Способ нанесения лака

Прежде чем покончить с вопросом о лаке, следует сказать несколько слов о способе его нанесения. Основой древнеегипетских лаков, как и современных (исключая [541] новейшие нитро-целлюлозные лаки), является смола, но для нанесения смолы тонким слоем на какой-нибудь предмет ее необходимо предварительно привести в более или менее жидкое состояние. Поэтому современные лаки состоят из смолы, растворенной в каком-нибудь «быстросохнущем» растительном масле (обычно льняном), скипидаре или алкоголе. Если бы в древности употреблялось какое-нибудь быстросохнущее масло, мы имели бы множество свидетельств его применения, но таких свидетельств нет. Что же касается скипидара и спирта, то эти вещества стали известны лишь в очень позднее время; к тому же древний лак не растворяется в скипидаре. Петри предполагает[1962], что в качестве растворителя могло применяться крепкое вино. Я попытался приготовить лак из древнеегипетских смол, а также из современных лаковых смол (мастики, сандарака и шеллака) при помощи хереса — самого крепкого из всех имеющихся в продаже белых вин[1963], но безуспешно — древний лак оказался нерастворим в хересе. Таким образом, остается предположить применение либо смолы, не нуждавшейся во внешнем растворителе, либо смолы, поддающейся воздействию какого-то растворителя, имевшегося в распоряжении египтян. В первом случае это должна быть смола, встречающаяся в природе уже в жидком состоянии. Таких смол, называемых олео-смолами (живицами), очень много (к ним относятся смолы сосны и лиственницы); их естественным растворителем является летучее масло (терпентинное), постепенно испаряющееся от соприкосновения с воздухом. Единственным растворителем, которым могли пользоваться древние египтяне, является раствор соды в воде, а единственной известной мне смолой, растворимой в щелочных водных растворах, является шеллак, из которого можно приготовить великолепный лак путем погружения его в водный раствор буры или аммиака; однако едва [542] ли оба эти вещества были известны в Древнем Египте, хотя сода была хорошо известна, и позднее мы перейдем к вопросу о ее возможном применении для этой цели.

Олео-смолы, хотя и называются жидкими, в лучшем случае имеют сиропообразную консистенцию, которая может быть разжижена путем нагревания. Таким образом, возможным объяснением является нанесение натуральной олео-смолы в теплом состоянии. Лори считает это объяснение вполне правдоподобным и пишет по этому поводу: «Поскольку такие летучие растворители, как алкоголь, скипидар и петролейный эфир, были, почти наверное, неизвестны в Древнем Египте, мы вынуждены заключить, что этот лак представлял собою какую-то полужидкую смолу, применявшуюся в том виде, в каком она добывается из дерева... но, возможно, после некоторого нагревания»[1964]. Дэвис пишет, что в одной из сцен на стенах гробниц XVIII династии в Фивах, изображающей изготовление гробов, показано, как «греют смолистый лак, размешивая его в большом стоящем на огне котле»[1965]. Было также высказано предположение, что смолу наносили в мелкоистолченном

130

Виде, после чего разжижали путем нагревания и размазывали ; однако это кажется невыполнимым, а на вертикальных поверхностях, которые представляют стены гробницы, пришлось бы обеспечить приставание частиц порошкообразной смолы до того, как она могла быть размазана. Лори пишет, что «твердая смола, расплавленная на огне, не может быть

131 132

Равномерно размазана по поверхности и трескается по охлаждении» . Однако Маккей

Именно поэтому считает, что лак на стенах гробниц был нанесен в расплавленном состоянии, ибо некоторые лакированные поверхности покрыты трещинами.

Я произвел большое количество экспериментов с типичной олео-смолой в том виде, в каком она была [543] добыта из дерева, а именно с венецианским терпентином[1966] (лиственничный терпентин; олео-смолистый экссудат Larix Europaea или Larix decidua), который при температуре 20° С имел консистенцию густого сиропа. Оказалось, что даже в таком состоянии он мог быть нанесен на дерево (предварительно хорошо обработанное водным клеевым раствором) при помощи жесткой щетки из натуральной щетины. Слой, хотя и довольно тонкий, не был вначале равномерной толщины и носил следы кисти; однако в скором времени следы кисти совершенно исчезли и слой приобрел равномерность. При 30 и 35° С вещество становилось менее вязким, но все же сохраняло консистенцию сиропа, при температуре же 60° С оно становилось значительно более жидким, его было легко брать на кисть и наносить на дерево. Однако оно так быстро застывало, что, прежде чем удавалось нанести кистью ровный слой, вновь превращалось в сиропообразную жидкость, как при температуре 20°, и опять покрывалось следами от кисти. Таким образом, употребление венецианского терпентина при более высокой температуре не давало никаких преимуществ, если не считать, что в таком состоянии его было легче брать на кисть. Одним из больших недостатков данного вида олео-смолы, а поэтому, вероятно, и всех других олео­смол является слишком медленное высыхание. В проделанных опытах (при температуре в комнате от 15 до 20° С днем и несколько меньшей — ночью) потребовалось около пяти суток, чтобы «лак» более или менее высох, но даже и после этого он оставался слегка липким еще приблизительно семь недель, после чего стал уже совершенно сухим.

Кроме того, были проделаны опыты с шеллаком (как с «пуговичным», так и с «гранатным» самого лучшего качества) и раствором соды, при различных пропорциях шеллака и разной крепости раствора. В процессе опытов лучшие результаты показал раствор из 16 % соды (содержащей 7 % хлористого натрия и 3 % сернокислого натрия) и 20 % шеллака, которые подверглись совместному кипячению в течение приблизительно десяти минут. Этот раствор, еще горячий, можно было наносить кистью на [544] дерево (предварительно обработанное клеевой водой), но ввиду того, что шеллак при охлаждении очень скоро полностью (или почти полностью) выпадает из раствора, слой был не сплошным, а прерывистым и довольно толстым. Он быстро затвердел, но не имел глянцевитого вида лака, и как раствор, так и нанесенный на дерево слой были темного красновато-лилового цвета, совершенно непохожего на цвет древнего лака. Вполне возможно, что в результате дальнейших опытов с другими концентрациями соды и шеллака или при применении других методов растворения нам удалось бы добиться довольно тонкого слоя лака, но опыты были прерваны, так как при любой толщине слоя шеллак все равно сохранил бы свой темный цвет, что исключает применение его в древности в качестве лака. Что же касается искусственного обесцвечивания шеллака, то применение этого процесса в те далекие времена, к которым относится исследуемый нами лак, в высшей степени невероятно.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение олео­смолы хвойных деревьев, хотя она и дает довольно удовлетворительный слой светлого коричневато-желтого лакообразного вещества, напоминающего своей растворимостью в спирте древний лак, все же исключается, поскольку все эти олео-смолы растворимы в скипидаре, в то время как древний лак в нем не растворяется. Исключается, по-видимому, и шеллак, который хорошо растворяется в спирте и нерастворим в скипидаре, напоминая этими свойствами древний лак, но имеет слишком темную окраску. Никакой другой смолы, которая напоминала бы древний лак и растворялась бы в тех растворителях, которые были известны древним египтянам, пока неизвестно. Однако возможно, что в конце концов и отыщется какая-нибудь жидкая нерастворимая в скипидаре смола нехвойного дерева, которую можно наносить жесткой кистью на различные поверхности. Поскольку такую смолу скорее всего можно обнаружить в западной Азии, где она могла пользоваться в качестве лака еще до того, как попала Египет, помочь разрешению этого вопроса может исследование древнеперсидских лаков.

Удивительно, что такой полезный материал, как лак, мог совершенно исчезнуть, не оставив никакого заменителя, как это случилось с египетским лаком в птолемеевскую [545] и римскую эпохи[1967]. Не исключена, однако, возможность, что прежние источники снабжения необходимым сырьем оказались отрезанными в результате, например, войн в Азии.

Комментарии закрыты.