ОКЛЕЙКА ШПОНОМ ОБВЯЗОВ МЕБЕЛИ
Об оклейке шпоном было сказано достаточно полно в первой главе раздела. Теперь дадим практические указания по оклейке. Остовом или обвязом мебели называется готовое изделие в собранном или разобранном виде. Б основном фанеруют отдельные части работы, потому что в таком виде их лучше класть в пресс.
Основное внимание следует обратить на подготовку частей обвяза, которая должна удовлетворять следующим требованиям
a) обвяз должен быть сделан из совершенно сухого леса, не подверженного короблению. Но сухого леса почти не достать, поэтому надо довольствоваться таким, какой есть; зато вы свободно можете подобрать доски, нарезанные из одной и той же колоды, степень их сухости будет одинакова, что в высшей степени важно.
b) на поверхности обвяза не должны выступать торцевые части соединений и вязок, а главное, сучки, которые следует выдолбить и запрапить обрезками дощечек — вставками — так, чтобы направление слоев древесины во вставке совпадало с направлением слоев в обвязе. На рис 107 показан сучок, а на рис. 108 он заделан вставкой.
Все торцы и сучки, усыхая меньше матерой древесины, со временем выступают и отрывают шпон.
Торцевые выступы соединении немного срезаются и их заклеивают узкими планками.
Если обвяз удовлетворяет этим двум основным требованиям, можно приступить к осмотру других деталей работы, которые не находятся в прямой связи с будущей оклейкой, но обусловливают прочность изделия.
Перед самой оклейкой шпоном поверхность обвяза обстраги - ] вают цинубелем, срезая волокна дерева несколько наискось, вначале в одном направлении, а потом в другом. Цель работы состоит в том, чтобы всю поверхность обвяза несколько заше - роховатить, сделав восприимчивее для клея. Кроме тог го, при перекрестной циновке сглаживаются небольшие бугорки и заершины, оставшиеся после не особенно тщательной фуговки. Затем всю поверхность чистят щеткой, чтобы не осталось ни стружек, ни пыли. Пальцами к процинованной поверхности не дотрагиваются из опасения ее засалить: чем суше и чище поверхность, тем лучше пристает шпон.
Качество клея имеет огромное значение, особенно при наклейке инкрустаций и мозаик, отдельные шашки которых могут при плохой работе вывалиться. Говорить о разных составах клея в данном случае не приходится, потому что они подходят лишь для мелких работ и подправок. Нужен хороший столярный клей, обладающий следующими качествами:
а) светлым цветом, который не портил бы поверхность дерева, случайно попав на нее, просачиваясь сквозь щели в инкрустациях и мелкие трещины. Прокисший клей обычно бывает более темного цвета и просачивается глубоко в дерево, поэтому для фанеровки необходимо пользоваться клеем свежей заварки;
b) цепкостью, то есть при нанесении клеи должен плотно приставать к поверхности дерева Если клеи хорошо разведен, то он сразу ложится ровным гладким слоем и не скоро стынет При плохом качестве клеи будет ложиться неровными продольными бугорками, которые не растекутся на поверхности дерева а застынут В этом случае даже при сильном нажиме шпона бугорки клея не допустят плотного прилипания и рабо та получится неудачной. При умелом наклеивании хороший клеи образует тончайший связующий слой высшей крепости. При плохом и скорю стынущем клее слои будет толстым и черным, а крепость совсем незначительной.
Перед употреблением клей надо испытать. Поверхностное испытание было уже описано нами ранее Настоящее испытание проводится так: от одной доски отрезают два кусочка одинаковой величины и склеивают их испытуемым клеем Но предварительно один
кусок А привертывают к потолочной балке (рис 109), а сквозь другой кусок Б пропускают железный крюк В, к которому подвешена доска Г для за ■ грузки гирями. Предположим, что склеивание было проведено как следует и изделие просушено в течение трех суток в теплом месте Иногда на доску Г ставят гири, пока не произойдет разрыв по месту склеики аб. Предположим, что площадь склеики — 26 см При хорошем клее разрыв должен произойти от нагрузки в 800 — 850 кг Рис. 109 (приблизительно 32 кг на
каждый квадратный сантиметр площади склейки). Чем хуже клей, тем меньшую нагрузку он выдержит; если разрывная нагрузка не достигает 20 кг на квадратный сантиметр, то клеи надо забраковать
Направление слоев древесины в шпоне должно совпадать с направлением на обвязе. Иначе говоря, шпон нельзя наклеивать поперек досок обвяза: такое правило когда-то существовало и его придерживались. На самом деле оно ни на чем не основано и мы видим отступления от него в каждом столярном изделии.
В самом деле, если оклеиваете штучным шпоном, прирезанным по какому-нибудь узору, и особенно инк- рустационные работы, то можно ли говорить о направлении слоев древесины по какому-то правилу? В этом случае делают двойную фанеровку вначале весь обвяз покрывают липовым шпоном, а сверху инкрустацией или мозаикой. Делается это потому, что липовое дерево особенно удобно для наклеики.
При описании инкрустации мы остановились на моменте когда весь шпон уже собран и наклеен на декстринированную бумагу. При наклейке на обвяз бумага окажется наверху и ее легко будет отмочить или содрать. Помните, что декстрин не въедается вглубь дерева, поэтому не испортит ни окраски, ни натурального цвета Более того, смятые при резке бока шашек от сырости при наклейке несколько разбухнут и все шашки мозаики или штучной фанеры образуют очень плотные соединения.
Столярный очаг. Каждая столярная мастерская должна иметь очаг или специальную печку, в которой можно было бы разводить клеи и греть сулаги, а над ней просушивать небольшие обвязы и другой материал. Кроме того, очагом согревают помещение мастерской.
На рис, 110 представлен усовершенствованный очаг. Он имеет форму удлиненного железного сундука в с трубой д, дверцы и впереди и кирпичный подтопок г сзади. Над подтопком сделано углубление
Рис. 110-112 |
с, выложенное листовым железом и залитое водой, в которое ставятся клеянки. Над клеянками желательно сделать вытяжку ф
Внутрь сундука в вставлен другой ящик (см. поперечный разрез на рис. 112). Между наружными стенками ящика и внутренними стенками сундука образуются дымоходы в, в. Во внутреннем ящике сделаны выдвижные решетки m и п на которые кладут куски дерева для просушивания.
Продольный разрез очага (рис 111) показывает, что подтопок снабжен колосниками ж, которые топят стружками и щепой; дверцами к для забрасывания топлива и зольником
Пламя направлено непосредственно в донышко ящика с с водой, в котором греются клеянки, а испарения клеянок и водяные пары выходят по трубе ф. Горячие газы проходят по нижнему дымоходу а под
внутренним ящиком, поворачивают в боковые дымоходы в, в (рис 112), согревают бока внутреннего ящика, далее делают поворот в верхний дымоход с, согревают верх внутреннего ящика и выходят по дымовой трубе д. Таким образом, внутренний ящик обогревается со всех сторон, кроме передней — дверочнои, и в нем превосходно можно нагревать сулаги и сушить дерево, не опасаясь пригорання.
Сундук и ящик лучше изготовить из тонкого листового железа, называемого болванкой. Передние ножки сундука обычно делают из 4-сантиметрового углового железа, а задняя часть сундука укладывается прямо на подтопок.
Под очагом обязательно настилают кирпичный пол.
. Размеры очага могут быть любой величины. На рисунке показаны средние по масштабу.
1) Оклейка плоских щитов обвяза
Мы рке сказали, что поверхность обвяза должна быть выстрогана цинубелем. Теперь добавим, что приклеиваемая сторона шпона притирается тряпкой, увлажненной крепким уксусом, с целью смыть захваты пальцами и сальные пятна, уберечься от которых во время предварительной обработки невозможно.
Затем поверхность обвяза смазывают горячим клеем, торопясь покрыть шпоном (инкрустацией, мозаикой и т. д.) и расправляют его на поверхности обвяза просто рукой. Поверх шпона кладут нагретую сулагу такой же величины, как и обвяз или несколько больше, и зажимают все вместе струбцинками (рис. 113), а еще лучше — хомутовым прессом (рис 114).
Сулагой называется дощатый щит, обычно склеенный в три слоя из более тонких досок для устранения коробления. От сулаги требуется особая точность фуговки, иначе она не будет равномерно прижимать наклеенный шпон к обвязу. Чтобы к сулаге не мог пристать просачивающийся сквозь шпон клей, ее сильно натирают сухим мылом. В оклейнои мастерской должно быть много сулаг различной величины и тол-
Рис. 113-114
щины Впрочем, толщина есть понятие условное: сулаги умышленно делают очень толстыми — до 4,5 см, чтобы их можно было фуговать для выравнивания После каждой фуговки сулаги становятся лучше
Свеженанесенныи клеи скользок и для того, чтобы шпон во время затяжки винтами в прессе или струбцинками не сдвигался вбок его предусмотрительно прибивают по углам тоненькими проволочными шпильками.
Хорошая оклейка зависит от правильной затяжки винтов пресса и равномерного давления на всю поверх ■ ность обвяза. С другой стороны, хорошая склейка, как нам уже известно, требует наименьшего количества клея На основании сказанного можно установить такое правило склеивания: пресс или струбцинки устанавливаются на равном расстоянии между собой, не превышающем 18 — 22 см (можно немного больше, если толщина сулаг это допустит). Таким образом, один зажимнои винт будет давить на поверхность от 317 до 495 квадратных сантиметров, что при значительной толщине сулаги достаточно для равномерного прижимания шпона к поверхности обвяза Затяжка винтов ведется в строгом порядке: вначале подвертывают винты, находящиеся на середине обвяза, затем соседние, пока не дойдут до крайних, причем весь избыток клея выдавливается и остается небольшое количество, нужное для наклеивания Но выдавливание клея возможно лишь в том случае, если сулаги были достаточно нагреты и клей не успел загустеть. У каждого мастера имеется своя собственная система оклейки.
Одни советуют нагревать не только сулаги, но и обвяз, что очень вредит последнему и ведет к растрес • киванию даже в том случае, если дерево обвяза сухое. Другие смазывают клеем не только обвяз, но и шпон. Этот способ тоже не особенно удачен, так как в притыке оказывается слишком много клея, который застывает на шпоне. Чтобы облегчить выдавливание и препятствовать загустению клея шпон приходится мочить с лицевой стороны водой, что совершенно недопустимо при штучных и инкрустационных работах, и даже на обычный шпон действует очень вредно, так как не допускает прочной полировки. Кроме того, более тонкий шпон и особенно шпон светлого дерева покрывается клеевыми пятнами, уродующими внешний вид изделия. Но, с другой стороны, такое наклеивание на - много надежнее и только в редких случаях требует правок, поэтому оно вполне допустимо на темном и жилистом дереве, например, на персидском орехе, когда появившееся на поверхности клеевое пятно не может принести вреда.
В большинстве случаев приходится иметь дело с парными щитами обвяза и это обстоятельство позволяет сделать некоторые упрощения при зажиме в пресс Поступают так: поставив рядом несколько хомутовых прессов, на их нижние поперечины кладут одну нагретую сулагу, а на нее, шпоном книзу, первый щит обвяза, затем укладывают другой щит обвяза шпоном кверху, а поверх него вторую разогретую сулагу; винты пресса затягивают согласно указанному правилу Если бы щиты потребовалось оклеить с обеих сторон, то, взяв третью сулагу, их можно было бы зажать вместе, что очень важно так как существенно сберегает рабочее время на просушивание и избавляет от необходимости иметь много запасных прессов и сулаг
При оклейке штучным шпоном, а также инкрустациями или мозаиками, лучше поступать так; на нижнюю сулагу класть один щит обвяза шпоном кверху, а на него другой
Рис. 115 |
щит, шпоном книзу. Между шпонами следует проложить кусок бумажного полотна, сложенного вдвое и натертого сухим мылом Как видите, оклейка является делом нетрудным, но хлопотным и требует большой сноровки.
2) Оклейка узких кромок в мебельном деле встречается не менее часто и производится обычно без всяких зажимов при помощи продолжительного притирания ребром молотка (рис. 115). С этой целью оклеиваемую доску обвяза закрепляют в передних тисках столярного верстака кромкой кверху и покрывают ее слоем горячего клея; смазывают горячим клеем и узкую фанерную полоску, которую нужно наложить на место, пока клей еще не застыл. Затем начинают притирать ее ребром молотка до тех пор, пока клей не загустеет окончательно. Если молоток начнет задирать шпон и притирание станет затруднительным от налипших частиц выступившего клея, молоток необходимо смочить водой и припудрить тальком
Может случиться, что шпон в каком-либо месте вздуется или, как принято говорить, запузырится. Это будет означать, что в этом месте клей застыл раньше, чем успел плотно пристать шпон. В таком случае к вздувшемуся месту надо приложить разогретый утюг или паяльник и греть им до тех пор, пока клей опять не придет в полужидкое состояние, затем продолжать притирку.
Притирку надо вести как можно осторожнее, чтобы не протереть шпон насквозь Если при ударе молотка о кромку появится чистый протяжный звук, это может служить доказательством, что наклейка пристала плотно и хорошо, хотя от оклейки под молоток никогда не
следует ожидать той прочности и крепости, что от оклейки в зажимах.
Действительно, трудно придумать более неудобный способ наклейки, и если с ним мирились, то только потому, что не придумали ничего другого, а также потому, что оклейка кромок, будь она даже сделана нехорошо, не может испортить всего изделия. Теперь есть другое средство, более надежное и простое, которое спешим предложить.
Это особого вида струбцинки (рис 116 —120), служащие для одновременного зажима в двух взаимно перпендикулярных направлениях. На рис 116 показан боковой вид струбцинок, а на рис 118 —120 — отдельные их части, помеченные теми же буквами, что и на боковом виде. Эти струбцинки как нельзя больше подходят
для оклеики кромок шпоном, так, на рис 116 е — представляет собой доску обвяза, г — кромочный
шпон, ф — прокладку, то есть узенькую сулагу, которая прижимается боковым щитом ж, а верхний винт 3 служит для прикрепления струбцинок к доске обвяза
Устройство струбцинок очень простое и удобное; но, к сожалению, они должны быть обязательно металлическими. К нижнему плечу б прикреплена широкая и крепкая скоба аа (рис. 116), в длиннои щели которой, представленной на рис. 117, может скользить и закрепляться шквореньком другое плечо струбцинок в, снабженное на свободном конце прижимным винтом с рукоятью з. Расстояние плеч б и в зависит от толщины обвяза В той же щели скобы а свободно скользит гайка д с толстым прижимным винтом ж. Это простое устройство гайки и винта дает возможность производить нажим на сулагу ф по ее середине
На рис 119 представлен нижний вид плеча б, на рис 118 — верхний вид плеча в, а на рис 120 — верхний вид гайки.
Мы остановились на подробностях устройства струбцинок потому, что в продаже они пока не встречаются, а изготовить их сумеет любой механический завод и даже слесарная мастерская.
3) Оклейка кромок и поверхностей под углом Если весь обвяз оклеивать по описанному способу, то на углах откроется торец одного шпона, а это нежелательно. Предположим, например, что оклеивают обвяз шкатулки, верх и бок. Тогда либо наверху, либо сбоку обнажится торец шпона и выделится более темной чертой. При выполнении изящных работ такая полоска портит изделие и ее стараются избежать; вообще желательно соединение шпона на ребрах делать иначе. Для этого от шпона отрезают кусок такой ширины, чтобы им можно было прикрыть две соседние поверхности, сходящиеся под углом Затем на месте намеченного перегиба на верх шпона наклеивают декстрином полоску плотной бумаги и фанеруют одну из плоскостей обвяза, тогда часть шпона будет свешиваться. Когда наклеенная часть окончательно просохнет, шпон на
внутренней стороне осторожно подрезают почти насквозь, то есть до полоски бумаги при помощи фанерной пилы (рис 121), направляя полотно по поверхности обвяза. Получится угловая вырезка, дающая возможность свободно и без опасения перегнуть свешивающуюся часть шпона и оклеить им соседнюю поверхность обвяза; бумага и очень тоненькая прослойка дерева в месте перегиба помешают просачиванию клея, поэтому получится чистый и острый угол оклеики.
На рис. 122 наглядно показана последовательность работы, причем для большей ясности взят поперечный разрез обвяза.
1 — шпон ran наклеен на обвяз А одной стороной т, а другая сторона п свешивается,
2 — в шпоне сделан поперечный надпил о, а сторона п — все еще свешивается,
3 — сторона п перегнута по надпилу о вплотную к поверхности обвяза — снаружи получается острый угол р.
После наклеики в таком виде полоску бумаги слегка смачивают губкой, а затем отдирают
4) Оклейка кривых поверхностей. Для таких оклеек требуется иметь гибкий шпон, но гибкостью обладают далеко не все сорта дерева и редкий шпон обычной толщины можно выгнуть без существенного повреждения Остается один выход, место выгиба шпона надо утопить, то есть сострогать до толщины игральной кар ты и тогда выгиб станет
вполне возможным. С этой стороны лицевой бок шпона слегка строгают цинубелем и наклеивают на гладкую доску, поверхность которой предварительно натерта сухим кокосовым
мылом После просушки намеченную для выгиба часть шпона строгают маленьким американским рубаночком до получения желаемой толщины, чистят поверхность циклей и даже шлифуют шкурками (чистота поверхности очень важна, Так как может случиться, что после наклейки на обвяз вторичная чистка будет невозможна). После чистки наклеивают на место будущего выгиба кусок тонкой плотной бумаги и легко снимают шпон с доски, так как мыльный слой не допускает слишком прочной наклеики. Если шпон отходит с трудом, его надо подогреть утюгом
Шпон готов, надо только предварительно очистить от клея его нижнюю сторону (отмыть тепловатой ВОДОЙ при помощи губки).
Для правильного и равномерного прижима шпона к обвязу надо приготовить фигурные сулаги, или, как их называют, валики, выступы которых соответствовали бы вогнутостям обвяза и наоборот.
На рис. 123 показана для примера оклейка обвяза а; кусок дерева б является валиком Оклейка кривых поверхностей представляет мало нового, но мы обязательно должны сделать два следующих замечания:
a) при оклейке широких карнизов направление слоев шпона должно быть поперечным, а не продольным;
b) если в карниз входит острое выступающее ребро аа (рис 124), то оклейный шпон надо составлять из
двух отдельных полос аа вв и аа гг, как бы тонок и гибок шпон не был, он не сможет выдержать столь острого перегиба.
Рис. 124 |
При зажиме струбцинок нужна особенная осторожность: при слишком энергичном и скором креплении шпон не успеет выгнуться и лопнет. Чтобы избежать этого, шпон иногда размачивают в горячей воде. Это, конечно, снижает чистоту полировки.
Оклейка кривых поверхностей хлопотна и требует времени, поэтому гораздо лучше, скорее и надежнее делать карнизы и их узкие части из массивного дерева.
5) Оклейка круглых обвязов (цилиндрических). Предположим, что требуется оклеить круглый обвяз цветочной тумбы (рис. 125). Очевидно, что ее нельзя зажать ни в сулагах, ни в валиках, и остается единственный выход: обвязать всю тумбу крепкой пеньковой тесьмой. Сделать это руками настолько трудно, что предпочитают пользоваться особым станочком, при котором затяжка тесьмы получается крепкой и надежной в смысле равномерности распределения зажима
6 |
Станок состоит из деревянного вала (такой же длины и толщины, как оклеиваемая тумба) с закрепленными на концах железными, шипами, которые укладываются в подшипниках; подшипники не смазываются маслом, а их крышки затягиваются настолько туго, что вал вращается с большим трудом Вал обвязывается пень - Рис. 125
ковои тесьмой, которая должна быть такой длины, чтобы остался свободный конец метра в полтора. На расстоянии приблизительно в один метр находится другой станок с такими же шипами и подшипниками, но только смазанными, так что второй вал вращается совершенно свободно. Тумба закрепляется между шипами второго, более тонкого вала и вращается с ним (положение ее, конечно, будет параллельно первому валу).
Если свободный конец тесьмы прибить к концу тумбы гвоздями и тумбу поворачивать, то тесьма будет сходить с первого вала и плотно обвязывать тумбу. Чем туже вращение первого вала, тем крепче обмотка тумбы.
На смазку тесьмы не следует жалеть сухого мыла или талькового порошка. Работа идет довольно медленно. Обвяз тумбы надо согреть, смазать клеем обернуть прирезанным шпоном и уже тогда обвязывать тесьмой Кроме этого Прежде чем приступить к обмотке тесьмой, шпон в двух-трех местах надо обвязать тонкой проволокой, которую снимают, когда тесьма подойдет к ней поближе. Делается это для того, чтобы шпон не сдвигался вбок.
Древесные волокна шпона должны идти всегда вдоль тумбы, а края шпона ббб сострагиваться на нет, чтобы они при наложении не образовали рубца; если он все же появится, его после просушки можно осторожно сфуговать.
Подобным же образом оклеиваются и конические поверхности, причем обмотка тесьмой начинается у вершины, то есть с более тонкого конца конуса и направляется к широкому основанию. Некоторые мастера почему-то отрицают практичность станка и предпочитают обвязывать тесьмой прямо от руки, а силу давления увеличивают загонкой клиньев. Мы решительно против этого: сила трения тесьмы и без того очень большая, увеличится от приставших частиц просочившегося клея; клинья будут действовать только
на небольшой окружной полосе и сдернут тесьму с поверхности соседнего шпона.
К тому же клиньями легко повредить поверхность шпона, несмотря на подкладки и другие меры предосторожности.
Опишем вариант оклейки закругленных поверхностей, встречающихся у круглых или овальных подстолий (рис. 126 —128). Поступают следующим образом, берут гладкую и не сучковатую дощечку липового или соснового дерева (толщина от 1,3 до 1,9 см, а ширина равна ширине обвяза) и делают на одной из широких ее сторон (рис. 127) ряд поперечных надпилов й й й й, до половины ширины дощечки на расстоянии 1,3 см друг от друга. Благодаря этим пропилам дощечку можно изгибать довольно круто, как показано на рис. 126 и 128. Это дает воз - - можность пользоваться ею как сулагой. Клей наносится самым обычным образом Что же касается подогрева обвяза, то он очень желателен и вполне допустим, потому что подстолья склеиваются из нескольких слоев дощатых звеньев и покоробиться не могут, Разумеется, подогревают и подрезную сулагу.
Может возникнуть вопрос, как следует выгибать сулагу; так, как показано на рис 126, то есть надрезами наружу или наоборот, как на рис. 128 Внешне первый способ лучше, но при нем сулага может поломаться вследствие косослойности дерева. Простым Нажимом
11 Обработка дерев* 305
струбцинками не до - вольствуются (рис. 129), а делают более или менее ши-
рокие прокладки под пятки винтов поверх сулаги.
Во всех случаях оклеики круглых поверхностей надо обратить внимание на предварительную подготовку шпона, цель которой лишить его возможности трескаться и раскалываться. Чем круглее обвяз, тем тоньше
должен быть шпон. Поперек шпона на некотором расстоянии друг от друга наклеивают полоски крепкой бумаги, а при очень крутых выгибах — даже тесемки. Иногда шпон выгибают еще до наложения наобвязы Ширина шпона делается всегда несколько больше длины обхвата обвяза (которая просто определяется обводкой тонкой би - чевои), так, чтобы один край шпона немного налегал на другой край. Когда наклейка шпона высохнет и будет возможно снять бинт или гнутые сулаги, тогда нагревают утюгом место соединения шпона, излишек дерева срезают, края смазывают свежим клеем и снова бинтуют. Этот способ требует большого опыта, но только так можно достичь почти незаметного места стыка
6) Оклейка шара (рис. 130) относится к виду работ, встреча - Рис. 130 — 131 ющихся очень редко и являю
щихся образцом настоящего искусства. Даже опытные мастера часто не знают, как приступить к делу.
Прежде всего, шаровидный обвяз должен быть совершенно верно выточен. На противоположных его сторонах токарь намечает центровые точки а и б. В эти точки предварительно вбивают по тоненькой шпильке. Привязывают к одной из шпилек тоненькую ниточку или, что еще лучше обматывают шпильку тонкой медной проволокой, которой обвязывают поверхность шара, задевая мимоходом и центровые шпильки. Поверхность шарового обвяза разделится на двенадцать (можно и больше) одинаковых по форме и величине частей с, с, с (рис. 131). Затем на поверхность шарового обвяза накладывают кусок тонкой бумаги и осторожно ее прижимают, пока медная проволока не даст вдавленного отпечатка одной части с; полученная фигура вырезается из бумаги и служит шаблоном, по которому вырезают из шпона 12 или больше) совершенно одинаковых частей а, а, а, си Конечно, шпон должен быть очень тонким, толщиной в игральную карту. 12 вырезок а, а, а~ поочередно смазывают клеем и накладывают по одной на поверхность шарового обвяза, следя, чтобы острые верхушки вырезок шпона соответствовали местам, где ранее были вбиты шпильки а и б (рис. 130). Подгонка вырезок а, а, а~ производится при помощи деревянного брусочка с вогнутой поверхностью Брусочек лучше выточить на токарном станке одновременно с вытачиванием шарового обвяза, чтобы вогнутость в бруске подходила к выпуклости шара, но была несколько шире.
При оклейке шара и других кривых поверхностей нельзя употреблять цинубелей, поэтому поверхности обвязов шероховатят при помощи мелкозубых ра - шттилеи.
7) Подправки и заправки. Укажем на способы исправления недостатков и изъянов, встречающихся даже в лучших оклейных работах.
а) Если шпон в каком-либо месте недалеко от края обвяза не приклеится, то при снятии сулаг в этом месте появится вспучина. Это место следует намазать свежим клеем и поставить сверху горячий утюг. Спустя определенное время, когда поврежденное место достаточно согреется, утюг снимают, а на его место кладут гладкую дощечку и зажимают ее струбцинкои.
Подобного рода недостаток происходит от косослойности или свилеватости древесных волокон, благодаря чему волокна местами перерезаются поперек и дерево впитывает в себя настолько много клея, что его не хватает для приклеивания к обвязу. Неприятно то, что клеи может выступить наружу, образовав пятно. Если при осмотре шпона обнаружится косослойность, то нуждающуюся в оклейке сторону надо обмазать жидко разведенным белым столярным клеем или желатином, а затем, после высушивания, наклеить на обвяз. Конечно, шпон может не пристать, если работа выполнена небрежно
Ь) Если отдулины появятся на середине оклеенной поверхности, то этот изъян может быть следствием трех причин: 1) недостатка клея, 2) излишка, благодаря которому появилось его скопление, или же в результате того, что 3) клей на обвязе застыл раньше, чем шпон успел приклеиться. И в том, и в другом случае следует подрезать отдулину наискось, сбоку, и либо выпустить излишек клея, либо добавить новый. После этого следует подогрев утюгом и вторичная укладка между сулагами в пресс
Первый случай трудно отличить от третьего, поэтому следует предположить именно третий случаи и, не подрезая шпона, разогреть отдулину утюгом и зажать обвяз в пресс. Если этот прием поправки не поможет, то отдулину надо подрезать сбоку и смазать ее свежим горячим клеем
Заправку небольших долевых трещин или отверстии, оставшихся после выпадения сучков из шпона, лучше всего делать смесью угольного порошка и клея.
Иногда оклейка получается настолько неудачной, что шпон приходится снимать с обвяза. Для этого испорченную поверхность смачивают теплой водой и гладят утюгом В результате клей настолько отсыревает, что шпон с небольшими предосторожностями можно оторвать без повреждений. Обвяз смывают теплой водой, вытирают чистой холстиной досуха, просушивают и вторично строгают цинубелем Затем снова приступают к оклейке.
Что касается снятого шпона, то его лучше заменить новым и только в крайнем случае промыть теплой водой, для удаления остатков клея, вытереть досуха тряпками и зажать в сулагах для окончательной просушки. После этого шпон можно снова использовать, хотя уже нельзя быть особенно требовательным к чистоте будущей полировки. Намоченный шпон действительно плохо шлифуется, сильно впитывает масло и политуру
Штучный шпон, инкрустации и мозаики при плохой наклейке портятся, поэтому работать надо особо осторожно.
8) Детали оклейных работ. Песочные тюфячки употребляются тогда, когда вогнутость формы обвяза не допускает возможности сделать соответствующую сулагу В этом случае поверхность обвяза после выравнивания шероховатится мелким рашпилем, а шпон строгается тонко, как это вообще принято делать. Что касается рашпилей, то имейте в виду, что они могут быть не только плоскими и полукруглыми, но всевозможных форм, даже в виде выгнутых лопаток.
После обязательного прогрева обвяз смазывают клеем и накладывают шпон. На шпон кладут мешочек из плотного и крепкого полотна, наполненный чистым, немного подогретым песком, и зажимают все вместе струбцинками или хомутовыми прессами. Конечно, поверх песочного мешочка (подушечки) должна быть положена какая-нибудь сулага. Тюфячок распределяет давление сулаги по всей поверхности шпона равномерно. Этот прием оклейки почти постоянно применяется в токарном деле; он совершенно незаменим
в мозаичных и инкрустацион - ных работах, поскольку здесь почти невозможно получить шашки и вставки одинаковом толщины. При употреблении простых сулаг они прижали бы только некоторые шашки, а большинство шашек и вставок осталось бы совсем без зажима и они испортили бы работу. Сложность применения тюфячка состоит в том, что песок сбивается набок; по этой причине зажим винтов пресса нужно вести осторожно начинают завертку с окружных винтов и постепенно переходят к зажимающим середину обвяза Затяжку винтов делают не сразу, а постепенно, в три или четыре приема, причем каждый раз подвертывают настолько, чтобы песок уплотнялся но не раздавался в бока Другими словами, песочный тюфячок должен оставаться приблизительно равномерной толщины.
Рис. 132—133 |
Иногда вместо песочного тюфячка делают крепкий ящик (рис 132 и рис 133), насыпают в него разогретый песок. На него кладут кусок обвяза аб с наложенным шпоном, обкладывают сверху узкими дощечками, заменяющими собой сулагу и зажимают струбцинками, но этот способ для инк- рустационных работ совершенно не годится.
Бывает, что обвяз покрывают выгнутым цинковым листом, поверх которого кладут сулажные планки и затем притягивают их струбцинками. Все это наглядно показа - ^ но на рис 134.
9) Шнурочная или ремен - Рис. 134 ная затяжка Случается, что
шпоном надо выклеить желобчатую выемку, идущую вокруг круглого или криволинейного обвяза, причем в выемке нет поперечных выступающих острых углов. Можно применить песочную колбасу, но это не очень надежно, так как края колбасы и место стыка не будут хорошо прижаты. Лучше всего в этом случае прибегнуть к тонкой крепкой тесьме, достаточно узкой, или к ременной сшивке,[17] заполняя их витками всю выемку. Последние слои тесьмы можно смочить водой, тогда они съежатся и еще сильнее стянут шпон. Вместо тесьмы или сшивки иногда употребляют волосяной шнурок (из конского хвостового волоса), который вследствие особой крепости допускает более сильную затяжку.
Этот прием прижатия шпона к обвязу может быть успешно применен к обвязам квадратной формы со скругленными углами и в этом случае под обмотку на всех четырех углах обвяза загоняют тонкие и широкие клинья, выравнивая этим силу прижима к углам
10) Каменные пластинки, о которых мы говорили выше, в сухом состоянии довольно хрупки, но будучи отволожены водой, приобретают гибкость, которая сохраняется до просушивания. Перед наклейкой на обвяз нижнюю сторону каменной пластинки надо отшлифовать пемзовой пудрой с водой и проскрести циклеи. Обвяз вначале смазывают клеем, сушат, а затем вторично смазывают жидкой клеевой водой, быстро накладывают слегка отволоженную пластинку, покрывают сулагой и зажимают струбцинками. Конечно, не следует забывать о подогреве сулаги
Огволаживание не следует смешивать со смачиванием Каменные пластинки при шлифовке их пемзовой пудрой смачивают, но в этом случае сырость не проходит вглубь. Отволаживание, напротив пропитывает пластинку насквозь и достигается следующим путем; десять листов фильтровальной белой бумаги складывают вчетверо и пропитывают водой так, чтобы бумага оказалась волглой, и чтобы вода не капала с нее. Между листами бумаги кладут куски каменных пластинок и держат там до тех пор, пока пластинки не станут гибкими,— это и называется отволоженным состоянием
Все щели, обнаруженные после наклейки каменных пластинок, легко исправить. Для того маленькие кусочки пластинки размачивают до полного размягчения и залепляют ими щели и отверстия. Следов заправки после чистки не будет видно.
Чистка, шлифовка и полировка каменных пластинок имеет некоторые особенности, а именно: их сперва шлифуют пемзовой пудрой с водой, затем осторожно чистят циклей и, наконец, снова чистят пемзовой пуд - рои с терпентинным маслом Грязь немедленно удаляют с поверхности пластинки и покрывают шеллачной политурой, вначале без масла, а потом, когда на поверхности пластинки появится лоск, производят дальнейшую полировку с маслом.
11) Пластинки из желатина Мы вкратце упоминали что из желатина и землистых веществ можно получить пластинки, похожие на слоновую кость. Эти пластинки могут найти в мозаике широкое применение. Изготавливают их так: хороший костяной клей нагревают на слабом огне и растворяют в небольшом количестве воды; этот клей составляет основную массу пластинки. Также приготавливают совершенно прозрачный жидкии раствор желатина.
Если желают сделать имитацию слоновой кости, то тонким слой раствора желатина наливают на хорошо отполированную мраморную плитку и оставляют его немного подсохнуть; затем смешивают раствор клея со свинцовыми, цинковыми или баритовыми белилами, которые должны быть растворены в небольшом количестве воды. В результате раствор клея густеет и его наливают на желатинный слой так, чтобы образовался слой в два раза толще предполагаемой готовой пластинки с учетом усыхания массы. Пластинки должны лежать совершенно горизонтально; при нанесении массы нужно избегать образования воздушных пузырьков. Если же пузырьки появятся, то их пульверизуют спиртом или крепким хлебным вином После того, как клеевая масса совершенно затвердеет, мраморные плитки переносят в сушильное помещение. Высохшую пластинку легко отделить от мрамора Поверхность мрамора перед нанесением желатинного слоя рекомендуется натирать тальком или смазывать маслом Готовая пластинка со стороны, лежащей на камне, доля-сна иметь белый цвет и ма- товыи глянец.
Подделку под малахит тоже выполняют на мраморной плитке причем пользуются теми же растворами клея и желатина, что и при подделках под слоновую кость. Вначале наливают очень тонкий слой желатинного раствора, хорошо высушивают его, чтобы он был крепче и не разрушался при последующих операциях; затем разделяют раствор клея на 2 или 3 равные или неравные части и каждую часть подкрашивают хромовой зеленью двух или трех оттенков и разливают окрашенные растворы в соответствии с рисунком, малахита Клеевые растворы должны быть такой густоты, чтобы они не могли смешиваться друг с другом Затем внутри массы проводят тупой кистью или же размешивают ее редким гребнем, делая волнообразные движения, отчего части массы различной окраски расположатся соответственно рисунку малахита Потом пластинку прижимают металлической пластинкой, натертой порошком талька, и просушивают. Зеленая клеевая масса будет просвечивать из-под желатинного слоя чистыми и резкими тонами окраски.
Таким же способом можно произвести подделку под агат и все сорта мрамора; предварительно надо
заготовить окрашенные клеевые массы, затем уложить их комьями и распределить согласно рисунку подделываемого камня.
Подделка под авантюрин (иначе называется «солнечным камнем» или «искряком») производится нанесением чистого желатина на стеклянную пластинку. На затвердевающий слои желатина насыпают тонкий порошок слюды и снова заливают тончайшим слоем желатина; затем еще раз насыпают слюду и опять покрывают желатином Затем все подсушивают и покрывают клеевой массой, окрашенной в вишневый цвет английской красной краской.
Если хотят получить подделку под настоящий солнечный камень, то слюдяные блестки должны быть очень мелкими и золотисто-желтого цвета. Подделку такого камня получают, употребляя слюду, окрашенную различными каменноугольными красками, или мелкие листочки олова, тоже окрашенные. Такая подделка очень эффектна, но мало похожа на настоящий камень.
Подделка под лазурит производится на стеклянной плитке. На чистыи желатиновый слой наливают белую, светло — и темно-синюю клеевую массу так, чтобы белая масса представляла основной фон, а обе синие массы образовали отдельные хлопья и жилки; основным фоном должна быть темно-синяя, а белая просту ■ пать местами. Работающий должен иметь перед собой или хороший рисунок камня, или настоящий образец. Для синеи окраски клея рекомендуется брать ультрамарин, который в смеси с клеем приобретает темноватый оттенок и нуждается в осветлении цинковыми белилами.
Бирюза имеет характерный зеленовато-голубой цвет и всегда одноцветна, вследствие чего ее легко подделывать; поскольку она имеет мало глянца, ее следует подделывать на матовом камне.
Подделка под черепаху встречается чаще всего. Производят ее на полированной стеклянной пластинке.
Она заключается в нанесении разводов, характерных для черепахи, на слои чистого желатина.
Мазки делают очень густым раствором везувина (каменноугольная краска), который в смеси с фуксином (тоже каменноугольной краской) может дать различные коричневато-красные тона или спрыскивают смесью названных красок и капли размазывают. После просушки всю поверхность заливают полупрозрачной клеевой массой.
Самой трудной считается подделка под перламутр; выполняют ее на полированной стеклянной пластине, нанося на желатиновый слой крепкий (концентрированный) раствор соли. Можно пользоваться различными солями, например, цинковым купоросом сернокислым магнием и другими. После просушивания этих солей (они кристаллизуются) сверху при помощи кисти наносят жемчужную эссенцию, которую получают следующим образом с брюшной стороны белорыбицы (или другой рыбы) соскребают мелкую серебристую чешую; ее хорошо промывают водой и размешивают со слабым раствором клея. Слой жемчужной эссенции просушивают и наносят на него густой клеевой раствор.
Клеевые фанерки имеют в мозаике и инкрустации особое значение, особенно с тех пор, как при помощи паров формалина им придали особую крепость.
Формалин имеет необыкновенно ценное свойство: если налить небольшое количество формалина в жестяную коробочку и покрыть ее инкрустацией с клеевыми вставками, то спустя день или два весь клей во вставках превратится в крепкую роговидную массу, которая не будет разбухать от сырости, коробиться и трескаться.
Описанные клеево каменные фанерки отволаживают в сырой фильтровальной бумаге; после этого из них можно вырезать ножницами или ножом любые формы и использовать в мозаике и инкрустации, смазав предварительно густым раствором желатина Их кладут в пресс, а после просушки окончательно шлифуют и подвергают действию формалиновых паров, как было описано.