Сода (природная)

Известны следующие случаи находки сухой соды при раскопках древнеегипетских памятников:

1) В вазах и кувшинах в гробницах.

Примеры: а) В гробнице Юи и Туи (XVIII династия)[4056]. Очевидно, это были отходы бальзамирования; «завернутая в тряпочки» сода была обнаружена в пятидесяти двух больших кувшинах. По крайней мере в одном случае это была смесь соды с опилками.

B) В десяти больших кувшинах в гробницах Махерпра (XVIII династия)[4057]. Это были также отходы бальзамирования, поскольку сода была смешана со смолой и опилками,

С) В гробнице Тутанхамона[4058]. В этой гробнице ваза с содой была обнаружена в том же помещении, что и другая ваза со смолой, имевшей, по-видимому, непосредственное отношение к бальзамированию. Здесь же была найдена сода, смешанная с ароматной гумми - смолой; вероятно, это было благовонное курение. Два других образчика соды лежали в особой формы алебастровой вазе на подставке, находившейся перед балдахином, покрывавшим канопический ящик, d) В одной гробнице (XVIII династия) в Фивах[4059]. е) В Рамессее (XIX династия) вместе с остатками ткани[4060]. f) В одной гробнице XXI династии в Саккара.

2) В свертках в гробницах.

Описывая гробницу Меритамон в Фивах (XVIII династия), Уинлок говорит[4061]: «...в гробницу, по-видимому, была также положена сода. Небольшие кусочки ее, высыпанные из сосудов, где она хранилась, были сметены в корзину В». Уэйнрайт нашел соду в одной гробнице XXV династии в Кафр-Аммаре[4062]. [428]

3) Закопанная в ямах вместе с отходами бальзамирования.

Уинлок нашел в Дейр-эль-Бахри по крайней мере десять образцов соды эпохи XI-XIII династий. Я подверг некоторые из них анализу[4063].

Отходы от бальзамирования тела самого Тутанхамона или двух детей, мумии которых были найдены в его гробнице, были обнаружены за десять лет до открытия самой гробницы. Среди них были «мешочки с порошкообразным веществом»[4064], которое, как выяснилось позднее, оказалось содой52. Лэнсинг нашел в Дейр-эль-Бахри три небольших образца такого же вещества. Два из них не датированы, третий же относится, по-видимому, к саисскому

53

Периоду. Он же вместе с Хейсом нашел в Дейр-эль-Бахри «кувшины, упакованные в опилки, соду и льняную набивку» эпохи XVIII династии[4065].

Невилль обнаружил в храме в Дейр-эль-Бахри «горшки с селитрой»[4066], а также «несколько больших кувшинов, из которых некоторые были наполнены рубленой соломой для набивки мумий, а другие — многочисленными мешочками с селитрой или какой-то солью, применявшейся для бальзамирования»55. Так называемая селитра, по всей вероятности, была содой.

Приведенные примеры (а это все, что удалось обнаружить) относятся к фиванскому некрополю и принадлежат к различным эпохам, от XI династии до персидского периода.

4) В виде корки на деревянном столе для бальзамирования и относящихся к нему четырех деревянных [429] чурбанах[4067], которыми, очевидно, пользовались для поддержки тела, а также в виде корки на четырех знаках «анх» и на деревянном предмете, очевидно имеющем какое-то отношение к бальзамированию[4068]. Все эти предметы, принадлежащие к эпохе XI династии, были найдены Уинлоком в Фивах и хранятся теперь в Каирском музее, где я имел возможность подвергнуть их исследованию. На столе и на деревянном предмете, помимо соды, имелись также следы смолы.

5) На некоторых мумиях. Так, например: а) У одного покойника эпохи Среднего царства из Саккара «на груди было обнаружено около десятка бугорков соды»[4069]. Ь) Содой были пропитаны ткани тела одной мумии XII династии[4070], с) Сода находилась в двух свертках, прикрепленных к мумии неизвестной женщины, найденной в гробнице Аменхотепа II (XVIII династия). В одном свертке было много эпидермы, а в другом — части внутренностей; содержимое обоих свертков было смешано с неразведенной содой[4071], что показал также и произведенный мною анализ, ё) Содой был пропитан мозг мумии мальчика из гробницы Аменхотепа II[4072]. е) Содой была пропитана смола со щек, рта, руки и ребер нескольких мумий XVIII-XIX династий[4073], 1) Сода в виде мелких белых кристаллов была обнаружена на одной мумии, вероятно, XX династии (хранящейся в музее в Лидсе). Анализ показал, что эти кристаллы «состояли почти целиком из углекислого натрия с примесью хлористого [430] и сернокислого натрия», то есть были содой. Такие же кристаллы были найдены на полотнищах, в которые была запелената эта мумия, §) Содой была покрыта мумия какого-то неизвестного из Дейр-эль-Бахри[4074]. И) Сода была найдена в виде мельчайших кристаллов на коже и поверхности внутренних полостей мумии, исследованной Грэнвиллем. Анализ показал, что эти кристаллы состояли из «углекислого, сернокислого и хлористого натрия» в смеси с азотнокислым калием и следами извести[4075], иными словами, что это была сода с обычными для нее примесями.

6) На некоторых мумиях в смеси с жировыми веществами. Примеры: а) На теле Тутмоса III (XVIII династия)[4076]. Ь) На теле Мернепта (XIX династия)[4077]. с) Во рту и во внутренних полостях тела некоторых мумий XXI и XXII династий66,67. Вещество было исследовано Шмидтом, который в своей первоначальной работе делает заключение, что жировым веществом было смешанное с содой животное масло. Это заключение обычно цитируют и сейчас, хотя в другой, более поздней статье[4078] Шмидт совершенно ясно заявляет, что в результате дальнейших исследований он изменил свое мнение и пришел к выводу, что жировое вещество принадлежало самому телу, ё) В полости таза женской мумии («мумия № 1»), найденной в гробнице Аменхотепа II (XVIII династия), где жировое вещество,

69

По-видимому, также принадлежало телу.

Сода употреблялась не только в сухом твердом состоянии, но иногда и в виде раствора. Такой раствор был обнаружен дважды: Брайтоном[4079] — в алебастровом канопическом кувшине из царской гробницы XII династии [431] в Лахуне, в котором, однако, не было никаких внутренностей, и Рейснером[4080] — в трех отделениях алебастрового канопического ящика царицы Хетепхерес (IV династия). Четвертое отделение было сухим, так как один из углов ящика дал течь. Этот раствор соды, как показал произведенный мною анализ, оказался приблизительно трехпроцентной крепости и содержал примеси, обычные для египетской соды, а именно поваренную соль и сернокислый натрий. В каждом отделении ящика лежит плоский пакет, завернутый в ткань (по-видимому, льняную); в пакетах, по всей вероятности, находятся внутренности.

Таким образом, имеется значительное количество данных, свидетельствующих о том, что сода, несомненно, употреблялась для бальзамирования начиная со времени IV династии до персидского периода. Геродот в своих записях, относящихся к V веку до н. э., говорит, что содой пользовались для этой цели и в его время.

Причина применения в бальзамировании соды, а не соли, которая была бы не менее эффективным, если не лучшим, средством обезвоживания, причем ее было гораздо больше, а следовательно, она была и дешевле соды, без сомнения, заключалась в том, что сода считалась важнейшим очистительным средством, вероятно, потому, что она очищает путем химического разложения жиров и сала, делая, таким образом, то, что не в состоянии сделать соль. Поэтому во всех очистительных церемониях употреблялась сода, а не соль, как, например, при принесении очистительной жертвы и в обряде «очищения уст». По той же причине соду примешивали к благовонным курениям и мастерская бальзамировщика

72

Называлась «Местом очищения» .

Комментарии закрыты.