех? Из чего он складывается?
Мой принцип в том, чтобы делать то, во что веришь и чем занимаешься с удовольствием. При этом надо быть сфокусированным на конкретной цели и не терять эту цель по ходу движения к ней. Но в то же время надо быть достаточно расслабленным, чтобы не пренебрегать другими возможностями. Не обязательно биться головой о стену: часто к той же цели можно прийти по - другому. Человек предполагает,
а Господь располагает. Надо дать ему шанс помочь тебе. Если люди слишком агрессивно преследуют свои интересы, они «зашорены» — не видят и не слышат ничего вокруг. Как говорит мой тренер но тай-цзы, «двигайся спокойно и мощно, как океанская волна».
Я по натуре не карьерист, но всегда стремился максимально реализовать себя. Меня мало волнуют должности и то, как они называются — «президент», «старший президент» или «самый главный президент». Гораз
до важней любых титулов качество моей деятельности — то, как я проживаю свой день, что я делаю, с кем общаюсь, что узнаю. Конечно, как человека нормального меня интересует, сколько я за это получаю. Но обязательно должен быть правильный баланс между эмоциональной и материальной сторонами. Я не готов даже за очень большие деньги заниматься неинтересной работой, которая меня разрушает.
Ольга Шугаи
|