КОНТРОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Кроме ПКМ на основе полимерной матрицы с армирующими волокнами, в промышленности применяют матричные материалы типа C/SiC, адаптивные ПКМ, материалы углерод-углерод (С/С - SiC) и полимерные взрывчатые вещества.
Используемые в космических аппаратах многократного применения высокотемпературные (до 1600 °С) матричные композиционные материалы (МКМ) типа C/SiC контролируют на разных стадиях их изготовления [422, с. 95]. До пиролиза, когда материал подобен углепластику и допускает контакт с жидкостями, его контролируют методом прохождения или эхометодом со струйным контактом на частоте 2 МГц. Выявляют дефекты размером от 5 мм. После пиролиза материал становится пористым и уже не допускает контакта с жидкостью, поэтому применяют катящиеся преобразователи с сухим контактом. В другом варианте ОК помещают в вакуумные мешки из пластика с толщиной стенки 0,6 мм. После удаления воздуха мешок плотно прижимается к ОК, создавая хороший акустический контакт. Затем УЗ-методом прохождения на частоте 2 МГц выявляют расслоения и зоны
повышенной пористости. Результаты представляют в виде изображений типа С.
Некоторые изделия из МКМ, не имеющие двустороннего доступа, контролируют вручную эхометодом без вакуумных мешков. В качестве контактной жидкости используют спирт, который испаряется после проведения контроля. Однако спирт заполняет поры, препятствуя обнаружению дефектов. Поэтому проверку производят быстро, до пропитки материала спиртом, используя совмещенные или раздельно-совмещенные преобразователи на частоту 2 МГц. Способ обеспечивает более высокую чувствительность, чем контроль в вакуумных мешках. Уменьшение пористости улучшает чувствительность УЗ-контроля.
После возвращения космического корабля на Землю изделия из МКМ могут быть снова проконтролированы. Ввиду большой площади поверхности этих изделий, их сначала проверяют более производительным способом простукивания, а затем подозрительные места контролируют эхометодом.
В авиакосмической промышленности используют адаптивные ПКМ (adaptive CFRP-structures). В этих материалах между слоями ПКМ (обычно углепластика) располагают тонкие пластины из пьезоэлектрика, металлизированные обкладки которых проводящими углеродными нитями соединяют с контрольной аппаратурой. Получаемые с пьезоэлементов сигналы позволяют судить о механических деформациях, изменении формы, вибрациях и прочих воздействиях в процессе эксплуатации конструкций. Типовые размеры пьезопластин из ЦТС - 30 х 50 х 0,2 мм. Толщины листов из адаптивных ПКМ - 1 ... 3 мм. Наличие пьезоэлементов, волновые сопротивления которых отличаются от таковых для ПКМ, усугубляет и без того неоднородную структуру материала, усложняя контроль. Типичные дефекты адаптивных ПКМ - разрушения пьезоэлементов, пористость, расслоения, нарушения соединения пьезоэлементов с основой, зоны повышенного и пониженного содержания связующего (422, с. 111 и 267; 425, с. 426/250 и 367/185].
Для контроля адаптивных ПКМ в большинстве случаев используют иммерсионный эхометод с фокусирующими высокочастотными (до 25 МГц) прямыми преобразователями и широкополосной электронной аппаратурой. Применяют и наклонный ввод УЗ-волн. Результаты контроля заносят в память компьютера и затем представляют в форме разверток типа А, В и С. Получаемые изображения дают четкое представление о характере дефектов. Использование высоких частот позволяет визуализировать слоистую внутреннюю структуру материала.
Применяют также способ контроля, в котором излучателем служит сам находящийся в материале пьезоэлемент, а его сигналы принимают сканирующим пьезоприемником. В этом случае используют частоты около 0,5 МГц и диапазон 10 ... 20 МГц. Такой способ дает дополнительную информацию о дефектах пьезоэлементов в материале.
Существуют и другие возможности использования излучения встроенного пьезоэлемента. Возбуждая его колебания, в материале создают волны Лэмба, которые, распространяясь в листе, отражаются от его дефектов, например расслоений. Кроме того, колебания пьезоэлемента нагревают его и окружающий материал, что регистрируют чувствительным термови - зором. Это позволяет установить место расположения пьезоэлемента и судить о его целостности. Та же задача решается методом вихревых токов, реагирующим на разрушение металлизированных покрытий пьезоэлемента. Наконец, применяют способ измерения электрического импеданса Z3 пьезоэлемента в широком диапазоне частот. О присутствии дефектов пьезоэлемента судят по наличию и положению резонансных минимумов на кривой Z3(f) I.
Листы из материала углерод-углерод (C/C-SiC) на разных стадиях производства контролируют ультразвуковым методом прохождения [354]. Листы толщиной 3 мм состояли из 15 слоев ткани, изготовленной из углеродных нитей, пропитанных термостойкой смолой. Ориентация волокон [О, 90], их содержание в материале 60 %. При последующем пиролизе в атмосфере азота при температуре 900 °С возникали трещины и открытая пористость (20 %). В процессе последующей пропитки при температуре 1450 °С поры и трещины заполняли кремнием.
Листы из материала C/C-SiC проверяли УЗ-методом прохождения прямыми преобразователями в иммерсионной ванне с водой на частоте 10 МГц. Результаты регистрировали компьютером и представляли в виде изображений типа С. Амплитуды УЗ-сигналов отмечали различной степенью почернения участков изображения. После пиролиза проверка затруднялась проникновением воды в открытые поры и трещины материала. Это меняло его акустические характеристики и препятствовало обнаружению дефектов. Нанесение на поверхность водозащитных покрытий требует их последующего удаления, причем покрытие не должно вступать в реакцию с материалом, поэтому от УЗ-контроля после пиролиза отказались, и проводили его только после пропитки кремнием. Основным типом выявляемых дефектов является пористость.
Для количественной оценки качества материала применяли квантование сигнала по уровням. Это позволяло судить о несущей способности материала. Результаты УЗ-контроля коррелируют с результатами рентгеновского просвечивания.
Ультразвуковым эхометодом контролируют также полимерные взрывчатые вещества, дефекты в которых могут возникнуть в результате резких изменений температуры при транспортировании [425, с. 366/177]. Испытуемые образцы размером 65 х 25 х 25 мм нагревали до 50 °С и затем быстро (не более 1 мин) помещали в камеру с температурой 0 °С. При каждой из этих температур образцы выдерживали по 30 мин. После нескольких таких циклов образцы прозвучивали в продольном направлении импульсами с центральной частотой 2 МГц и определяли скорость продольных волн и амплитуду донного сигнала. Снижение этой амплитуды оказалось более чувствительным признаком дефекта, чем изменение скорости продольных волн.