Спиртовые лаки
В этих лаках растворителем является этиловый спирт. Спиртовые лаки широко применяли для отделки мебели, различного рода деревянных и металлических изделий, кожи, бумаги, стекла и музыкальных инструментов. В связи с развитием производства нитролаков и лаков на основе ненасыщенных »полиэфирных смол потребление спиртовых л акав непрерывно сокращается.
Основными смолами для производства спиртовых лаков высокого качества были импортные шеллак, сандарак, гуммилак, акароиды и другие естественные смолы.
На основе шеллака и гуммилака получаются наиболее высококачественные лаки для отделки дерева и металла. Шеллачные лаки образуют быстросохнущие, твердые и в то же время эластичные покрытия, отличающиеся после полировки высоким блеском. Недостатком шеллачных лаков является очень низкая водостойкость образуемых ими пленок. В качестве заменителя этих смол применяют спирторастворимую искусственную фено - ло-альдегидную смолу идитол. Однако эта смола не дает лака, полностью заменяющего шеллачный. Пленка лака, изготовленного на идитоле, менее твердая, чем шеллачная; от влри она разрушается быстрее, плохо полируется, темнеет на свету.
Мебель,- покрытая идитольным лаком, со временем покрывается пятнами и темными полосами. В связи с этим была разработана рецептура спиртового лака на основе новых синтетических смол, который по свойствам не уступает идитольному, но обладает хорошей светостойкостью. Такими синтетическими смолами явились циклогексанонформальдегидная и дифенилол - пропанальдегидная; для уменьшения хрупкости покрьитий эти смолы применяются в сочетании с поливинилацетатом, поливинил бутирал ем или этилцеллюлозой и дибугилфталатом ((пластификатор).
Установлено, что лучшей добавкой к перечисленным смолам является этилцеллюлоза. Сочетание дифенилолпропанальдегид - ной, циклогексанонформальдегидной смол с этилцеллюлозой дает светлое, твердое, хорошо высыхающее, с хорошим глянцем светостойкое покрытие. Концентрация »пленкообразующего в лаке составляет 30%. Этот лак по свойствам не уступает иди - тольному и вместе с тем обладает хорошей. светостойкостью.
Спиртовые лаки разделяются по содержанию смолы на собственно лаки (содержание смолы не менее 30%) и политуры (содержание смолы от 10 до 25%). По характеру смол лаки разделяются на шеллачные, сандарачные, идитольные и др. Главное их назначение — лакировка дерева. Для пористых пород дерева применяют в основном шеллачный' мутный лак, не отфильтрованный от воска, так как воск хорошо заклеивает (поры дерева. Для приготовления шеллачных лаков применяют апирт с концентрацией не менее 90—95%, для политур — с концентрацией 80—90%. Применение спирта с меньшей концентрацией для изготовления политур ослабляет их растворяющее действие при нанесении на лакированную поверхность.
Спиртовые лаки готовят растворением смол в этиловом спирте при 15—17°. В метателях для изготовления шеллачных лаков не должно быть открытых железных частей, так как шеллак при соприкосновении с железом образует соединения, загрязняющие лак. Продолжительность растворения зависит от содержания смолы в растворе; шеллачный лак готовится в течение 7—9 »час., политура — в течение 3—5 час. Густые копаловые. или сандарачные (литографские) лаки получают в течение 24—40 час. Подогревание до 35—45° ускоряет растворение смолы.
Рецептуры спиртовых лаков и политур приведены в табл. 6.
Чтобы получить лаки определенного типа, изготовляют только несколько основных растворов смол; затем эти растворы смешивают в различных пропорциях и получают требуемые лаки.
Основные растворы смол:
1) Раствор спирторастворимого копала: 60 кг спиртораство-
Римого копала и 75—90 кг 93—95%-ного этилового спирта.
2) Раствор гуммилака: 40 кг гуммилака и 65 кг
93—95%-ного спирта.
3) Раствор канифоли: 60 кг канифоли и 60 кг 90—95%-ного спирта.
4) Раствор берестовой смолы: 35—40 кг берестовой смолы и 60—65 кг 93—95%-ного спирта.
5) Раствор сандарака: 60 кг сандарака, 100 кг 92—95%-ного спирта.
6) Раствор шеллака: 45 кг листового шеллака и 90 кг
92—95%-ного спирта.
7) Раствор идитола: 30—40 кг идитола и 60—65 кг
92—95%-ного спирта.
Растворы копалов и сандарака используют при приготовлении лаков для музыкальных инcтpyмeнтoвJ а также литографских лаков.
Типовые рецептуры спиртовых лаков и политур (в кг)
|
Основные требования, предъявляемые к литографским лакам, сводятся к тому, чтобы они не впитывались в бумагу и дачвали блестящую, красивую поверхность.
Лак шеллачный мутный не фильтруется, а пропускается через редкую медную сетку для удаления механических примесей.