Органические вещества
Что касается употребления органических материалов, таких, как масло, жир, камедь или клей, то я одно время считал это возможным, хотя данные были «слишком ничтожны, чтобы иметь решающее значение»[1004]. В нескольких случаях, например, анализ показал наличие частиц черного органического вещества, рассеянных по всей массе сердцевины фаянса. Они могли быть остатками какого-то связующего материала. В большом количестве образцов эпохи XXVI династии, представлявших собою целую группу фигурок ушебти, основа состояла из внутренней серой сердцевины, окруженной белым веществом. Под микроскопом в серой части можно было рассмотреть черные частички, являвшиеся, по-видимому, [284] остатками какого-то обуглившегося органического вещества. После прокаливания сердцевина стала заметно светлее, хотя и не побелела. Это навело на мысль
О том, что для скрепления кварца было применено какое-то органическое связующее вещество, а темный цвет сердцевины объясняется его неполным выгоранием. С другой стороны, возможно, что наружный белый слой был нанесен специально, для нейтрализации влияния темно-серого вещества основы на цвет глазури, то есть что это был описанный выше «третий слой». Серый же цвет мог быть результатом случайного присутствия в кварце или соде какого-нибудь органического вещества, которое обуглилось, но не выгорело.
В целях проверки пригодности органических веществ для связывания толченого кварца был проведен ряд опытов с камедью и маслом. Оба эти вещества образовывали в соединении с кварцем массу, которую можно было закладывать в формы или мять руками. Однако предметы, в которых роль связующего вещества играла камедь, было невозможно после высыхания вынуть из форм, так как они приклеивались к стенкам. После обжига они становились слишком рыхлыми. Если же их формовали руками, то при обжиге камедь выгорала и предметы становились настолько рыхлыми и хрупкими, что ломались в руках при подготовке их к покрытию глазурью. Изделия, замешанные на масле, естественно, не высыхали, и поэтому их нельзя было вынуть из форм. Как формованные, так и вылепленные руками, они после обжига, как и в предыдущих случаях, становились настолько хрупкими, что их невозможно было брать в руки. Бертон пишет: «С большим трудом мне удалось изготовить этим способом несколько маленьких глазурованных фигур, но они мягче и более рыхлы, чем все египетские глазурованные предметы, с которыми мне когда-либо приходилось сталкиваться»[1005].