Живопись сухой кистью

Кажется, данный способ отделки поверхности де­рева мы предлагаем первыми, так как нам не при­ходилось встречаться с описаниями подобных работ Возможно, он вытеснит все другие при раскрашивании выжженных работ.

Дерево подготав­ливают так же, как и для забрызгивания, то есть подлежащие раскрашиванию по­верхности изделия обводят слоем густо разведенного дек­стрина и просушива­ют. Затем на кусок стекла (рис 103) вы­давливают капельку
и растирают ее концом жесткой тупой кисти. Краска распределится на щетине кисти оіень тонким слоем и станет почти сухой. Делая небольшие круговые дйиже - ния и держа кисточку совершенно отвесно, трут ею по поверхности Краска будет сходить с нее медленно и ложиться на дерево очень мягко. Там, где будем тереть дольше, краска ляжет гуще, а где меньше — по­лучится мягкая полутень.

Если кое-где потребуется усилить краску, нужно подождать часа два-три, пока подсохнет первый слой. Необходимо сказать, что масляную краску надо разбав­лять сиккативом

Спустя сутки декстрин можно смыть водой и после просушивания обвести им соседние места окраски. Работа будет подвигаться довольно медленно, посколь­ку нельзя работать разными красками на разных час­тях рисунка одновременно.

Когда рисунок раскрашен, его покрывают самым светлым копаловым лаком

Нанесение теней

При сборе инкрустации из орнаментов или цветов в некоторых местах бывает нужно нанести тени, чтобы придать работе большую красоту.

Способы нанесения теней.

1) Когда инкрустация наклеена на обвяз и отшли­фована, во <руг мест, где должна быть тень, наклеивают вырезки из тонкой бумаги при помощи декстрина, а затем оттеняют сухой кистью пропитанной масля­ной краской как было описано в предыдущем пара­графе Наклеики из бумаги не допускают закрашива­ния ненужных мест.

2) Горячий способ нанесения теней состоит в том, что в жестянке раскаливают небольшое количество белого песка (стакана 2 — 3) до такой степени, чтобы погруженный в песок кусок дерева подрумянился и по­бурел, но не воспламенился. Убедившись, что песок

достаточно нагрелся, кусок приготовленном инкруста­ции берут щипчиками и погрркают его ребром в горя­чий песок Дерево тотчас же побуреет Повторив эту операцию несколько раз, погрркая дерево в песок на разные глубины, можно достичь плавного перехода от темно-коричневого цвета до самого светлого, едва за­метного. Надо только помнить, что при шлифовке начисто оттенение существенно ослабнет

3) Кислотный способ Употребляют азотную и очи­щенную серную кислоту, а из растворов — известко­вую воду с небольшим количеством сулемы для кре­пости.

Самая сильная, конечно, азотная кислота, ее упот­ребляют только в очень разбавленном виде. Серная кислота несколько слабее, но и ее требуется сильно разбавлять. Главное неудобство употребления кислот состоит в том, что они уничтожают натуральную и ис­кусственную окраску дерева. Впрочем, серная кислота иногда далее освежает краску, но на это особенно рассчитывать не следует. Стало быть, кислотами можно оттенять только белое и коричневое дерево инкру­стации.

Следует заметить, что капля кислоты на поверх­ности растечется и займет пространство вчетверо боль­шее. Это надо иметь в виду и оттенять очень осторож­но, небольшими порциями кислоты

Кислоту следует наносить перьями или кисточкой ИЗ ' перьевых бородою Главное преимущество кислотного способа в том, что он позволяет наносить тени посре­дине детали инкрустации, тогда как горячий способ можно применить только с края детали.

Важно и то, что кислотои можно оттенять инк­рустацию, уже наклеенную на обвяз.

Известковая вода действует гораздо слабее кислот; но и ею можно прекрасно оттенять. Главное пре­имущество известковой воды состоит в том, что ею можно смело оттенять древесину разных цветов. Го­товят известковую воду очень легко: простую известь

10 Обработка дерем 273 настаивают на кипяченой воде в течение двух дней, затем светлую часть жидкости осторожно сливают с осадка и наносят на оттеняемые места инкрустации при помощи кисточки.

Оттеняют, когда инкрустация уже наклеена на остов.

Особенности окраски инкрустации

Обыкновенные инкрустации набирают из самоцвет­ной древесины, окраска которой отличается от цвета изображаемых предметов. Если хотят получить более живои натуральный цвет, то можно поступать двояко:

1) Всю инкрустацию собирают из светлого беленого дерева, руководствуясь контурами рисунка и направле­нием древесных волокон в отдельных ее частях, затем раскрашивают обыкновенными акварельными краска­ми, нанеся предварительно оттенения, и покрывают лаком (см далее). Этот способ самый легкий, но от него нельзя ждать особо хороших результатов.

Подобная акварель на дереве выглядит живой и изящной, но она недолговечна, потому что некоторые краски быстро выцветают. К тому же покрытие лаком никогда не дает гладкой и чистои поверхности изделия.

2) Второй способ несколько сложнее. Он не дает подобной свежести и живости красок, зато обладает прочностью и изяществом Инкрустация готовится как обычно, то есть отдельные ее части выпиливают лобзи­ком Детали, нуждающиеся в раскрашивании, изготав­ливают из белого каштана или остролиста. Прежде чем наклеивать такую инкрустацию на декстринированную бумагу, ее части окрашивают погружением в холодный раствор красящего вещества. Если, например, на окра­шенном лепестке цветка должны оставаться белые жилки, то их следует предварительно расписать на лепестке белым воском, который не пропустит краски. Вынув части инкрустации из окраски, их сушат и на­клеивают на декстринированнои бумаге. Тени наносят известковой водой после окончательной чистки.

Иногда требуется, чтобы окраска была неодинако­вой густоты на разных частях инкрустационной встав­ки. В этом случае усиление цвета нужно делать после наклейки инкрустации на обвяз при помощи красок - протрав и мягкой кисточки.

Комментарии закрыты.