Здоровое дерево

Оклейка шпоном требует, чтобы поверхность изделия была гладкой и ровной не только когда изделие новое, но оставалась такой в течение долгих лет Следовательно, обвяз должен быть сделан из самого сухого, не способного коробиться, дерева Для сохранения дерева сухим должны бьггь приняты следующие предохранительные меры, а именно: большие щиты обвяза склеивают (рис 1) из узких дощатых полосок а, б, в, г, д (до 13 см шириной каждая), гладко строгают, затем просушивают Спустя полтора месяца на поверхности обвяза появятся незначительные бугорки (рис 2), их гладко фугуют затем строгают цинубе­лем После этого поверхность готова для оклейки шпоном.

Здоровое дерево

В особо тонких изделиях щиты обвязов склеивают из трех слоев более тонких дощечек (рис 3), причем сред ■ нии слои укладывают поперек, чтобы волокна внутренне - - го слоя дерева перекрещивались с волокнами наружных слоев Это гораздо лучше, но стоит дорого Кроме то­го, на поверхности обвяза не должны выступать сучки или заершины: их тщатель­но выдалбливают и заделы ваюг кусками дерева так, чтобы их слои совпадали со слоями дерева в обвязе.

Заделка сучков необхо дима потому, что клей на

Здоровое дерево

них держится плохо и сучки со временем выступают наррку и выпирают шпон. Зарезные соединения об - вяза должны быть сковородные, широкие или широ­кие гребневые, как показано на рис 4 и 5. Одним словом, должны быть приняты все предосторожности, чтобы обвяз не покоробился и не покривился.

Для обвязов употребляют: ель, сосну, ольху, липу. Самые лучшие обвязы — лиственничные.

Для инкрустации и мозаик используют натураль­ную импортную древесину или окрашенную древе - сину отечественных пород в виде тонкою шпо­на.

Импортная древесина бывает разного цвета кар­минно-красного, черного, желтого, коричневого и даже совершенно белого. Цвет недостаточно равномерно распределяется по поверхности и имеет несколько от­тенков, что мешает при изготовлении мелких мозаич­ных работ, где оттенки цвета должны гармонировать с соседними фрагментами. В этом случае лучше упот­реблять крашеную древесину; к тому же в мозаичных работах желательно, чтобы разноцветные куски дерева были одинаковой твердости и толщины, а этому усло­вию отвечает только крашеная древесина одной поро­ды дерева и даже одной нарезки.

Что касается крупных инкрустации или так на­зываемого наборного шпона, то, конечно, в этом случае предпочтение следует отдать натуральной древесине импортных пород, в которой отчетливо сохраняется красивыи рисунок волокон (слоев). Крашеная же дре­весина отчасти утрачивает шелковистость и живость, но приобретает равномерность в окраске. В крупных инкрустациях она не производит хорошего впечат­ления.

Кроме дерева, для мозаики употребляется еще кость, целлулоид, разные искусственные составы, пер­ламутр, панцирь черепахи и металлы, особенно сплавы меди и олова. Обо всех этих материалах поговорим особо.

ДЕРЕВО

Кто пожелает поближе познакомиться со свойст­вами дерева, того отсылаем к книге «Практический курс столярного искусства», а здесь расскажем о шпо­не, как о готовом материале.

Есть два вида шпона. Менее качественный срезается с поверхности круглого кряжа и имеет вид широких пластин. После очистки и полировки на его поверхности не увидите красивого рисунка наслоений и сама поверх­ность будет мертвой, плохо принимающей полировку. Такой шпон нельзя резать на мелкие кусочки для инкрустаций, так как этому помешает множество трещин.

Лучший вид — это шпон продольный резки. Он продается кусками по 2,10 — 2,84 м длиной, до 30 см шириной и подходит для изготовления изделий высо­кого качества.

Для инкрустации годятся все породы дерева, а для мозаики — только мелкослойные, с не очень заметным рисунком и по возможности одной твердости, что необходимо для удобства полировки мозаики.

Мы перечислим только основные породы деревьев, наиболее подходящие для инкрустации и мозаики.

1) Дуб — цвет древесины обычно желтовато-корич­невый, очень красивыи - наслоения и блестки крупные и хорошо заметны Поэтому дуб для мелких мозаич­ных работ не годится, а подходит лишь для наборного шпона. Дуб легко принимает окраску, усиливающую его натуральный цвет.

2) Ильм, берест — это разновидности одной и той же древесной породы Древесина старых деревьев гряз­но-розового цвета, пронизана лшожеством мелких про­жилок и черточек. Несмотря на резкие границы годич­ных колец, дерево очень плотное и малопористое. Под белым лаком приобретает шелковистость, прекрасно выглядит в инкрустации и в более крупной мозаике.

3) Граб имеет очень плотную беловато-серую древе­сину; обрабатывается трудно, для мозаики очень хо­рош, так как имеет маловыразительную текстуру (ри­сунок); окраске поддается легко, особенно в серовато - коричнеые оттенки.

4) Клен дает беловатую древесину со множеством мелких блесток, придающих дереву шелковистый вид. Строение очень плотное, непористое и некосослойное. Окраску принимает очень хорошо, особенно в ней­тральные серые тона.

Есть несколько разновидностей клена. Например, сахарный, который дает шпон, известный под названи­ем «птичий глаз», чрезвычайно красивый и подходя­щий для инкрустационных работ.

Явор и платан обладают теми же качествами, что и клен, но немного отличаются по цвету и внешности; явор несколько темнее, слои его волнисты, благодаря чему шпон этого дерева хорош для обкладки крупных инкрустаций; платан ввозится из-за границы и отлича­ется от клена розоватым цветом древесины. Древесина этих пород прекрасно смотрится в мозаично-инкруста - ционных изделиях.

5) Ольха — дерево грязно-оранжевого цвета, до­статочно мягкое, но некрасивое Ольховыми дощеч­ками пользуются очень редко и только в подкра­шенном виде.

Зато ольха подходит для заготовки обвязов под оклейку шпоном других пород.

6) Береза как столярный материал распространена в северной и отчасти в средней полосе России. Древеси­на ее белая или изжелта-беловатая, плотная, твердая и настолько однородная, что представляется лучшим материалом для сквозной окраски шпона и весьма полезна в изготовлении мелких мозаичных изделий.

Американская береза внешне очень похожа на нашу, но древесина ее плотнее, тверх<е и шелковистее, поэтому для мозаичных работ она подходит больше.

7) Карельская береза отличается такой перепутан­ностью волокон и настолько узловатым и сучковатым строением, что годиться только для крупных вставок в мозаичный набор Карельская береза легко принима­ет окраску и подсвечивание[12] Окрашивается необык­новенно просто, поверхность шпона покрывают цвет­ными чернилами, проутюживают, а затем сушат и шлифуют.

8) Персидский орех — это обыкновенное дерево бу­ро-коричневого цвета с более темными прожилками. Оно подходит для инкрустации, несмотря на то, что слишком обыденно. Не утрачивает значения для сплошных, а также наборных фанерных оклеек благо­даря тому, что более темные прожилки расположены очень красиво.

9) Американский орех — под таким названием к нам ввозятся из Америки две породы дерева, но, кажется, ничего общего с орехом не имеющие, кроме некоторого внешнего сходства Одна порода похожа на персидский орех, но значительно темнее, иногда табачно-черного цвета с более светлыми про­жилками.

Это дерево очень твердое, превосходно полирующе­еся и пригодное для штучной оклейки мелких столяр­ных изделий. Очень жаль, что американский орех этого вида ввозится к нам редко и поэтому ценится чрезвы­чайно дорого, и зачастую его продают под другим названием.

Другой вид американского ореха по рисунку дерева совершенно не похож на обыкновенный. Древесина его более мягкая, но массивная, однообразного серо­коричневого цвета, необыкновенно красивого. Обраба­тывается и полируется превосходно, хотя гораздо кра­сивее выглядит под восковым покрытием. Для мозаики трудно найти более подходящее дерево. Особенностью его является сильный запах грецкого ореха, который не исчезает даже со временем.

10) Обыкновенный орешник (лещина) — дерево, за­готовки которого можно делать только самостоятельно. Следует использовать только нижнюю часть комля, почти у самых корней, тогда получится полосатый рисунок древесины желтоватого цвета с фиолетовыми прожилками и наслоениями, похожими на черепаху. К сожалению, это дерево очень мягкое, вследствие чего плохо принимает политуру Тем не менее, для инк- рустационных работ оно подходит.

11) Каштан имеет белую, мягкую, даже рыхлую древесину, которую нельзя использовать без обработки, но в крашеном виде она подходит для мозаичных работ, тем более, что при окраске твердость древесины увеличивется.

12) Акация. Есть несколько видов этого дерева. Глав­ный из них — древовидная белая акация (с белыми цветами). Древесина ее — ярко-желтая или даже оли - вково-зеленая, несколько пористая и слоистая. Дерево замечательно твердое, обрабатывается более или менее хорошо только в сыром виде; не трескается и не коробится; полируется превосходно; является ценным подспорьем в инкрустационном деле.

Желтая акация растет только кустарником Ярко - желтая древесина чрезвычайно подходит для мозаич­ных работ, но делать из нее дощечки очень трудно из-за небольших размеров стволов кустарника и, кроме того, выгоднее пользоваться крашеным деревом Опил­ки желтой акации употребляются как красильный ма­териал.

13) Груша, яблоня, слива. Все эти деревья имеют настолько схожую древесину, что ее трудно отличить в шпоне. Наслоения почти незаметны, строение плот­ное, цвет древесины приятный, розовато-коричневый; рисунка нет. В инкрустационных работах не представ­ляет никакого интереса, в мозаичных иногда употреб­ляется и то лишь потому, что по твердости и плотности их древесина похожа на древесину привозных де­ревьев, что облегчает шлифовку инкрустаций. Более молодые деревья, особенно яблоня, дают деревесину светлую, хорошо принимающую протраву.

14) Чинара. Дерево ввозится к нам с Кавказа. Цвет древесины — кофейно-коричневый с большими тем­но-коричневыми блестками, раскиданными на поверх­ности очень густо Блестки непоминают по твердости дубовые сердцевинные лучи. Такое строение древесины чрезвычайно затрудняет шлифовку, так как основная масса дерева вышлифовывается раньше блесток и они выступают наружу в виде бугорков. Полировку чинара принимает недурно. Для вставок в инкрустации го­дится, а для мозаики — нет.

15) Пальма растет на Кавказе и ввозится к нам в виде кругляков. Дерево канареечно-желтого цвета с едва заметными наслоениями, очень плотное и при­годное для ценных поделок. Но так как древесина никакого рисунка не имеет, то ее на шпон не режут. Гораздо лучше и выгоднее пользоваться другим дере­вом, ярко окрашенным в желтый цвет.

Корневые наросты пальмы заслуживают самого серьезного внимания, так как дают очень красивые рисунки прожилок, напоминающие отчасти оливковое дерево.

16) Сирень относится к типу деревьев, которые следует заготавливать дома. Древесина твердая, креп­кая и плотная, желтоватого цвета с фиолетовыми про­жилками, которые от травления разведенной серной или слабой соляной кислотой принимают пурпурный цвет. Надо выбирать комли только старых кустов, потому что молодое дерево прожилок не имеет. Си­рень особенно подходит для инкрустаций.

17) Крушина Молодая древесина довольно плотная и однородная, без определенного цвета; интересна она только тем, что великолепно принимает цветные про­травы и благодаря этому неоценима в мозаичном деле. Старая древесина обладает красноватым цветом с весьма красивым черным рисунком Никогда не трес­кается и не коробится, прекрасно выглядит под мато­вым лаком и поэтому желательна в мастерской инк­рустатора.

18) Барбарис дает древесину прекрасного желтого цвета, шелковистую, твердую крепкую и гибкую, упот­ребляется для оклейки дорогих изделии и главным образом для инкрустации. Опилками барбариса можно пользоваться как красящим веществом.

19) Остролист (падуб). Дерево замечательно своеи белизной, напоминающей слоновую кость, со временем оно несколько желтеет, но этого молено избежать, если покрыть его бесцветным лаком

Дерево плотное и однородное по строению, что еще более увеличивает его сходство с костью. Как и всякое белое дерево, остролист требует чистоты отделки, что достигается при помощи хороших острых инструмен­тов. Старые пни остролистника дают древесину еще более плотную, слегка буроватого цвета Хотя дерево произрастает почти повсеместно в Крыму, на Кавказе и на Дальнем Востоке, в торговле оно неизвестно и поэ­тому приходится делать самостоятельные заготовки. Если требуется сохранить белизну дерева, то не лиш­ними будут следующие советы: свежесрубленное дере­во надо тотчас употребить на приготовление шпона и каждый кусок отдельно подвесить к потолку в верти­кальном положении для просушки. Время от времени на древесине будет появляться плесень, которую надо сразу же соскребать дочиста Когда плесени более не будет, это послужит признаком того, что дерево про­сохло. Остролист одинаково хорош и для инкрустации, и для мозаики, и для живописи.

20) Сумах дает плотную, тяжелую древесину свет­ло-желтого цвета с зеленоватыми прожилками; очень хорош для инкрустаций, но употребляется редко, так как его невозможно найти в продаже.

21) Карандашное дерево есть разновидность кедра; отличается приятным розоватым или розовато-бурым цветом довольно сильным запахом; чрезвычайно легко обрабатывается и великолепно принимает политуру, несмотря на мягкость Особенно интересно в мозаике.

22) Лимонное дерево. Под этим названием продает­ся несколько разнообразных по происхождению, но имеющих желтый цвет и лимонный запах деревьев Они очень дороги, подходят для инкрустационных ра­бот, но далеко не необходимы.

23) Красное дерево. Под этим названием продается дерево различных пород и мы лишены возможности высказать даже самое общее определение его качеств

и даже цвета. Все сорта более или менее подходят для работы и все одинаково доброкачественны, поскольку не имеют внешних недостатков. При покупке надо всегда выбирать древесину более яркой окраски и сред­ней твердости. Древесина светлой окраски на солнце выцветает, а темной со временем чернеет.

24) Амарант отличается жилистостью и плотно­стью. Цвет его красно-фиолетовый, после лакировки переходит в бурый с черными жилками. Хорош только для крупный инкрустации в сочетании с металличе­скими вставками.

25) Настоящее черное дерево (эбен) для инкруста - ционных, а тем более мозаичных работ не подходит из-за хрупкости, которая не допускает тщательной подгонки мелких кусков дерева. К тому же черное дерево требует особой шлифовки и полировки, что заставляет от него отказываться и предпочитать искус­ственно окрашенное дерево.

Настоящее черное дерево изредка употребляется для сплошной фанеровки дорогой мебели и только по особому требованию любителей.

26) Фернамбук, или бразильское дерево имеет жел­то-оранжевый цвет с красиво расположенными пора­ми. На воздухе оно быстро темнеет и принимает совер­шенно черный цвет.

Под бесцветным лаком оно принимает вишнево­красный цвет и приятную шелковистость. Изменчи - * вость цвета делает это дерево непригодным для мо­заичных работ, но оно находит широкое применение как красильное вещество.

27) Палисандр (фиалковое дерево, якаранда). Цвет древесины неопределенный и крайне изменчивый. Во всяком случае, основная древесина коричневого цвета, а прожилки более темные или даже черные и на­столько широкие, что иногда почти скрывают ко­ричневые. Со временем палисандр чернеет.

Тем не менее это дерево высоко ценится инкруста­торами за красоту рисунка.

28) Атласное или сатиновое дерево имеет бледный палево-желтый цвет с мельчайшими блестками. Оно чрезвычайно иіггересно тем, что светлая политура пре­вращает его цвет в канареечно-желтый, а блески при­дают дереву блеск и переливы шелка Оно относится к группе так называемых каиенских деревьев, между которыми встречаются ярко-желтые, красноватые, оливково-зеленые и бурые. Все они чрезвычайно ин­тересны и желательны в инкрустационном и мозаич­ном деле.

29) Розовое дерево не представляет какую-либо од­ну породу, а происходит от самых разнообразных. Общим у них является только цвет прожилок, рас­положенных довольно красиво. Прожилки иногда бы­вают розовые и даже красные, но чаще они розовато­бурые.

Некоторые разновидности, например, тюльпанное дерево, отличаются яркими, правильно расположенны­ми прожилками. Другие не так красивы, но обладают довольно сильным пряным запахом, напоминающим аромат роз. К сожалению, тюльпанное дерево выцвета­ет Полируется бесцветной политурои без масла.

30) Сандал. Для инкрустаций, а особенно для мо­заики, совершенно не годится, но дает превосходную протраву и это заставляет нас упомянуть о сандале. Впрочем, есть белый сандал с очень нежной, чуть желтоватой древесиной, но его достать трудно, он встречается под названием белого лимонного дерева.

31) Королевское или фиолетовое дерево — одно из самых красивых и ярко-окрашенных. Цвет его — гряз­но-фиолетовый или буровато черный с лиловыми пере­ливами и красивыми светло-розовыми прожилками; на общем фоне встречаются густо расположенные более светлые блестки. Твердость и плотность значительные. Превосходно полируется без масла. Подходит для моза­ичных работ.

32) Кампешевое дерево служит для приготовления протрав.

33) Коралловое дерево особенно пригодно для моза­ики. После вырубки оно некрасивого цвета, очень по­хоже на ольху, но быстро темнеет и принимает прият­ную коралловую окраску, от которой и произошло его название. Особенно красива разновидность, называе­мая дамасским деревом: на его коралловом фоне видно множество перепутанных прожилок, наподобие тех, какие видим на дамасской стали.

Разновидности — Кондори и Павлиний глаз — име­ют темно-желтый цвет.

34) Туя. Из всех разновидностей только алжирская туя заслуживает особого внимания инкрустатора

Вряд ли ошибемся, утверждая, что это дерево — самое красивое из всех пород, употребляемых для из­готовления шпона в столярном деле. Яркость окраски, тонкость и изящество расположения прожилок, лег­кость полировки и стеклянистый блеск — все в этом дереве красиво и превосходит лучшие сорта другой древесины. Особенно красивы буро-розовые крапинки, которым, подобно шкуре леопарда, усеяна вся поверх­ность туи и которые придают древесине своеобразную прелесть. Цвет дерева постоянен и нечувствителен к свету, что тоже следует причислить к достоинствам. Цвет древесины неопределенный: чаще всего можно заметить перепутанные бурые, коричневые, желтые и красные прожилки. Общий тон окраски получается от преобладающего количества одноцветных жилок

35) Тропический клен. Имеется несколько разно­видностей, отличающихся прекрасным цветом и ри­сунком прожилок.

a) серый волокнистый клен. Цвет дерева серовато­белый с серебристым блеском; прекрасно обрабатыва­ется, несмотря на сравнительную твердость, со време­нем сероватый цвет исчезает и появляется желтый, но блеск сохраняется полностью.

b) пятнистый клен. Древесина вязкая и твердая, серебристо белого цвета, изредка желтовато-молочная с массой мельчайших блесток. Дерево полируется пло­хо, в мозаике применяется при изготовлении больших вставок.

с) серебристый клен дает древесину совершенно белую, требует чистой отделки и легко ей поддается.

Мы описали далеко не все породы деревьев, а только те, которые наиболее подходят для мозаики и ин­крустации в натуральном, неокрашенном виде.

Большого разнообразия цветов в натуральном дереве не ищите; не ищите также одинаковой насыщенности цвета Единственное требование, какому должно от­вечать натуральное дерево,— это красота рисунка

Вот почему рекомендуем для инкрустаций исключи­тельно натуральное дерево, где важнее рисунок, а не его цвет. Изредка их можно употреблять для мозаики, состоящей из очень мелких кусочков — шашек, где, наоборот важен только цвет и направление волокон. Естественно, что для мозаичных работ лучше употреб­лять дерево крашеное, что дает возможность получить громадное количество не только колеров, но и оттен­ков. Каждый, кто имеет дело с деревом, должен уметь его красить. Окраска или травление бывают поверх­ностными, а это для мозаичных работ не годится, потому что при шлифовке окраска может совсем сте­реться или сильно ослабнуть Другой способ состоит в сквозном глубоком прокрашивании — на нем мы и остановимся.

Есть два вида красок: а) растительные отвары, кото­рые дают тусклые, неяркие оттенки, но зато сохраняют рисунок натурального дерева Окраска ими очень жела­тельна, особенно при изготовлении крупных шашек мозаики и в инкрустации; и Ь) анилиновые краски или составы каменноугольных красок. Они дают чрезвы­чайно яркие цвета самых разнообразных оттенков, прочные и красивые; но эти краски иногда мертвят древесину и поэтому годятся только для мелких моза­ичных работ

Эти соображения заставляют нас описать приемы окраски дерева, предупредив, что это дело хлопотное,

но с избытком вознаграждает затраченный труд и время.

Желая получить хорошую и ровную окраску, надо выбирать здоровое дерево и заделать в нем все щели и сучки, сквозь которые могла бы вытечь краска Опыт показал, что твердые деревья плотного строения окрашиваются гораздо лучше мягких де­ревьев. Так, например, окраска липы почти не уда­ется, а граб окрашивается отлична Заболонь окра­шивается всегда хуже матерой древесины. Сердцевина некоторых деревьев, например, каштана и груши, никогда не принимает окраски, тогда как у других деревьев (граб, ольха береза ясень) сердцевина окра­шивается хорошо. Лучше всего окрашиваются каштан и лещина.

Все красильные растворы должны быть абсолютно чистыми, жидкими и главное, не должны давать осад­ков, твердые частицы которых засоряют поры дерева и мешают проникновению краски внутрь ствола

Нельзя точно определить, сколько краски потребу­ется для насыщения всего дерева Практика показы­вает что надо заготовить краску в количестве, равном половине объема окрашиваемого бревна Точно так же нельзя определить заранее количество времени нужного для насыщения красильным раствором, так как это зависит от породы дерева его толщины, рода краски, времени года а также от степени влажности атмосферного воздуха. Лучше всего, конечно, дерево пропитывается красильным раствором в сухую погоду. В сырую погоду или перед бурей дерево не только не всасывает раствор, а напротив, отдает его назад

и поэтому количество его в резервуаре увеличивается настолько, что его приходится переливать из опасения утечки При окрашивании срубленного дерева этого не происходит.

Офаіїоткя и уЦашение поверхности деревянных

иЗделий

Здоровое дерево

Комментарии закрыты.