СИНИЕ КРАСКИ
Из синих натуральных красок известны весьма немногие. Заслуживают внимания следующие.
1. Торная синь, голубец, медная лазурь. Так называют голубую медную руду, встречающуюся в природе вместе с малахитом.
Измолотая в порошок руда дает голубую краску, не отличающуюся особенными качествами; имеет очень слабую кровельную способность, не интенсивна, годна только для клеевых окрасок, чувствительна к сернистым испарениям, от которых быстро получает грязный оттенок.
2. Торная лазурь, ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Очень дорогая краска, получаемая измельчением ценного и редкого минерала — ляпис-лазури; употреблялась в древности для художественных живописных работ, ныне вытеснена ультрамарином.
Горная лазурь в своем составе не содержит меди, как это раньше предполагали; цветом своим обязана свойствам сернистых соединений кремнезема и глинозема, так же, как и искусственный ультрамарин.
3. Голубая охра. В природе известен минерал вивианит, представляющий руду цвета индиго; в измельченном состоянии дает землистую краску темно-синего цвета, называемую синеи, или голубой, охрой. Цвет краски зависит от присутствия фосфорнокислой закиси железа, которая на воздухе в красочном слое очень быстро переходит в окись, изменяя цвет краски из синего в грязно-бурый, поэтому самії краска не пользуется спросом.
Большинство синих красок, применяемых в малярно-живописном деле, добывается искусственно; ассортимент их разнообразен и может удовлетворить любому требованию. Наибольшее значение имеют следующие краски голубого и синего цвета;
4. Ультрамарин. Краска прекрасного небесно-голубого цвета, пользующаяся большой популярностью в различных окрасках, не ядовита и постоянна цветом.
Минерал ляпис-лазури ввозят в Европу из Китая, Бухары и Сибири, представляет собой гранитную плотную породу голубого, синего, иногда грязно-синего цвета, непрозрачен, иногда содержит прожилки металлического золота и меди, поэтому долго предполагали, что цвет камня зависит от медных окислов В древние и средние века до изобретения ультрамарина, из этого минерала механическим измельчением добывали голубую краску, имевшую применение только в художественной живописи. В начале текущего столетия, когда успехи химии дали возможность путем анализа определять характер и состав природных материалов, ляпис-лазурь химически исследовали и при этом было обнаружено, что его цвет не зависит от медных соединений и что в составе минерала отсутствуют соли меди; это стало причиной изобретения способа получения такой же краски искусственно.
Цвет ультрамарина зависит от присутствия сернистых щелочей, соединенных с глиноземом и кремнеземом.
В Германии Гмелин, а во Франции Гюмет, почти одновременно получили подобную краску искусственным путем, Гмелин в 1828 г. опубликовал свои опыты. Немного лет спустя были опубликованы анализы натурального и искусственного ультрамарина, полученного Гмелиным и другими химиками.
В наше время производство ультрамарина хорошо изучено; его получают прокаливанием в отражательных печах смеси каолина, сернокислого натра, соды, серы и угля. Полученную сплавленную массу — сырой ультрамарин — разбивают на куски, сортируют, измельчают в порошок, отмучивают, сушат и в виде порошка продают.
Цвет ультрамарина отличается живостью и ровностью тона, чем светлее цвет, тем мельче порошок. Лучшим считается сорт, где розовее оттенок. Заводы производят несколько сортов ультрамарина, иногда более 12, что зависит от строгости сортировки и масштаба производства. В малярном деле ультрамарин является незаменимым материалом в работах, требующих голубого цвета и его разводов для получения лиловых, фиолетовых и других колеров.
Применение ультрамарина на практике весьма обширно и разнообразно Примесь ультрамарина снижает желтизну и грязноватость бурых оттенков в белых колерах. Этим пользуются при белении сахара, крахмала, бумаги, белых красок и пр. Ультрамарин используют в ситцепечатном деле, в бумагообойном производстве.
Как масляная краска ультрамарин, обладая слабой кровельной способностью, всегда требует синих и голубых грунтовок; покрывают им обычно 3—4 раза, на воздухе под влиянием времени и света теряет яркость колера, принимая грязный оттенок, скоро выгорает, т. е. теряет блеск в масляной и лаковой окрасках.
Разводы ультрамарина следует делать цинковыми белилами; со свинцовыми быстро теряет живость голубого оттенка, переходя в грязно-зеленый тон, что зависит от присутствия серы, которая реагирует со свинцом белил, вредно действуя не только на колер, но и на прочность слоя краски. Ультрамарин не боится щелочей, но изменяется под влиянием кислот; продажный ультрамарин часто содержит дешевые примеси в виде гипса, шпата, глины и пр., которые могут быть об - нарркены простым отмучиванием.
5. Лазурь. Лазурь берлинская, французская, парижская, лазурь милори; BerhnerUau, PanscrUau, Bleu de
Prusse, Bleu de Paris, Bleu de Berlin; Prussian Hue, Blue of Paris Так называют известную краску синего цвета, замечательной кровельной способности и высокой интенсивности.
Лазурь — это химическое соединение, выражающееся формулой Fe8(Ci2Ni2Fe2), открыта химиком Дис- бахом в Берлине в 1720 г., поэтому называется берлинской. Изобретение внаїале считалось весьма важным и долго хранилось в секрете; впоследствии, благодаря расширению химических знаний, состав лазури стал общеизвестным
Получают лазурь при смешении растворов железных солей с железисто-синеродистым кали.
В торговле лазурь встречается в виде плиток темносинего цвета с металлическим отблеском красной меди; этот отблеск характеризует чистоту краски, тогда как отсутствие его свидетельствует о наличии примеси, которой могут быть мел, гипс, глина, крахмал, мука и т. п. Цвет лазури имеет оттенки от зелено-синего до сине-фиолетового красивым голубым цветом отличается лазурь берлинская. Лазурь с фиолетовым оттенком называется французской и ценится дороже; куски лазури, опыленные матовым лазуревым порошком, а в изломе дающие отблеск металлической меди, считаются лучшими и называются лазурь-милори.
Из всех голубых красок самая интенсивная — лазурь; 1 часть лазури на 90 частей (по весу) белил дает краску густого небесно-голубого цвета — Bleu de del; ничтожная доля лазури в белилах дает голубые тона живых и красивых оттенков; лазурь в сочетании с желтыми красками дает разнообразные зеленые оттенки. Эти колера отличаются живостью цвета. Чистота лазури определяется просто; истолченныи порошок лазури в сухом виде рассыпают на листе белой бумаги. На солнечном свете красноватый отблеск частиц краски свидетельствует о чистоте состава, в противном случае — о примесях.
В малярном деле лазурь применяется довольно широко, но считается непрочной по цвету краской
и поэтому употребляется только в определенных случаях и с известными предосторожностями, то же самое относится и к ее производным краскам, т. е. к колерам, содержащим в своем составе лазурь. Главный недостаток лазури состоит в чувствительности к щелочам; часто присутствие аммиачных паров в воздухе портит всю работу; известь и щелочи непосредственным прикосновением изменяют цвет лазури, поэтому в окрасках по штукатурке лазурь употреблять нельзя Лазурь широко применяется в производстве грунтовок под голубые окраски ультрамарином или кобальтом. Вообще прочность колера лазури зависит от степени защиты ее красочного слоя от внешних влияний.
Лазурь успешно применяется как примесь к черным краскам, увеличивая глубину черного цвета; не ядовита и не изменяется от кислот; в виде масляной краски не может долго сохраняться; реагируя с маслом, превращается в студенистую массу, не изменяя своего цвета.
С примесью каолина и сернокислого цинка лазурь дает краску, известную под названием Ней d’Anvers, применяемую при изготовлении обоев.
6. Кобальт, Тенарова синь; КоЬаШаи, kobalt-ultra - marin, KonigsUau, ThenardsUau, Bleu de Thanard, Bleu de Cobalt; cobalt Ыие. Краска прекрасного голубого цвета, похожа на искусственный ультрамарин, открыта Тена- ром в 1804 г.; постоянна цветом, очень популярна в масляной живописи и в росписи по фарфору.
В химическом отношении представляет соединение фосфорнокислой окиси кобальта с глиноземом, цинком и оловом. От пропорции солеи двух последних металлов зависит оттенок краски, от небесно-голубого до сине-фиолетового Красящим пигментом служит соль кобальта. Кобальтовую краску синего цвета, соединение окиси кобальта с глиноземом, называют ультрамарином Гана.
Кобальтовые соли дороги, поэтому и все кобальтовые краски ценятся очень дорого. Они обладают
грекрасной прочностью, красотой, устойчивостью цвета. Применяются при изготовлении только ценных и изящных изделий. Особенно характерным свойством голубых кобальтовых красок является неизменяемость цвета при искусственном освещении. Это обстоятельство придает кобальту высокую ценность в живописи. Кобальтовые разбелы со временем принимают зеленоватый тон, что заставляет в некоторых случаях предпочитать ультрамарин — более постоянную краску в голубых тонах. В торговле очень редко можно встретить чистую кобальтовую краску без примеси ультрамарина, что легко обнаруживается обработкой испытуемой краски любой сильной кисло - тои. Появление запаха сероводорода при этой реакции свидетельствует о присутствии обыкновенного ультрамарина.
7. Смальта. Schmalte, KeiserUau, AzurUau; Bleu de Smalt, Bleu d’azur, Bleu de Saxe. Эту краску в виде мелкого голубого порошка следует рассматривать как калиевое стекло, окрашенное закисью кобальта.
Открытием этой краски мы обязаны саксонскому фабриканту Шиверу еще в XVI столетии. Он получил стекло голубого цвета, сплавляя обыкновенное белое стекло с кобальтовой рудой, найденной в природе и известной под названием кобальтового блеска. В состав этой руды входят: никель, медь, железо мышьяк и сера. , Смальта получается обжиганием кобальтового блеска с песком и поташом; химический состав смальты не постоянен, обычно содержание закиси кобальта не превышает 6,5%, главная составная часть — кремнезем и кали.
В масляных окрасках смальта не употребляется, используется в клеевых и водяных. Применяется в основном при окраске стекла, фарфора и фаянса. Смальта как ценная краска в торговле подмешивается шпатом, толченым стеклом, гипсом, иногда ультрамарином; все эти примеси обнаруживаются отмучиванием и действием кислот.
Медные краски. Медные соли служат источником получения многих синих красок различных характерных оттенков.
Из сохранившихся окрасок древних памятников видно, что искусственные медные краски были известны еще в Египте. В Александрии добывали голубую краску под названием Frittc. Исследования показали, что красящим веществом этой краски было прочное химическое соединение глинозема и кремнезема с окисями натрия и меди; предание говорит, что открытие синей александрийской краски принадлежит одному из египетских царей. Теофраст и Плиний свидетельствуют, что краска Fntte ввозилась в Грецию и Рим из Александрии, где ее производство хранилось в тайне. Fntte замечательна прочностью и цветом. В древности пользовалась большой популярностью, все окраски голубых колеров свидетельствуют о ее присутствии.
Из искусственных синих медных красок отметим следующие:
8 Нейбургская голубая, NeubergHau, KupferUau, Bleu de Cuivre, Cendres Ueuas. Это водная окись меди, получаемая из медного купороса; употребляется только как клеевая краска, боится сернистых испарении.
9. Голубец, Cendre Ыеие. Впервые получена в Лондоне при монетном дворе; изготовление ее долгое время было секретом, но благодаря химикам Паену и Пе - литье способ получения стал общеизвестным. Краска отличается красотой цвета, но слабой кровельной способностью, поэтому самостоятельно не употребляется, используется только в разводах и для клеевых окрасок.
Краска голубец содержит - 46,85% окиси меди, 16,19% извести, 11,20% серной кислоты, 18,76% химически чистой воды и 7% углекислоты; состав непостоянен. Достоверно то, что в ней вся углекислота и вода связаны с окисью меди, а серная кислота с известью. Способ получения до сих пор составляет секрет заводов, производящих краску.
Некоторые синие краски получают из ценных редких металлов. Они очень дороги и поэтому, несмотря на прекрасные качества, не имеют применения. Для полноты обзора синих металлических красок можно назвать следующие: а) молибденовая синь, Molibdan - blau — это молибденовокислая окись олова; Ь) вольфрамова синь, WolfVamblau — водная окись вольфрама, отличается густым индиго-синим цветом; с) висму - това синь, Wismuthblau; Bleu de Bismuth — представляет висмутово-калиевую соль, отличается красивым синим, прочным и постоянным цветом; применяется в живописи.
Органические краски синего цвета в малярной практике не имеют почти никакого значения. При этом нельзя обойти молчанием известной всем кубовой краски — индиго, пользующейся огромным спросом.
10. Индиго, лавра, кубовая краска; Indigo, Indigblau. В торговлю поступает в виде кубиков темно-синего цвета с фиолетовым, зеленоватым, иногда с сероватым оттенком Поверхность прочерчивается ногтем, следы отливают металлическим оттенком красной меди; размягчается под влиянием воды, превращаясь в тестообразную массу; при нагревании в сухом виде выделяет пурпурные пары; при высокой температуре разлагается. Сгорая, оставляет золы не более 8% от своего веса; в крепкой серной кислоте растворяется без остатка Индиго была известна еще в древнем мире. Об этом свидетельствуют памятники Греции и Рима, где индиго применялась не только для окраски тканей, но и для малярных красок. Давэ утверждает, что орнаменты терм Тита окрашены индиго. Древние получали индиго из Египта и Ост-Индии; ввод в Европу увеличился только с открытием морского пути в Индию. До этого времени индиго считалась редкой и самой дорогой из синих красок.
Индиго получают из листьев растения Indigofcra Лучшие сорта производят в Ост-Индии и экваториальной Америке. В наше время эта краска хорошо
изучена. В химическом отношении представляет глюкозид, имеющии формулу С H NO. В торговле почти никогда не встречается в чистом виде примеси, естественные и частично искусственные, составляют до 50% общего веса. Суррогатами слркат: каолин, подкрашенный йодом крахмал и берлинская лазурь. Все они легко обнаруживаются при помощи едкого натра или кали, кипячением с водой и действием серной кислоты. Высшие сорта индиго известны под названием бенгальского и яванского, содержат до 86% чистого индиго, ценятся дороже всех других сортов.
В малярной практике индиго употребляется в водяных окрасках и в художественных декоративных работах, в масляной и акварельной живописи. Часто употребляется для грунтовок в каретных работах под темную ультрамариновую краску. В основном применяется в окраске тканей.
Многие растения и другие материалы органического происхождения дают синие растворы, содержащие пигменты. Из них солями квасцов, олова, свинца, хромового кали извлекаются синие осадки в виде баканов, применение которых из-за слабости цвета весьма ограничено. Источниками получения синих баканов могут служить кампешевое дерево или синии сандал, ягоды черники, самбука и тутового дерева, цветки проскурника и т. п.