ПЕРЕВОД РИСУНКА НА ДЕРЕВО

Только талантливые люди могут выжигать рисунок сразу на чистом и подготовленном дереве. Но для этого, повторяем, нужен талант и умение рисовать. Любители же могут лишь обводить линии раскаленным штифтом по готовому рисунку, сделанному на поверхности из­делия.

Неправильно проведенные карандашом линии легко стереть резинкой и провести их вновь. При выжигании неправильно нанесенную линию исправить рке нельзя, потому что она представляет собой довольно глубокий желобок с обугленными краями. По этой причине рисунок должен быть выжжен без поправок.

За границей продаются готовые рисунки, отпечатан­ные на тончайшей, но крепкой бумаге, но нашей публике они не нравятся. В них все чуждо и ничто не напоминает ни нравов, ни природы России. Быть может, со временем и у нас появятся подобные рисунки, как появились карточки для открытых писем в русском вкусе; рассмат­ривая эти карточки, нетрудно заметить, что рисунки их как будто специально приготовлены для выжигания и даже соответствующим образом раскрашены, но толь­ко они очень малы и их приходится увеличивать вдвое или втрое К сожалению, увеличение рисунка также требует некоторого знакомства с правилами рисования. Но ведь и обвести контуры готового рисунка раскален­ным штифтом без знакомства с рисованием очень трудно. Стало быть, любитель должен уметь рисовать.

Могут встретиться три варианта перевода рисун­ка на дерево:

1) С первым из них мы уже несколько знакомы: готовый рисунок наклеивается на поверхность дерева крахмальным клейстером.

2) Если рисунок нельзя наклеить, то на него на­кладывают лист тончайшей почтовой бумаги.[16] Бумага эта настолько прозрачна, что на ней легко провести контур рисунка мягким карандашом. Это называется калькированием. Когда такой рисунок сделан, его на клеивакгг крахмалом и выжигают.

Если почтовая бумага по вашему мнению, будет недостаточно прозрачна, то ее можно сказать смесью бензола и толуола, взятых поровну, которые спустя часа два совершенно улетучатся.

Но может случиться, что рисунок надо увеличить. Тогда поступают следующим образом: маленький рисунок разграфляют клеточками, как показано на рис 91, а на листе тонкой бумаги графят клеточки вдвое большие, если рисунок хотят увеличить вдвое, втрое большие — если втрое и т. д. Затем на рисунок уже не обращают внимания, а лишь в больших клеточках на листе бумаги подрисовывают части контура, соответствующие меньшим клеточкам на оригинале. Результат показан на рис. 92. Так же можно сделать и уменьшение. Затем следует наклейка и выжи­гание.

3) Положим, наклеивать бумагу на выжигаемую по­верхность почему-либо нельзя. В этом случае на поверх­ность дерева кладут лист бумаги, натертый сухим по­рошком красного гематита, сверху накладывают рису­нок и контуры обводят агатовой иглой. Рисунок переведется на дерево красными расплывчатыми лини­ями, по которым можно легко выжигать. Все искусство перевода сводится к тому, чтобы на поверхности дерева штрихи не были вдавлены, то есть на агатовую иглу

Рис. 91-92

надо нажимать осторожно, учитывая толщину бумаги и твердость дерева. Вдавливание очень трудно исправи­мы, и если после выжигания рисунок раскрашивают, то они могут послркить причинои появления пятен. Красные следы гематита легко стираются особой мыло- виднои резинкои, называемой альгамбра.

При выжигании на коже и картоне применим ис­ключительно гематитный перевод рисунка.

Комментарии закрыты.