ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ

Из руд и минералов, встречаемых в природе, лишь немногое служат материалами для получения натура­льных зеленых красок. Из них представляют интерес в малярном деле следующие:

1. Веронская земля, Grunerde, Seladongrun, Tirolgrun, Terre verte, Terre de Verone, Vert dTtaUe; Verona greene. Землистая краска зеленого цвета Добывается около Вероны в Италии, на острове Кипре, в Богемии и Ти­роле Это глина, окрашенная кремнекислой закисью железа Цвет веронской земли неоднороден, попада­ются куски селадонового, оливкового и часто грязно­зеленого оттенков; сортировка производится на месте добывания.

Химический состав веронской земли не всегда одинаков и довольно сложен. Содержит около 20% закиси железа, 50% кремнезема и глинозема, 6% магнезии, 6% кали, 2% натра и до 7% химической воды.

В России не пользуется популярностью и редко встречается в торговле; за границей применяется в кле­евых и масляных окрасках; покрывает хорошо. В смеси с белилами, желтой охрой дает много красивых и ори­гинальных оттенков; цветом очень непостоянна, так как под влиянием воздуха закись железа быстро пере­ходит в окись и, изменяясь в цвете, влияет на колер всей краски.

2. Малахит, горная зелень, Berggrun, Malachitgrun; Vert de montagne, Vert de Hongrie; Mountain green. Цен­ный минерал красивого зеленого цвета. Дает краску прекрасного качества.

Малахит добывается во многих странах Европы и Азии. Богатые месторождения находятся в Сибири, Венгрии и Тироле. Уд. вес равняется 4 Это основная углекислая медь, состав ее выражается формулой 2СиОСОг+НО Применяется в производстве предме­тов роскоши и ювелирном деле; мелкие куски идут в размол для получения довольно ценной краски.

Малахит употребляется в окрасках, давая прочный красящий слой. От сернистых газов и испарений цвет приобретает грязный оттенок

Гораздо богаче выбор искусственных зеленых мине­ральных красок. Материалами для их получения слркат соли меди, хрома, кобальта, цинка и отчасти железа; последнее применяется в виде лазури Все медные зеле­ные краски отличаются характерным ярким цветом, слабой кровельной силои и ядовитостью, пользуются большим спросом. Из множества искусственных зеленых красок в малярной практике применяются следующие:

3. Брауншбейн. Braunschweihergrun, Ncuwiedergrun; Vert de Brunswick. Зеленая краска, широко распростра­ненная в малярном деле, в клеевых окрасках.

Краска изобретена братьями Гравенгорст в 1764 г. в г. Брауншвеине, от которого и получила свое назва­ние. Густой сине-зеленый цвет краски обусловлен при­сутствием основной углекислои окиси меди; постоян­ного состава краска не имеет; существует много спосо­бов ее приготовления

В красочном слое брауншвейн быстро получает бо­лее зеленый оттенок, который долго не теряет красоты и живости цвета. В торговлю поступает в виде пушис­тых, легких кусков неправильной <|юрмы, легко превра­щающихся в мелкий порошок. Содержит в качестве примеси гипс, мел, глину и прочие материалы, удешев­ляющие краску.

4. Шсслева зелень. Scheelesgrun. Краска прекрасного зеленого цвета, получила свое название от имени изоб­ретателя, шведского химика Шееле, по способу которо­го ее получают до сих пор.

По составу представляет смесь водной окиси меди с мышьяковисто-кислой окисью меди; постоянного со­става не имеет; от увеличения порции мышьяковистой соли цвет принимает желтоватый оттенок и наоборот.

Употребляется в масляных и клеевых окрасках, по­крывает плохо; под влиянием щелочей меняет цвет до полного разложения; очень ядовита; в торговлю поступает в порошкообразном виде, может содержать примеси.

5. Швеинфуртская зелень. Schweinfurtergrun, Englis - hgrun, Wienergrun, Schongrun; Vert de Schveinfurt, Vert de Vienne, Vert d’anglais и т. д. Предпочитается шеелевои зелени по красоте цвета и по качествам.

Изобретение этой краски приписывают Рушу и Зат - леру из Брауншвейна (Бавария), но одновременно она была открыта Матиссом в Вене В торговле появилась в 1814 г. По красоте цвета и прочности предпочитает­ся всем мышьяково-медным краскам. Получение кра­ски долгое время хранилось в секрете и до сих пор обусловлено многими практическими приемами, не поддающимися научному анализу, и поэтому, несмотря на известность химического состава и описание многих способов, получить ее трудно. Этой краской интересо­вался знаменитый Либих и первым опубликовал в 1822 г. способ ее получения. Химически чистая швеи - нфуртская зелень представляет смесь мышьяковисто - КИСЛОИ И уксуснокислой солей меди Си(С2Н3Ог)+ +3(Cu0As^03); процентное содержание составных продуктов приблизительно следующее: окиси меди — 31,24%, мышьяковистой кислоты — 58,62%, уксусной кислоты — 10,14%,

Настоящая швейнфуртская зелень в чистом виде представляет краску изумрудного ярко-зеленого цвета. В обычных условиях краска отличается прочностью и постоянством цвета, на масле покрывает слабо, боит­ся сильных щелочей, высокой температуры, сырости, отчего изменяется цвет, получая грязно-бурый оттенок. Полностью растворяется в крепком нашатырном спирте, чем можно пользоваться при испытании чисто­ты краски.

Ш вейнфуртская зелень широко используется в ма­лярном деле. В клеевых окрасках следует учитывать ее свойство разлагаться от сырости, причем гниение клея сопровождается выделением мышьяковистого водоро­да, чрезвычайно ядовитого газа. Вообще надо беречься сырости, щелочей и известки, способствующих разло­жению краски. Сильная ядовитость краски заставляет быть чрезвычайно осторожным в обращении с нею. Этот недостаток сильно мешает ее применению. В тор­говле в чистом виде почти никогда не встречается; примесями слркат обыкновенные минеральные сурро­гаты и некоторые желтые и синие краски.

6. Зелень Кульліана. Краска получила название по имени изобретателя, очень похожа на швейнфуртскую зелень, но отличается меньшей кровельной способ­ностью, употребляется преимущественно в клеевых окрасках.

Получается из смеси растворов хлористои меди и мышьяковистой кислоты осаждением известью; эти же элементы входят и в состав краски.

7. Зелень Эльснера — полуминеральная и полуорга - ническая краска. Получается в виде осадка — готовой краски при смешении растворов медного купороса, хлористого олова и экстракта желтого сандала с едким кали или натром Краска отличается очень красивым цветом, оттенки которого зависят от пропорции меди и желтого экстракта; отлично покрывает, довольно до­рога, в торговлю поступает в виде порошка, часто в виде ступочек с примесью каолина Цвет очень непрочен.

8. Медянка, ярь-медянка. Grunspan, Vert de gris, Vert en Grappe. Очень популярная и универсальная краска, представляющая уксусно-медную соль, растворима в воде; самостоятельно не употребляется, применяется в смеси с белилами.

Налйчие медянки обнаружено во многих окрасках в Древнем Риме. Получение медянки известно давно; ее производство состоит в окислении металлической меди виноградными выжимками, предварительно под­вергнутыми уксусному брожению. В южной Франции этот способ практикуется и в настоящее время; так получаемая медянка поступает в торговлю под назва­нием французской, считающейся лучшей. В Германии, Швеции и России медянку получают окислением меди очищенным древесным уксусом; продукт выходит до­вольно качественным, но во многих отношениях усту­пает французскому, получаемому с помощью виноград­ного уксуса.

Медянка как химический материал — непостоян­ное соединение; она состоит из смеси уксуснокислой, двууксуснокислой, трехуксуснокислои окиси меди и ук­суснокислой закиси меди. Приблизительный состав частей: окиси меди от 43 до 45%, уксусной кислоты от 27 до 29%, воды от 25 до 28% и около 1% разных примесеи. Медянку как химическое соединение можно приблизительно выразить формулой: Си(СгНз02)+ +СиН02+5Н20.

Медянка в сухом виде представляет весьма плотный продукт, имеет землистый излом с признаками кри сталлического строения. Цвет массы — сине-зеленый; полностью растворяется в нашатырном спирте и кис - * лотах. Из всех медных красок имеет наибольшее при­менение. Входя в химическое соединение со свинцовы­ми белилами, дает масляную краску высокого качества, чрезвычайно прочную, красивого цвета, который после нанесения приобретает бирюзовый оттенок, но по ме­ре образования медного мыла переходит в травянисто­зеленый, приятныи для глаза колер и остается таким постоянно. Красочный слой медянки в результате хи­мического соединения ее с олифои является необык­новенно прочным, от времени как бы металлизируется, препятствуя масляному цементу краски разлагаться под действием атмосферных влияний — сырости, воз­духа, света, перемен температур і и проч., способству­ющих разложению всех органических веществ, к числу которых относится и олифа. В данном случае масло как бы теряет свои органические свойства, образуя с ме­дянкой и входящими в состав краски свинцовыми белилами прочное химическое соединение — медно­свинцовое мыло Вот почему во всех случаях, где вопрос прочности окраски играет существенную роль, медян­ка является незаменимым материалом.

Эти положения основаны не только на теоретиче­ских данных. На практике они подтверждаются многи­ми фактами: железные крыши, окрашенные медянкой, не требуют малярного ремонта более десяти лет, тогда как при наилучших условиях окраска другими масля ■ ными красками, подверженными влиянию наружной атмосферы не выдерживает более пяти лет

Способ производства медянки давно рке не состав­ляет секрета, в южных провинциях Франции виноград­ные выжимки давно применяют в производстве медян­ки; виноградный уксус, образуемый от брожения вы­жимок, сам по себе чист и содержит только примеси виннокаменной и молочной кислот. В смеси с медью дает соль прекрасного цвета Древесный уксус, содер­жащий в растворе пригорелые масла, фенол, смолы и проч., в смеси с медью не дает такого чистого цвета соли.

Медянка, как довольно дорогая краска, часто встре­чается с примесью дешевых материалов, например, глины, гипса, шпата и других Эти примеси обнаружи ваются при растворении краски в нашатырном спирте Примеси остаются в виде осадка, по количеству кото­рого можно судить о степени чистоты краски.

9. Ярь венецианская. Vert de gris distiUe, Vert cristaUi - se; Gnstaux de Venus; KnstaUisirtcr Grunspan. Встречается в виде красивых крупных кристаллов густого сине - зеленого цвета.

Это средняя водная уксуснокислая окись меди, Си(СгН О )+Н Д Кристаллы ее имеют призматичес - кую форму, производство очень простое: получается травлением меди в крепком уксусе.

Ярь венецианская не представляет собой краски, но является полезным материалом в случаях, когда требу­ется оживление зеленого цвета масляной краски ме­дянкой и другими медными красками. Ярь венециан­ская, так же, как ярь-медянка и медные соли, ядовита и требует осторожного обращения.

10. Хромовая зелень. Chromgrun, Deckgrun; Vert de chrome, Vert de soie, Vert emeraude, Chromgreen, Emeralg - reen. Изумрудная зелень, шелковая зелень и тому под­обные названия дают зеленым краскам получаемым из окиси хрома, которая служит для них красящим пиг­ментом.

Чистая водная окись СГ2О НО представляет собой аморфную, темно-зеленого цвета краску, отличающу­юся огнеупорностью, прочностью цвета, на который не действуют ни щелочи, ни кислоты Она является единственным источником для получения зеленых от­тенков в окрасках стекла фаянса фарфора

Хром является богатым источником получения многих зеленых и желтых красок. Все хромовые краски очень дороги и за исключением составных зеленей почти не употребляются в малярной практике, зато в художественной живописи пользуются спросом. Из красок, содержащих в своем составе хром, отметим одну

а) Зелень Паннетье. Pannetiergrun, Vert Pannetier. Это соединение хрома с борной кислотои, имеет кра­сивые зеленые оттенки, ценится дорого прочна цветом, применяется в живописи.

11 Зелень Ринмана, Rinmansgrun; Vert de Cobalt, Vert de Rinnman. Получают из смеси окислов кобальта цин­ка и мышьяка Очень прочная, постоянная цветом и укрывистая краска. Довольно дорогая, поэтому в ма­лярном деле имеет весьма ограниченное применение.

Состав зелени Ринмана приблизительно следующий; 80% окиси цинка, 11% окиси кобальта, 1% мышья­ковистой кислоты. Очень ядовита, обычно содержит примеси.

12 Зеленый ультрамарин. Получают так же, как обыкновенный голубой; имеет тот же состав и свойст­ва; его применение ограничивается клеевыми окраска­ми и окраской обоев, прочен цветом.

13. Марганцовая зелень. Mangangrun, Bottgersgrun; Vert tiges de rases. Краска получена недавно, отличается прекрасным сине-зеленым цветом, хорошими каче­ствами.

Берлинская лазурь и желтые кроны при смешении в различных пропорциях дают краски различных зеле­ных оттенков. Краски отличаются живостью колеров, кровельной способностью и сравнительной дешевиз - нои, что делает их популярными в малярной практике. Недостаток состоит в непрочности цвета, что зависит от основного красящего вещества — лазури.

Получение смешанных зеленых красок основано не только на механическом смешении кронов с лазурью в сухом виде, а на химическом свойстве растворов желтого синеродистого кали, железного купороса, цин­кового купороса, свинцового сахара и хромокислого кали давать осадки в виде желтых и синих красок, которые в момент своего образования смешиваются, давая зеленые краски красивых оттенков, высокой ин­тенсивности и кровельной способности. Чистота соста­ва влияет на ценность красок, а пропорции взятых для смешения растворов — на оттенок; интенсивность и кровельная способность допускают возможность большого процента примесеи, удешевляющих краску (гипс, шпат, глина); встречаются сорта с содержанием до 90% этих суррогатов, что делает их самыми дешевы­ми из зеленых красок и самыми общеупотребитель­ными в малярной практике.

14. Крон зеленый. Chromgrun; Vert de chrome; Chromgreen. Одна из лучших смешанных красок, имеет различные оттенки красивого зеленого цвета; обычно не содержит примесеи и поэтому ценится довольно дорого, используется при производстве дорогих маляр­ных работ, в каретных покрасках и в литографских рисунках; излом землистый, аморфен, боится щелочей, под влиянием света со временем бледнеет.

15 Зелень цинковая. Содержит в составе цинковый крон; этим отличается от предыдущей краски; бывает разных оттенков и качества в зависимости от количест­ва примесей. В малярном деле широко используется в различных целях; идет для окраски обоев. Лучшие сорта цинковой зелени светло-зеленых оттенков назы­ваются зеленью Виктория.

16. Киноварь зеленая, Опте СіппоЬег. Самая деше­вая и самая распространенная зеленая краска, содер­жит наибольший процент примесей из всех зеленей, отличается темными оттенками, в малярной практике используется в различных целях, дает красивые раз­белы. Лучшие сорта зеленой киновари известны под названием различных зеленей: изумрудной, шелковой, локомотивной и пр. Применение их весьма разнооб­разно.

Органические зеленые краски или баканы в больши­нстве случаев получают из желтых отваров осаждением медными солями; как красочные материалы для маляр­ного дела интереса не представляют. Наиболее извес­тны две краски, не содержащие меди:

17. Травяная зелень. Blattgrun; Vert vegetal. Ее полу­чают из отвара некоторых горных трав осаждением щелочами. Краска прекрасного цвета и отличных ка­честв, употребляется только в акварельной живописи, в окраске искусственных цветов и в кондитерском искусстве.

18. Китайская зелень, Locaognin. Прочная краска красивого цвета. Ввозится из Китая, очень дорогая, применяется в живописи; в составе содержит глино­зем; прочие составные элементы неизвестны.

Комментарии закрыты.