Вещество основы

Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло, хотя иногда бывает твердым; в большинстве случаев оно состоит из очень мелких частиц, но иногда — из сравнительно крупных. Чаще оно бывает белого или почти белого цвета, но иногда имеет коричневатый, серый или желтоватый, а изредка чуть голубоватый или зеленоватый оттенок[935].

Были исследованы сотни, а возможно, и тысячи образцов обыкновенного фаянса, но нет никакого смысла приводить подробные описания всех анализов, хотя стоит, пожалуй, остановиться на цвете вещества основы некоторых образцов. Ниже я привожу данные по сорока одному образцу эпохи I и II династий. Эти образцы находятся в Каирском музее и представляют некоторый интерес, поскольку они относятся к сравнительно раннему периоду в истории применения этого материала:

Цвет вещества основы

Количество образцов

%

Очень белый

8

20

Серый

3

7

Слегка желтоватый

11

27

От светло - до темно-коричневого1

19

46

41

100

1 Судя по цвету, материалом служил толченый песок или песчаник.

В некоторых маленьких синих изразцах из ступенчатой пирамиды в Саккара и

Прилегающей к ней большой [255] гробницы (III династия) материал основы был очень

Чистого белого цвета; несколько плиток от мозаики из дворца в Эль-Амарне

(XVIII династия) имеют белую сердцевину крупнозернистой структуры. У образцов ХК-ХХ

12

Династий из Кантира сердцевина крупнозернистая, коричневого цвета. Из восемнадцати образцов греко-римской эпохи, найденных в Фаюме, у двенадцати сердцевина белая или почти белая, у пяти — коричневая, а у одного — серая. Четыре образца фаянса мусульманского периода имеют очень белую сердцевину.

Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых, угловатых зерен кварца без какой-либо видимой примеси других веществ.

Лишь очень немногие результаты химических анализов этого вещества опубликованы, но и среди них далеко не все удовлетворительны, поскольку в них не приводятся даты исследованных образцов и в ряде случаев исследовался не обыкновенный фаянс, а тот или иной из его вариантов[936].

Материалом для белой основы могут служить только три вещества: толченый кварц, толченый торный хрусталь и толченая белая кварцевая галька. Из всех трех путем тщательного размалывания мне удалось получить материал, фактически ничем не отличающийся от древнего. Во всяком случае, известен один специалист по подделке древнеегипетского фаянса, который пользуется как толченой кварцевой породой, так и толченым горным хрусталем.

Что же касается коричневой, серой и желтоватой сердцевины, то, вероятно, в этих случаях был использован толченый песок, песчаник или кремень; окраска же является следствием естественных примесей в этих веществах.

Комментарии закрыты.