Содержание категории ремесленной деятельности и новая концепция ремесленничества

«Девальвация» ремесла, ремесленничества, кустарничества есть процесс, обусловленный развитием технологий, совершенствованием механизмов экономической жизни и противоречивой сущностью са­мой ремесленной деятельности. Однако именно изучение противоре­чий в самом ремесле может привести к открытию принципиально но­вых характеристик ремесленной деятельности. Ремесленная деятель­ность в связи с этим не просто расценивается как характерный тип хо­зяйствования в средневековых городах, а распространяется на более широкие области - от первобытной системы отношений до техноло­гического общества.

Термин ремесленничество является производным от понятия «ре­месло», которое происходит от древнерусского «ремьство». Близким по значению в старом русском языке по отношению к слову «ремесло» яв­ляется «рукомесло»[18]. Этот термин в большей степени соответствует ан­глийскому «handicraft», которое представляет собой синтез слов «hand» и «craft» , что означает «ручное искусство», «ручное ремесло». «Craft» переводится на русский язык как «ремесло», что позволяет говорить о возможности применения в ремесле технических средств. Подтвержде­нием данной гипотезы служит рассуждение, которое можно найти в «Эн­циклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, где отмеча­ется: «.производство может сохранить свой ремесленный характер при работе на чужой стороне или на дому не по заказу, а на запас, с примене­нием маШиН (моторов разного рода), с продажей произведений из особо­го торгового помещения, нередко даже наряду с предметами фабричного

3

Происхождения» .

В словаре В. И. Даля при общей неопределенности понятия «ре­месло» прослеживаются два его основных значения - профессиональ­ной деятельности и работы с применением ручного труда .

Аналогичный подход наблюдается в других толковых словарях: ремесло понимается, во-первых, как требующая специальных навы­ков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом, во-вторых, как занятие, профессия. Но к этим двум значе­ниям примешивается третье значение ремесла - как нетворческой, шаблонной работы. Хотя в других дефинициях применяются такие определяющие ремесло словосочетания, как «требующее значитель­ного мастерства», «владение искусством»[19]. Но может ли нетворческая, шаблонная работа требовать мастерства и искусства? Вряд ли. Напро­тив, настоящее мастерство - это «таинство», ремесло в английском языке до 1700 г. понималось именно в этом значении.

В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона ремеслом называется такая «система производства в области обрабатывающей промыш­ленности, когда производитель создает меновые ценности обыкно­венно по заказу и на ограниченный местный рынок, при участии лиц, принадлежащих к одинаковому с ним общественному классу» . Од­нако в условиях современной рыночной экономики и развитого инду­стриального общества ремесленное производство адаптируется к усло­виям новых технологий, поэтому современный ремесленник стремит­ся к автоматизации своей деятельности; в этом смысле он почти не отличается от универсального рабочего - за тем лишь исключением, что средства производства находятся в его собственности.

Очень часто понятие «ремесло» отождествляется с понятием «кус­тарничество»: «.ремесло - это мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, по­зволяющем производить высококачественные, часто высокохудожест­венные изделия»[20]. Ремесло представлено в трех основных исторических формах: домашнее ремесло, ремесло на заказ и ремесло на рынок. Здесь интересна точка зрения, изложенная в экономической энциклопедии, где под ремеслом понимается «мелкое производство, основанное на личном труде производителя и ручном инструменте, первая в истории форма промышленности, отделившаяся от патриархального земледелия». Там же отмечается, что ремесло «выросло из домашней промышленности и представляло собой производство изделий по заказу потребителя. В отличие от ремесла кустарное производство представляло собой мел­котоварное производство на неизвестный рынок» .

Разграничить понятия «ремесленная деятельность» и «кустарни­чество» можно с позиции М. Вебера, изложенной в его работе «Г о - род». М. Вебер отмечает, что житель деревни, занимавшийся отхо­жими промыслами в городе (кустарь), оставался в правовом отноше­нии крестьянином, т. е. кустарь - это скорее крестьянин, нежели ре­месленник[21]. Поэтому ремесленная деятельность в чистом виде есть сугубо городское явление, никак не свойственное деревне.

Итак, кустарь не может быть отождествлен с ремесленником. Подобное заблуждение возникает в общественном сознании и появля­ется потому, что «она (кустарная промышленность. - прим. авт.) имеет неодинаковое значение у нас и за границей»[22]. Для Западной Европы такое понятие, как кустарь, вообще не характерно, оно свой­ственно в первую очередь странам, в которых достаточно сильно ис­торическое значение общины, коллективное преобладает над индиви­дуальным, поэтому кустарная деятельность свойственна скорее Ки­таю и России, нежели другим странам мира.

Кустарная деятельность пересекается с ремесленной деятельно­стью как два видовых понятия (родовое - хозяйственная деятель­ность), имеющих общие признаки (рис. 2).

Кустарничество, таким образом, рассматривается на стыке про­мышленного и сельскохозяйственного производства.

Производными от слова «ремесло» и близкими по значению сло­ву «кустарничество» являются слова «ремесленничество» и «ремес­ленная деятельность».

Хозяйственная деятельность


Т

 

Г

 

Сельскохозяйственное

Производство

 

Содержание категории ремесленной деятельности и новая концепция ремесленничества

Производство

 

Содержание категории ремесленной деятельности и новая концепция ремесленничества

Рис. 2. Соотношение понятий ремесленничества и кустарничества

В других толковых словарях, как и в словаре В. И. Даля, под ре­месленничеством понимается деятельность ремесленника, т. е. того, кто занимается ремеслом. Это занятие требующей специальных навы­ков работой по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом для домашних нужд либо на продажу; работа по шаблону, без творческой инициативы (негативное значение).

Исходя из анализа понятий «ремесло», «кустарничество» и «ре­месленничество», можно сделать вывод о противоречивости данных категорий. Во-первых, отсутствует логика понимания ремесла, ремес­ленничества, кустарничества, промысла и даже промышленности: нет четких и однозначных дефиниций, причем одно определение чаще все­го противоречит другому, отсутствует разграничение родового и видо­вых понятий. Во-вторых, как правило, смешиваются понятия ремес­ленной и кустарной деятельности. В-третьих, технологии ремесленно­го производства признаются по преимуществу ручными, хотя анализ говорит о возможности применения в ремесленной деятельности ма­шин и механизмов. В-четвертых, ремесленная деятельность в одном из значений рассматривается как шаблонная работа, а ремесленный труд признается нетворческим, что вызывает отторжение категорий ремес­ла, ремесленничества и кустарничества в общественном и научном сознании, а фиксация негативного значения в существующей литера­туре представляет собой квинтэссенцию подобных представлений.

Противоречия в дефинициях, по-видимому, обусловлены исто­рически и связаны с неоднородностью ремесленной деятельности. Не­однородность ремесленничества наталкивает на мысль о необходимос­ти классификации ремесленной деятельности.

С учетом выявленных противоречий требуется построение не­противоречивой дефинитивной модели. Предлагается рассматривать в качестве родового понятие «деятельность», видовым по отношению к которому является «ремесленная деятельность». Ремесленная дея­тельность в целом представляет собой синтез трех видов человече­ской деятельности: деятельности художественного характера, дея­тельности хозяйственного характера, а также педагогической дея­тельности. Творческая ремесленная деятельность по большей части относится к сфере культуры и искусства, хозяйственная - к экономи­ке, образовательная - к педагогике (рис. 3).

Педагогика

Содержание категории ремесленной деятельности и новая концепция ремесленничества

Культура | Экономика

И искусство!

Рис. 3. Ремесленная деятельность в структуре человеческой

Деятельности

Ремесленничество с этой точки зрения представляет собой син­тез профессионального (в технологическом смысле), предпринима­тельского, педагогического и художественного компонентов (рис. 4).

Подобная модель служит основой для классификации типов ре­месленников. В соответствии с преобладанием той или иной состав­ляющей выделяются четыре основных типа ремесленников:

• ремесленник-педагог;

• ремесленник-предприниматель;

• ремесленник-художник;

• ремесленник-технолог.

Ремесленники в зависимости от занятия определенными одно­родными ремеслами объединяются в промыслы. Ремесленная про­мышленность, в свою очередь, состоит из определенных комплексов профессиональных занятий - промыслов.

Ремесленничество


Педагогиче ская состав ляющая

Художест­венная со­ставляющая

Профессио­нальная со­ставляющая

Предпринима тельская со­ставляющая

Рис. 4. Ремесленничество как производственный комплекс

Промысел представляет собой сумму однородных ремесел, на­пример кузнечный промысел - это совокупность кузнечных ремесел. В рамках каждого промысла ремесленники самостоятельно занима­ются определенной ремесленной деятельностью.

Ремесленную промышленность предлагается рассматривать как видовое понятие по отношению к родовому понятию промышленно­сти. Именно ремесленная деятельность является исторически первым видом производственной деятельности, а следовательно, все остальные виды деятельности исторически связаны с ремесленным. Это означает, что понятие «промышленность» восходит к понятию промысла как определенной совокупности однородных ремесел. В этом контексте промышленность как совокупность промыслов может быть как ре­месленной и кустарной, так и крупной (фабрично-заводской).

Разграничив основные категории, теперь можно дать определе­ние ремесленной деятельности и ремесленничества. Необходимо раз­личать ремесленничество (система) и ремесленную деятельность (про­цесс). Ремесленная деятельность — творческое и культурно ориенти­рованное преобразование окружающей действительности при отсут­ствии отчуждения рабочей силы и средств производства у субъекта, осуществляющего деятельность, и функциональном ограничении, свя­занном с разделением труда.

Ремесленничество представляет собой статическую характери­стику ремесленной деятельности. Ремесленничество - система об­
щественных отношений, возникающих в процессе производства и ре­ализации продукции малых предприятий и семейных хозяйств, в ко­торых отсутствует функциональное разделение труда, средства про­изводства находятся в собственности или на праве аренды у произво­дящего субъекта, а продукция производится в малом объеме и преиму­щественно на индивидуальный заказ. В данной системе действуют как субъекты ремесленной деятельности, так и агенты ремесленничества, т. е. субъекты, осуществляющие поддержку ремесленной деятельности - го­сударственные, муниципальные, общественные и частные организации.

В зависимости от результата деятельности можно классифици­ровать следующие виды ремесленных отношений:

• производственные отношения, возникающие в ходе создания и реализации предметов индивидуального творчества (уникальных мо­делей, образцов, предметов искусства, других авторских разработок);

• производственные отношения, возникающие в ходе создания и реализации предметов, предназначенных для удовлетворения по­требностей отдельных индивидов (товары, производимые на индиви­дуальный заказ);

• производственные отношения, возникающие в ходе создания и реализации предметов в небольшом объеме, мелкосерийно (товары, предназначенные для массового потребления);

• производственные отношения, возникающие в ходе оказания бытовых услуг (рынок жилищно-коммунальных услуг).

Первые два вида ремесленных отношений не являются рыночными, поскольку им свойственна персонификация потребления, а для индиви­дуального творчества вообще характерно отсутствие ориентации на по­требление (ремесленники-демиурги, они же мастера, искусники). Однако следующие два вида ремесленных отношений являются рыночными.

Первые два вида ремесленных отношений позволяют предста­вить ремесленничество как художественную и полухудожественную деятельность. Поэтому применительно к ним предлагается использо­вать категорию «демиург», т. е. человек, посредством своей деятель­ности приближающийся к божественному началу акта творчества.

Ремесленничество как совокупность социальных институтов вклю­чает в себя определенную духовно-ценностную доминанту, националь­ные традиции, креативно-антропологическое и социокультурное изме­рение, продуктивную деятельность, экономические формы и норматив­но оформленные процедуры функционирования. Отличительная осо­бенность деятельности ремесленника заключается в ее целостности - в единстве главных продуктивно-творческих сил. Целостная деятель­ность порождает целостное общение, свободное от соображений одно­сторонней экономической эффективности и утилитарности, поэтому ре­месленник по определению не совпадает с универсальным рабочим, труд которого не представляет собой целостную деятельность. К. Маркс относительно целостности деятельности ремесленника отмечает сле­дующее: «.каждый, кто желал стать мастером, должен был овладеть своим ремеслом во всей его полноте»[23]. Ремесленник, с нашей точки зрения, - это единый комплекс производственных отношений. Ремес­ленника можно также рассматривать как «человека-предприятие».

По нашему мнению, в условиях развитого индустриального об­щества и рыночной экономики можно выделить два основных типа ремесленной деятельности:

1) ремесленная деятельность, связанная с национальной культу­рой (в рамках национально-территориальных образований), свойст­венная всем странам, в которых имеет место специфическая нацио­нальная культура и, соответственно, действуют народные промыслы, в границах которых создается продукция, предназначенная, главным образом, для иностранных туристов;

2) ремесленная деятельность, ориентированная на индивидуаль­ный заказ или, в небольшом объеме, на местный рынок; возможны следующие ее виды - технологическая и художественная ремесленная деятельность.

Исследование ремесленной деятельности в современном ее со­стоянии приводит нас к новому пониманию труда - ремесленный труд, будучи творческим и целостным, становится в условиях постиндуст­риального общества объективной необходимостью. Труд становится «ремесленным» в старинном, «первобытном» значении этого слова, т. е. труд по изготовлению вещи сливается с трудом по ее изменению и улучшению: вещь не просто изготавливается, она создается, творит­ся, обретает отпечаток свойств своего создателя[24].

Знания сегодня все более необходимы работнику, поскольку труд его становится творческим. С этой точки зрения наемный работ­ник приближается по своим основным характеристикам к ремеслен­нику. Знание используется для производства знания, для системати­ческих нововведений и новаторства.

В постиндустриальном обществе с усилением творческой со­ставляющей труда все больше будет проявляться его ремесленная природа: «.ремесло должно приобщиться к пользованию теми куль­турно-экономическими завоеваниями, которые послужили могучим рычагом современного прогресса. Уже в нынешнем его состоянии за­метны признаки его вступления на новый путь развития, неизбежно сопровождаемого утратой старых специфических особенностей. Бу­дущая судьба ремесла зависит в значительной степени от приспособ­ления самих ремесленников к новым условиям времени; но на госу­дарстве и обществе лежит обязанность устранить препятствия к сво­бодному развитию экономических сил среднего класса населения, с существованием которого связаны весьма важные экономическо - культурные интересы»[25].

Комментарии закрыты.