Растворители
Было немало споров относительно характера растворителей красок, употреблявшихся в Древнем Египте. Описанные нами краски древних египтян были обычными, хорошо известными веществами. Но в каком виде они шли в дело?
В современной практике живописцы пользуются в основном двумя растворителями. Один из них представляет собою смесь высыхающего масла, то есть окисляющегося под воздействием воздуха (обычно льняного, хотя прежде для этой цели иногда применялось маковое масло или масло из грецких орехов), с летучим маслом (обычно терпентинным, впрочем последнее время иногда применяется легкий петролейный эфир); другой — смесь воды с каким-нибудь связующим веществом, часто клеем, желатином или камедью. Краски первого типа называются масляными, второго — клеевыми.
Исследование древнеегипетской живописи показало, что это была не масляная живопись, а клеевая[4431]. Хотя льняное масло было известно в Египте с очень раннего времени, оно стало употребляться в живописи сравнительно недавно, приблизительно с VI века н. э. или даже еще позднее. Терпентинное масло, хотя оно, несомненно, было известно в эпоху Плиния, поскольку он описывает способ изготовления неочищенного скипидара[4432], а грекам, вероятно, еще раньше[4433], также не употреблялось тогда в живописи. Что же касается петролейного эфира, то это уже целиком продукт современного производства. [530]
Поскольку древнеегипетская живопись была клеевой, краски для нее должны были изготовляться при помощи какого-то клеящего вещества, подобно тому как в наши дни для этой цели употребляются камеди и клей, ибо, несмотря на то, что такие красители, как сажа и красная и желтая охра, в сухом виде сами довольно хорошо пристают к штукатурке и камню, а охры в смоченном состоянии — еще лучше, остальные древние красители, как, например, азурит, малахит и синие и зеленые фритты, не пристают к основе без какого - нибудь связующего вещества. Доступные и подходящие для этой цели материалы, по-видимому, ограничиваются клеем (или желатиной), камедью и альбумином (яичным белком), о которых мы уже говорили выше[4434].
Существует еще один материал, применение которого в Египте в качестве составной части красок и для покрытия росписи не вызывает никаких сомнений, — это пчелиный воск. Первым ученым, отметившим употребление пчелиного воска в стенной живописи, был, по-видимому, Маккей[4435], который упоминает восемь гробниц XVIII династии в фиванском некрополе, где он нашел следы применения воска. Эти гробницы относятся к периоду от царствования Аменхотепа I до царствования Аменхотепа II. В некоторых случаях воск тщательно смешан с красителем, являясь как бы связующим веществом, но в других случаях его, по-видимому, наносили на поверхность законченного произведения как защитный слой. Петри упоминает об употреблении воска в качестве заполнителя гиероглифов на находящемся в настоящее время в Лувре красном гранитном гробе Рамзеса III[4436], так же как фигур, вырезанных на деревянных гробах. Он утверждает80, что «применение воска в качестве слоя для покрытия краски отмечено на позднем саркофаге Анхруи в Хавара».
Спаррел также отмечает подобное же употребление воска в эпоху XVIII династии,
81
Свидетельства чего он нашел в Эль-Амарне , а Дэвис пишет относительно [531] стенной росписи в гробнице Пуимра: «Многие фигуры, по-видимому, покрыты тонким слоем воска, но трудно определить, входил ли воск в состав красок или был нанесен после»[4437]. Я обнаружил случай употребления воска в гробнице Тутанхамона, где был найден деревянный ящик с вырезанными на нем знаками, заполненными желтой краской (аурипигмент) и покрытыми защитным слоем из пчелиного воска, настолько разрушившегося от времени, что краска почти совершенно побелела[4438]. Подобное же применение воска на деревянном гробе позднего периода отмечено Картером, который пишет, что воск приобрел «белесый» оттенок[4439]. Применение пчелиного воска в качестве растворителя для красок было хорошо известно римлянам и описано Плинием[4440], который называет этот метод «энкаустической живописью». Петри нашел в египетской провинции Фаюм около ста выполненных такой техникой портретов римского периода (II и III века н. э.), большей частью на дереве и в нескольких случаях на кусках холста, которыми покрывали лица мумий[4441]. Употреблявшаяся в Египте техника энкаустики описана Эдгаром[4442] и коротко — Литгоу[4443]. Эдгар описывает чашу позднего, вероятно коптского, периода с полихромным орнаментом, выполненным энкаустикой, и утверждает, что «краски были
89
Смешаны с воском и нанесены кистью» .