ПАНЦИРЬ ЧЕРЕПАХИ
Материал этот есть не что иное, как панцирь морских черепах. В торговле различают много сортов панциря, но это тонкости, недоступные даже многим знатокам. Панцирь — вещество роговидное; главное его отличие от рога состоит в пластинчатом строении и хрупкости. Цвет разнообразен: желтоватый полупрозрачный, красно-бурый и коричневатый прозрачный.
Обычно преобладает один из цветов, а другие разбросаны в виде хлопьев на общем фоне внутри массы, которая отличается полупрозрачностью. Чтобы черепаховые пластинки выровнять и сделать их одинаковой толщины, поступают следующим образом: черепаховые пластинки вместе с полированными медными пластинками опускают в кипяток для нагрева. Когда пластинка размякнет, ее зажимают в пресс, прокладывая нагретыми медными пластинками. Нажим пресса производят постепенно и осторожно, иначе пластинка потрескается.
Соединение кусков черепаховых пластинок производится очень просто; спиливают края так, чтобы место будущего соединения было сложено очень плотно на ширине около 6 мм; затем куски черепахи опускают в кипяток, а после размягчения соединяют без клея и зажимают в тисках или прессе. Склейка будет надежной. При описании инкрустации мы еще раз возвратимся к черепахе и опишем особенности, встречающиеся при ее обработке
ЦЕЛЛУЛОИД, ФИБРА, ЭБОНИТ И Т. П.
За последние десять лет появилось множество различных материалов, которые находят основное применение в области электротехники, но вместе с тем ими не следует пренебрегать и в мозаике.
Целлулоид продается пластинками самых различных цветов; иногда он бывает прозрачный, как подцвеченное стекло, а иногда абсолютно непрозрачный.
Эбонит — черный или черно-коричневый — тоже продается пластинками.
Фибра — кирпично-красного цвета
Об отделке этих материалов будем говорить, попутно рассказывая об их применении.
МЕТАЛЛЫ
Для инкрустации и мозаики годятся только те металлы, которые легко обрабатываются, трудно окисляются и поэтому долго не утрачивают блеск и красивую внешность.
Желтая медь и бронза настолько трудны в обработке и требуют специальных познании, что к ним прибегают сравнительно редко. Для мозаики можно найти готовые маленькие штапики, которыми пользуются для окаймления больших мозаичных наборов.
При выкладывании мозаики в русском стиле лучше применять порошковидные металлы или составы, похожие на них по блеску и цвету; эти порошки известны под названием литографного золота. Они бывают всевозможных цветов, начиная от желто-зеленого, лимонного и оканчивая вишнево-красным, причем все отличаются красивым металлическим блеском
Из этих порошков на желатине готовят густое тесто, к которому добавляют несколько капель глицерина, и используют его как замазку. В мозаике они дают матовый металлический блеск.
Оловянная мозаика и инкрустация. Наиболее подходящим металлом для инкрустации является олово и его сплавы.
Оловянные инкрустации пользовались большим спросом, но потом секрет их изготовления был затерян и возродился как новейшее изобретение около трех лет тому назад.
Если вы задумаете оловянные инкрустации делать обычными приемами, которые будут описаны ниже для других металлов, то вас постигнет неудача, а именно: лобзик будет то и дело увязать в металле, не обладающем ни гибкостью, ни вязкостью. Надо воспользоваться другими способами инкрустирования, если будете иметь дело с легкоплавкими металлами (сплавами).
Для оловянной инкрустации берут обычную деревянную фанерку темного цвета толщиной около 2 мм. Конечно, стараются выбирать дерево более твердое и крепкое; фанерку покрывают в несколько приемов шеллачной политурой. Когда последний слой политуры высохнет, рисуют контур предполагаемой оловянной инкрустации. Затем следует выпиливание по контуру лобзиком. Следите, чтобы пропил расширялся книзу, то есть чтобы пропиленный рисунок был шире к той стороне, которая будет наклеена на обвяз изделия.
Полученное узорчатое углубление нужно заполнить сплавом олова Имеется несколько сплавов, которые мы рекомендуем:
а) первый сплав самый простой и не из лучших —• это обыкновенный третник, состоящий из 3 весовых частей олова и одной части свинца; полученный сплав выливают на каменную плиту и он моментально охлаждается, затем его рубят на мелкие кусочки, заполняют ими узор на инкрустации и прижигают нагретым медным паяльником. Третник плавится и заполняет углубление. Изъяны в работе исправляют, добавляя кусочки третника, их также плавят паяльником. Когда заливка окончена, неровности третника снимают мелким подпилком или состругивают маленьким американским рубанком, чистят циклей и всю поверхность инкрустации полируют.
Недостаток третника заключается в том, что он плавится при допольно высокой температуре, поэтому можно поджечь окружающие его части дерева С другой стороны, третник способен ту скнеть. Эго большой недостаток, которого нельзя оправдать ничем, даже дешевизной сплава.
b) Так называемое мозаичное серебро изготовить несколько труднее, но им стоит заняться, потому что оно действительно имеет внешний вид настоящего серебра
Сплавляют:
3 весовые части олова,
3 весовые части висмута
1,5 весовые части ртути.
Сплавом пользуются для заполнения инкрустаций, как и предыдущим составом, причем можно работать без опасения, так как температура плавления ниже.
Кроме того, предложенный сплав слркит для подделки серебрения по меди, цинку и т. д., что особенно ценно в мозаичных и инкрустационных работах. Чтобы посеребрить металлический предмет или дерево, применяют мельчайший порошок сплава; предназначенную для серебрения поверхность шлифуют как можно ровнее до появления блеска; это особенно важно в изделиях из меди. Серебристый порошок смешивается с 6-кратным по объему количеством костяной золы и таким количеством воды, чтобы получилась густая мазь, которой при помощи пробки натирают деревянную или металлическую поверхность Для серебрения дерева полезно добавить яичный белок.
c) Особенной легкоплавкостью отличаются следующие составы:
Сплав Вуда.
4 весовые части свинца,
2 весовые части олова,
7 — 8 весовых частей висмута и
2 — 1 весовые части кадмия.
Температура его плавления не превышает 75° С, то есть расплавленным металлом нельзя обжечь даже рук
Сплав Липовица:
4 весовые части олова,
8 весовых частей свинца,
15 весовых частей висмута и
3 весовые части кадмия.
Температура плавления та же, что у состава Вуда, по цвет сплава значительно белее.