Травление рисунков на слоновой кости
Поверхность кости шлифуют и покрывают жидким лаком. Рисунок наносят острой иглой. Вокруг рисунка, на некотором расстоянии, из лепной глины или лепного воска делают валик и заливают рисунок серной кислотой, разбавленной шестикратным количеством воды. Кислота не затронет мест, покрытых лаком, но будет разъедать нацарапанные черточки рисунка и зачернит их.
Для того, чтобы получился рисунок коричневого цвета, травят раствором 1 весовой части ляписа в 5 весовых частях воды Протраву держат на кости не более 3 минут, затем сливают, а рисунок выставляют под действие солнечного света, пока штрихи не станут коричневыми.
И в первом, и во втором случае лак смывают спиртом
Если рисунок необходимо позолотить, его тщательно покрывают сиккативом, пользуясь тонким стальным пером (чертежным), некоторое время дают подсохнуть, затем сверху наносят сусальное золото Через несколько часов излишек золота удаляют ватой или соскабливают ножом
Составы для освежения полировки
При полировке инкрустированных, мозаичных и разрисованных изделий, когда используется древесина разных пород и цветов, а поверхность обрабатывается протравами, никогда нельзя поручиться за прочность полировки. Вначале получится действительно хороший лоск,, но со временем он несколько потускнеет и засалится. Происходит это отчасти вследствие «выпо - тевания» масла на поверхности, отчасти от того, что слой политуры или даже лака подвергаясь непрерывному изменению температуры, дает множество мельчайших трещин, почти незаметных для глаза, но которые делают поверхность шероховатой и тусклой; в этих трещинках собирается пыль, загрязняющая полировку.
Стереть прежний слой политуры и нанести новый без ущерба для рисунка удается очень редко. Следовательно, надо делать лишь «освежение» полировки и попутную ее очистку.
Предлагаем несколько составов, которые позаимствованы за границей.
a) Состав Кирвеля.
25 весовых частей очищенного скипидара,
15 весовых частей безводного спирта,
4 весовые части шеллака,
5 весовых частей беленого льняного масла,
1 весовая часть спиртового мыльного раствора и 45 весовых частей кипяченой воды.
Скипидар со спиртом и мыльным спиртовым раствором сильно размягчает слой старой политуры. Масло и вода служат для очистки поверхности от грязи, между тем как шеллак образует новый слои политуры, которая крепко схватывается со старой, размягченной сверху Выпотевающее из-под старого лака или политуры масло устраняется скипидаром.
b) Политура Ъенерта. Смешивают;
25 весовых частей бензина,
2 весовые части росного ладана и 73 весовые части воды.
Состав удаляет масляный выпот и, по словам изобретателя, устраняет дальнейшее выпотевание.
Растворение находящегося на слое старой политуры выпота происходит очень быстро, без порчи самой политуры и усиливает лоск.
c) Политура Эйзерта
500 весовых частей безводного спирта,
28 весовых частей серного эфира,
19 весовых частей керосина,
12 весовых частей японского спиртового лака,
14 весовых частей шеллака и 1 весовая часть росного ладана.
К сожалению, это политура темного цвета, поэтому используется только в исключительных случаях. При ее употреблении поступают следующим способом: берут маленький лоскуток шерстяной ткани или кусок старого шерстяного чулка, скатывают его в тампон и пропитывают указанной политурой, предварительно встряхнув бутылку посильнее. Потом тампон обертывают чистой полотняной тряпочкой и полируют в соответствии с общими правилами.
Выпот масла и грязь скоро исчезают, и поверхность изделия вновь становится зеркальной.