Красная керамика
Среди обычных коричневых с дымными пятнами горшков, характерных для начальной стадии гончарного производства, вероятно, иногда попадались и красные, случайно обожженные лучше остальных. По мере достижения более высокой температуры обжига улучшался и цвет керамики, пока наконец горшки хорошего красного цвета не стали обычным явлением. Тем временем гончары обнаружили, что красный цвет горшкам можно придавать, покрывая их красной охрой.
Различные оттенки красного цвета керамики (включая и коричневый) всегда зависят от присутствия красной окиси железа. Окрашивание происходит в том случае, если использованная для изготовления сосудов глина содержит относительно высокий процент таких соединений железа, которые при сильном прокаливании превращаются в красную окись, но, как мы уже отмечали, красный цвет можно создать искусственно путем нанесения на поверхность сосуда красной охры.
Красная керамика может быть либо равномерно красной насквозь, либо, как это обычно бывает (особенно в более грубых и толстых предметах), красной на обеих поверхностях и серой или черной в середине, причем эта не окрашенная в красный цвет зона может [568] колебаться от тонкой линии до широкой полосы. Серый или черный цвет является результатом обугливания органического вещества, содержащегося в виде естественной примеси в самой глине (например, встречающийся довольно часто растительный перегной) или прибавленного умышленно для улучшения качества глины. Когда содержащая органическое вещество глина прокаливается при свободном доступе воздуха, органическое вещество вначале обугливается и чернеет. Этот процесс начинается от поверхности и медленно распространяется внутрь толщи предмета. Если стенки сосуда тонки или обжиг производится при сильном жаре или в течение продолжительного времени, это обуглившееся вещество постепенно выгорает, а соединения железа одновременно с этим превращаются в красную окись. Если же сосуд имеет толстые стенки, или температура невысока, или процесс обжига непродолжителен, органическое вещество остается в толще сосуда в более или менее обугленном состоянии и окрашивает центральную зону в серый или черный цвет. Чтобы получить сосуды с хорошей красной поверхностью, необходима не только глина надлежащего качества, но и жаркий, а к концу обжига и бездымный, огонь, чтобы все образовавшиеся в начале обжига дымные пятна выгорели и исчезли. Искусственную красную поверхность можно получить и без применения краски. Это делается путем нанесения на поверхность сосуда жидкой облицовки из красной железистой глины. Поскольку такая глина является естественной земляной формой гематита, ее часто так и называют гематитом, но во избежание путаницы и в отличие от черного, непрозрачного, обладающего металлическим блеском минерала, из которого изготовлялись бусы, амулеты и другие мелкие вещи, мы будем придерживаться более удачного и более правильного названия «красная охра».
Автор одной из рецензий на предыдущее издание этой книги обвинял меня в неточном применении терминов «ангоб» и «жидкая облицовка», так как ввиду того, что красная охра обычно содержит некоторое количество глины, я называл обмазку из красной охры жидкой облицовкой, между тем как автор рецензии считает, что это ангоб. В данном случае речь идет исключительно об определении терминов, и если под ангобом мы [569] подразумеваем слой разведенной водою тонкоотмученной светлой глины, то нанесенная на сосуд красная охра является не ангобом, а жидкой облицовкой[4535].
Я считаю, что жидкий раствор красной охры для облицовки керамических изделий применялся в Древнем Египте значительно реже, чем это обычно предполагается. Лощение так изменяет поверхность глины, что она начинает совершенно иначе отражать свет; это, естественно, сказывается на окраске сосуда, отчего иногда можно предполагать применение жидкой красочной облицовки там, где она на самом деле не была применена.