Обработка бронзы
Обрабатывали бронзу так же, как и медь, то есть ковали или отливали. О значении ковки свидетельствуют два опыта, проделанные профессором Дешем. Для первого опыта была взята бронза с содержанием олова 9,31 %. Если до ковки ее твердость была 136 (по шкале Бринелля), то после ковки она возросла до 257. Во втором случае бронза с содержанием олова 10,34 %, обладавшая до ковки твердостью 171, дала после ковки показатель 275, что, как отмечает Деш «является уже значительной твердостью»[1207]. [347]
В позднюю эпоху бронза в Египте широко использовалась для изготовления статуэток, которые отливались либо сплошными, либо полыми внутри. Более крупные были обычно полыми, мелкие — из сплошного металла. Отдельные части человеческих фигур, в особенности руки, часто отливались отдельно и прикреплялись к фигуркам на шипах, причем как шипы, так и гнезда для них отливались вместе с деталью. Обычным способом литья[1208] было так называемое литье по восковой модели (с утратой формы); этот процесс, применявшийся для отливки сплошных фигур, складывался в основном из следующих операций: прежде всего из пчелиного воска изготовляли модель той фигуры, которую предполагалось отлить; эту модель для получения литейной формы покрывали каким-нибудь пригодным для этого материалом, вероятно, глиной или какой-нибудь глиняной смесью, и вставляли для устойчивости в песок или в землю; после этого форму нагревали, воск плавился и выгорал или вытекал через отверстие или отверстия, оставленные для заливки расплавленного металла, форма же становилась твердой, крепкой и была готова для употребления; в такую форму вливали расплавленный металл; после застывания металла форму разбивали и отливка подвергалась окончательной отделке при помощи зубила.
Отливка полых предметов была лишь вариантам сплошного литья, введенным из экономии, поскольку для отливки полых фигур требовалось гораздо меньше металла и воска. В этом случае прежде всего изготовлялась формовочная шишка из кварцевого песка (вероятно, смешанного с небольшим количеством какого-нибудь органического вещества для большей пластичности, позволявшей придать ему приблизительную форму будущего предмета). Шишку покрывали тонким слоем воска, из которого уже тщательно вылепливали нужную фигуру. Дальше повторялся процесс, применявшийся при отливке сплошных фигур, то есть модель для образования литейной формы покрывалась глиной или [348] глинистой смесью, вставлялась для устойчивости в землю или в песок и нагревалась, в результате чего воск выгорал или вытекал, а наружная глиняная оболочка становилась твердой и крепкой. Расплавленный металл заливался в пространство между формовочной шишкой и стенками наружной формы, где раньше находился воск, и, после того как он застывал, форму обкалывали. Формовочная шишка, как правило, оставалась на месте. В настоящее время в Британском музее хранится такая полая бронзовая голова от статуэтки Рамзеса II[1209].
Я исследовал несколько образцов вещества от формовочных шишек египетских бронзовых статуэток. Все они состояли из почерневшего песка, то есть почерневших песчинок, а не просто смеси песка с каким-нибудь черным веществом. Эта чернота представляла собою какое-то соединение железа, иногда с небольшой примесью органического вещества. Петри также характеризует вещество формовочных шишек как
179
Почерневший песок. Эдгар же называет его «твердым, зернистым, светлым составом,
Вроде штукатурки с примесью песка»[1210]. Способ закрепления формовочной шишки во избежание смещения после выплавки воска и до заливки металла не известен[1211]; мы знаем
Только, что в позднюю эпоху для этой цели употреблялись железные перекрестные
182
Подпорки.
В гробнице Рехмира в Фивах (XVIII династия) изображен процесс отливки
183
Металлических дверей для храма Амона в Карнаке. В сопроводительной надписи говорится, что металл был привезен из Сирии. Название металла переводится как медь или бронза, но можно не сомневаться, что это бронза, так как отливка производится в закрытую форму, а медь для этого не годится, особенно при изготовлении такого большого [349] предмета, как дверь; кроме того, бронза, помимо того, что она была более удобным в обращении материалом, дала бы гораздо лучшие результаты. Такие же сцены литья металла изображены в двух других гробницах XVIII династии в Фивах[1212]. По изображениям нельзя судить о материале, из которого сделаны формы. В Каирском музее хранится половина закрытой каменной формы для отливки каких-то предметов, похожих на декоративные навершия для шестов или ножки для мебели[1213]. Гарлэнд и Банистер пишут, что эта форма, «несомненно, предназначалась для полого литья тем способом, каким в наши
Дни отливаются дешевые статуэтки: в форму заливается металл, и, когда внешний слой его
186
Затвердеет, оставшийся внутри в жидком состоянии металл сливается» .