РАСКРАШИВАНИЕ ВЫЖЖЕННЫХ РАБОТ
На раскрашивание и его приемы нет вполне устоявшегося взгляда. Одни советуют раскрашивать выжженные рисунки исключительно акварельными красками, другие рекомендуют масляные краски, а третьи советуют пользоваться исключительно красками-протравами. Что лучше применять — это дело личного вкуса и обстоятельств.
Раскрашивание простых рисунков может быть сделано до или после выжигания. Если раскрашивание провести вначале, то рисунок нельзя будет наклеить крахмалом и нужно рисовать его тонким карандашом прямо на изделии. Действительно, в этом случае краска не затекает в желобки выжига, ложится ровнее и имеет более мягкие переходы, но зато после выжигания при очистке поверхности рисунка сила окраски и ее живость несколько пострадают
Производить раскрашивание после выжигания неудобно потому, что краска будет ложиться плохо, особенно в местах, где от нагревания выступит смола.
И все же автор советует окрашивать после выжигания. Во-первых, потому, что некоторые краски вредно действуют на штифт, а во-вторых, потому, что если после выжигания поверхность изделия хорошо очищена, а затем протравлена раствором квасцов, то самая нежная акварельная краска ляжет на ней ровным слоем, без пятен и сгустков. Конечно, советуя это, имеем в виду только начинающих, а художникам и опытным любителям мы посоветовали бы раскрашивать до выжигания.
Все краски, как акварельные, так и масляные, должны быть прозрачными, то есть такими, которые растворятся в воде или масле, а не разводятся в них. Непрозрачные краски после разведения водой оседают на дне сосуда, а прозрачные остаются светлыми и не замутня - ют воду.
Советуем обзавестись следующими акварельными красками:
желтой охрой, гуммигутом, темно-зеленой, зеленой киноварью, римскои сепией, жженой сепией, асфальтом, крапп-лаком кармином индиго берлинской лазурью, слоновой костью (черная краска);
Масляными красками:
желтой охрой, желто-зеленой киноварью, жженой костью, кармином, киноварью, кремзерскими белилами, берлинской лазурью, зеленой соковой.
Кроме этого, нужно иметь несколько кисточек для акварельных и масляных красок.
Раскрашивание акварельными красками. В кипяченой воде разводят небольшое количество краски для получения жидкого раствора, чтобы он ложился на окрашиваемую поверхность ровным тонким налетом, без ласов. На кисточку берут столько разведенной краски, чтобы она оставляла на дереве влажный след, а если краски взято много, то она растечется и зальет выжженную канавку.
Когда первый слой краски просохнет, что происходит через несколько минут, можно нанести второй слои на всю поверхность или только на ту часть ее, где нужен более густой слой краски.
Так же наносят третий и четвертый слой до получения желаемой силы окраски. Особенно сильные отте- нения достигаются более густым разведением краски.
Надо учесть, что при нанесении третьего слоя краски первые два слоя немного смоются. Чтобы избежать этого, всю окрашиваемую поверхность надо покрыть очищенной бычьей желчью, причем другой кистью и только после получасового перерыва снова приступить к окрашиванию. Желчь не только предохраняет краски от размывания, но оживляет их, то есть делает ярче цвет окраски.
Окончив раскрашивание одним цветом, можно приступить к другому, прополоскав предварительно блюдечко и кисточку водой.
Чтобы краска ложилась ровнее, к ее раствору можно добавить несколько капель бычьей желчи, которая имеет еще и то ценное свойство, что растворяет жиры, и следовательно, засаливание изделия пальцами не будет оказывать вредного влияния.
Неудачно раскрашенные места смывают с большими предосторожностями, а именно, чистую кисточку надо пропитать водой, провести ею несколько раз по этому месту, время от времени выжимая ее и напитывая свежей порциеи воды.
Испорченное место можно промыть хлорной водой, но это возможно при применении растительных кра
сок. После этого требуется обильная смывка чистой водой и продолжительное просушивание.
Раскрашивание масляными красками. Для разведения масляных красок употребляют терпентин и сиккатив; сиккатив служит главным образом для ускорения просушивания.
Небольшое количество масляной краски выдавливают из тюбика на блюдце и смешивают с таким количеством терпентина и сиккатива, чтобы получилась желаемая густота тона, которую испытывают на пробном кусочке дерева.
Раствор должен быть жидким и тон краски несколько сильнее акварельного, иначе не будет виден натуральный рисунок древесины.
Для оттенений берут не чистые, а смешанные краски.
Масляные краски непосредственно после их нанесения покажутся матовыми и только после просыхания появится прозрачность, поскольку масло, содержащееся в красках и придающее им темноватый оттенок, при высыхании впитывается деревом, оставляя краску на поверхности.
Второй слой масляной краски наносят на просушенный первый слой. Это имеет особое значение. При нанесении теней к основной краске добавляют другую, например черную, в очень незначительном количестве.
Промежуточное просушивание должно длиться по крайней мере сутки. В противном случае можно запятнать поверхность рисунка.
Исправления испорченных мест даются труднее, чем при акварельных красках, и для этого употребляют исключительно стеклянные шкурки.
Несмотря на кропотливость работы, масляные краски все же предпочтительнее, потому что цвета получаются живее и их можно покрыть бесцветным лаком
Кисти после масляной краски вымачивают в густом растворе кокосового мыла, а затем смывают терпентином, чтобы выполоскать мельчайшие частицы краски, застывшей между волосками.
Блюдца моют скипидаром или керосином