Клей
Клей является одним из древнейших, наиболее известных и надежных скрепляющих веществ, в особенности для дерева. Он извлекается из некоторых животных продуктов, содержащих желатину, например из костей, кож, сухожилий и хрящей. Извлечение производится путем кипячения в воде. Полученный отвар концентрируется выпариванием и затем разливается в формы, в которых, охлаждаясь, превращается в твердую массу.
В Древнем Египте клеем пользовались для самых разнообразных целей, а именно:
А) для склеивания кусков дерева между собой и скрепления пластинок черного (эбенового) дерева и слоновой кости в инкрустациях; b) в качестве примеси к мелу при изготовлении штукатурки и шпаклевки; с) вероятно, для приклеивания грубого холста к дереву и к штукатурке и для накладывания на штукатурку сусального золота; d) он применялся, вероятно, как грунтовочный материал для [35] каменных и оштукатуренных поверхностей перед нанесением на них росписи и, возможно, е) как связующее вещество в пигментах. Перейдем к рассмотрению каждого из этих применений в отдельности.
Когда и для какой цели клей был впервые применен в Египте, не известно, но, по всей вероятности, он употреблялся первоначально не для склеивания дерева, поскольку в гробнице Хетепхерес (IV династия) куски дерева соединены при помощи шипов и иногда стянуты кожаными ремешками19, на основании чего можно заключить, что клей тогда еще не применялся. Но, поскольку дерево все сгнило, этого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Однако произведенный мною анализ нескольких образчиков штукатурки из этой гробницы показал, что входивший в нее мел содержал некоторое количество органического азотистого вещества, которое могло быть и клеем. Насколько это можно было определить по незначительному количеству материала, имевшегося для анализа, никакого другого связующего вещества в нем не содержалось, а оно совершенно необходимо для мела, который почти не обладает силой естественного сцепления.
Такого рода штукатурку, то есть состоящую из мела и клея и называемую египтологами «джессо», относящуюся ко времени III династии, я обнаружил в ступенчатой пирамиде в Саккара и в примыкающей к ней большой гробнице Джосера. Она была использована для прикрепления к стенам маленьких синих фаянсовых плиток. Слоем такой же, но раскрашенной штукатурки был покрыт один вырезанный из известняка бюст эпохи
V династии. Начиная с XVIII династии джессо получает широкое употребление в качестве материала для грунтовки дерева перед нанесением росписи и позолоты, причем перед золочением на нем часто выдавливали барельефный орнамент. Позднее джессо широко применялось для изготовления картонажных масок и саркофагов для мумий, состоящих из слоев холста и джессо, а в еще более позднюю эпоху — из джессо и старых, написанных на папирусах документов вперемежку с холстом или же без холста. Когда джессо [36] наносили на дерево, между ним и деревом иногда делали прокладку из грубой ткани (холста). Вероятно, не только холст обрабатывался клеем, чтобы он пристал к дереву с одной стороны и к штукатурке — с другой, но в тех случаях, когда накладывался толстый слой золота, его также прикрепляли с помощью клея[20]. Вопрос о том, употреблялся ли клей, когда золото накладывалось в виде тонких листков, остается неразрешенным.
Говард Картер нашел образчик клея XVIII династии в скальной камере над погребальным храмом Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Я исследовал этот клей. Он имел вид отлитого в форме прямоугольного бруска длиною в тринадцать сантиметров, с квадратным поперечным сечением — приблизительно 2 х 2 см. За исключением сильной усушки, он ничем не отличался от современного клея, всем свойствам которого он соответствовал[21].
В одной из сцен, изображенных на стенах гробницы XVIII династии в Фивах[22], по-видимому, показан процесс склеивания. Об употреблении клея, очевидно, свидетельствует и один недатированный остракон, находящийся в настоящее время в Лейпциге[23].
По словам Спаррела[24], желатина употреблялась как связующее вещество в красках во времена IV династии, а Тох считает, что краски в стенной росписи гробницы Пернеба, относящейся ко времени V династии, были замешаны на клее или желатине[25]. Я исследовал большое количество пигментов из образцов древнеегипетской росписи, включая стенную живопись, но образчики материалов, которыми я располагал, были слишком малы для сколько-нибудь удовлетворительного определения природы связующего вещества, тем более что специфической реакции на клей нет. Не следует также забывать, что присутствие клея в краске еще не означает, что [37] клей был употреблен как связующее вещество, поскольку он мог быть использован в качестве грунтовки для заполнения пор в штукатурке, камее или другом материале перед наложением краски.
Брайтон упоминает о маленьком расписном деревянном ларце V династии с соединениями «в ус» (под углом в 45°), проклеенными «каким-то смолообразным веществом, возможно клеем»[26]. Мейс и Уинлок утверждают[27], что исследованный ими жезл
XII династии был скреплен клеем, а Картер нашел остатки клея, служившего скрепляющим веществом, на шкатулке для туалетных принадлежностей и на игральной доске; оба этих предмета относятся к концу Среднего царства или ко II промежуточному периоду[28]. Уинлок пишет[29], что клеем пользовались при изготовлении двух саркофагов царицы Меритамон (XVIII династия) и что деревянный ларец из той же гробницы был «небрежно подмазан при починке смесью клея и ила»[30]. Клей обнаружен на многих предметах из гробницы
Тутанхамона, где он употреблялся совершенно так же, как его применяют современные столяры, — для скрепления деревянных частей и для закрепления облицовочного слоя или элементов мозаики из черного дерева и слоновой кости. Я произвел анализы ряда образчиков шпаклевки из этой же гробницы, шпаклевки, предназначенной для заделки дырок и других изъянов, в дереве, и нашел, что она состояла из смеси мела и клея (то есть джессо), окрашенной (в одном случае желтой охрой) либо под цвет дерева, либо под цвет
31
Покрывавшей его краски. Я исследовал также в Каирском музее несколько сот крошечных ушебти[31], точно не датированных, но, во всяком случае, [38] поздней эпохи, и обнаружил, что они были сформованы из смеси толченого известняка с клеем[32].