Класс I
Искусственные глаза этого типа применялись в эпоху от IV[3165] до XIII династии. Они представляют собой великолепную имитацию настоящих глаз, воспроизводят все их основные черты (веки, глазное яблоко, роговицу, радужную оболочку, зрачок и слезный бугорок) и по [179] мастерству исполнения стоят намного выше, чем инкрустированные глаза, изготовлявшиеся в любой другой период или любым другим древним народом.
Веки: внешний край окружающей глазное яблоко узкой оправы, обычно сделанной из металла (медь или серебро), но изредка — из фаянса или почерненного известняка.
Ресниц нет.
Глазное яблоко: клинообразной формы с округлой передней частью у статуй, статуэток, масок и в антропоидных гробах и плоские — в неантропоидных гробах. Материалом обычно является полированный непросвечивающий кварц, иногда — полированный кристаллический известняк и часто — египетский алебастр (кальцит)[3166]. Глазное яблоко имеет небольшое круглое углубление, просверленное в середине передней части для приема роговицы, которая закреплялась на месте при помощи какого-нибудь клейкого вещества, иногда смолы.
Роговица: прозрачный горный хрусталь, скругленный и отполированный спереди, но тусклый (как матовое стекло) с задней стороны и по краям.
Радужная оболочка: отдельной радужной оболочки нет, но впечатление коричневой радужной оболочки создается благодаря кружочку темно-коричневой смолы, смутно видимому сквозь матовую заднюю поверхность роговицы, Иногда радужная оболочка серая или частью серая, частью коричневая. Опытным путем я выяснил, что, когда роговица просто наложена на смолу и не соприкасается с ней всеми точками, а отделена от нее тонкой воздушной прослойкой, при рассматривании глаза спереди создается впечатление серого цвета, что почти целиком объясняется оптическим эффектом, производимым матовой поверхностью задней стенки роговицы. Когда же смола совершенно плотно прилегает к роговице, глаз при рассматривании спереди имеет карий цвет. [180] У большинства современных египтян радужная оболочка коричневая, и можно предполагать, что такой же она была и у древних египтян. Поэтому вероятнее, что при изготовлении искусственных глаз радужную оболочку делали коричневой, а не серой. Если первоначальный цвет был карим, то роговицу должны были ставить на место, пока смола была еще в вязком состоянии, до того как она остывала и затвердевала, ибо только таким путем можно было добиться плотного прилегания роговицы к смоле. Если так, то серый цвет или серые пятна могут объясняться сморщиванием смолы при усадке, нарушившим плотное прилегание ее к роговице.
Зрачок: маленькое круглое углубление, просверленное в середине задней стенки роговицы и заполненное очень темной коричневой или черной смолой; иногда — круглое черное пятно, нанесенное краской на смолу позади роговицы. В некоторых случаях зрачок отсутствует.
Слезный бугорок: маленькое красное пятно во внутреннем, а иногда и во внешнем уголке глаза. Конечно, очень странно, что египтяне, обычно очень точно копировавшие природу, допускали такую ошибку, изображая два слезных бугорка, когда их может быть только по одному в каждом глазу. Иногда слезный бугорок отсутствует.
Примеры
Сидящий на корточках писец (IV династия). Крашеный известняк. Каирский музей.
Веки: медь, сильно корродированная.
Белок[3167]: кварц.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая, в пузырях.
Зрачок: углубление в задней стенке роговицы, заполненное очень темным веществом.
Слезного бугорка не видно.
Масперо утверждает[3168], что «глаза у статуи инкрустированы и состоят из алебастра и горного хрусталя, вставленных в медные веки. Маленькая щепочка эбенового [181] дерева позади горного хрусталя имитирует зрачок...» Маловероятно, чтобы роговица была вынута для обследования зрачка, а если она не была вынута, то у нас нет никаких данных, чтобы судить о материале, из которого сделан зрачок. Я считаю гораздо более вероятным, что это была темная смола, обычно употреблявшаяся для этой цели в эпоху Среднего царства, а не эбеновое дерево.
Борхардт считает[3169], что глаза этой статуи инкрустированы так же, как глаза небольшой статуи, изображающей то же самое лицо в сидячем положении, к описанию которой мы и перейдем.
Небольшая статуя в сидячем положении (IV династия). Крашеный известняк. Каирский музей.
Веки: медь, сильно корродированная.
Белок: кварц.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая.
Зрачок: углубление в задней стенке роговицы, заполненное очень темным веществом.
Слезного бугорка нет.
Борхардт пишет[3170], что ресницы (Wimpern), под которыми он подразумевает веки (Augenlider), сделаны из металла, возможно, меди; глазные яблоки — из кварца; радужная оболочка (подразумевается роговица) — из горного хрусталя, а зрачок — из темного деревянного гвоздя.
Рахотеп и Ноферт (IV династия). Крашеный известняк. Каирский музей.
Веки: медь.
Белок: кварц.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: частью — коричневая, частью — серая.
Зрачок: углубление в задней стенке роговицы, заполненное очень темным веществом.
Слезный бугорок: в обоих углах обоих глаз.
Борхардт утверждает[3171], что ресницы (Wimpern) [подразумеваются веки (Augenlider)] сделаны из металла, вероятно из меди; белок — из алебастра или кости; [182] радужная оболочка (подразумевается роговица) — из горного хрусталя, вероятно, с коричневатым веществом под ним, а вместо зрачка вставлена темно-коричневая деревянная пробочка.
Нашедший эту статую Даниос-Паша утверждает[3172], что веки сделаны из бронзы (совершенно невероятно для этого времени!), глазные яблоки — из белого кварца с розовыми прожилками (очевидно, нанесенные краской слезные бугорки приняты им за естественную расцветку камня) и роговица — из горного хрусталя; блестящий гвоздь под роговицей изображает зрачок.
Мэррей пишет[3173], что веки этих статуй — медные, белок представляет собою полированный известняк, а радужная оболочка — «полупрозрачный кварц, окрашенный с задней стороны».
Шейх-эль-Белед (V династия). Дерево. Каирский музей.
Веки: медь.
Белок: кварц.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая.
Зрачок: углубление в задней стенке роговицы, заполненное очень темным веществом.
Слезного бугорка нет.
Масперо пишет[3174], что «глаза были инкрустированы... Они сделаны из куска непрозрачного белого кварца и вставлены в бронзовую оправу, изображающую веки; маленький кружочек прозрачного горного хрусталя изображает радужную оболочку, а крошечная блестка полированного эбенового дерева (а не серебра, как это часто утверждают), укрепленная за хрусталем, придает глазу какую-то искорку жизни». На самом деле веки медные, а не бронзовые; горный хрусталь изображает роговицу, а не радужную оболочку, и хотя я не разбирал глаза для исследования зрачков, тем не менее я считаю совершенно невероятным, чтобы темный материал оказался эбеновым деревом, в пользу чего не имеется никаких доказательств. [183]
Борхардт[3175] пишет, что ресницы (Wimpern) [подразумеваются веки (Augenlider)] сделаны из металла, вероятно меди, белок — из белого камня, радужная оболочка (подразумевается роговица) — из горного хрусталя, зрачок — из деревянного гвоздя.
Бедекер прав, отмечая[3176], что «глаза состоят из кусочков непрозрачного белого кварца в медных оправах, изображающих веки», и неправ, утверждая, что «маленькие кружочки горного хрусталя изображают зрачок», тогда как на самом деле они изображают роговицу.
Петри говорит о «глазном яблоке из камня и хрусталя в медной оправе»[3177].
Бюст мужчины (V династия). Дерево. Каирский музей.
Веки: медь.
Белок: кристаллический известняк.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая.
Зрачка нет.
Слезного бугорка нет.
Борхардт пишет[3178], что ресницы (Wimpern) [подразумеваются веки (Augenlider)] сделаны из металла, вероятно меди; белок — из кости; радужная оболочка (подразумевается роговица) —из горного хрусталя, зрачок не виден.
Сидящий на корточках писец (Древнее царство)[3179]. Дерево, покрытое слоем окрашенной штукатурки, в очень плохом состоянии. Кладовая в Саккара.
Веки: медь.
Белок: кварц.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: светло-серая, но поверхность неровная, с неправильными коричневыми линиями.
Зрачок: темно-серый, в виде бугорка из какого-то вещества позади роговицы, входящего в углубление в задней стенке роговицы.
Слезного бугорка нет. [184]
Четыре маленькие статуи (IV династия)[3180]. Известняк. Каирский музей.
Известны четыре похожие друг на друга статуи с углублениями для вставных глаз. У двух статуй эти углубления пусты; у третьей одно углубление пусто, в другом же находится корродированный медный ободок; у четвертой статуи имеется два инкрустированных глаза, но, поскольку они укреплены на месте при помощи современной штукатурки и лишены медных ободков, ясно, что они находятся не в своем первоначальном состоянии и не сохранилось никаких данных об их первоначальном виде. В настоящее время эти глаза состоят только из роговицы и зрачка. Роговица сделана из кружочка горного хрусталя, скругленного и отполированного с наружной стороны и матового по краям. Сквозь нее виден маленький круглый зрачок, вероятно нанесенный краской на задней поверхности роговицы.
Антропоидный гроб Сепа из Эль-Берше (XII династия). Каирский музей.
Веки: искусственно почерненный известняк.
Белок: кристаллический известняк.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: коричневая.
Зрачок: углубление в задней стенке роговицы, заполненное очень темным веществом.
Слезный бугорок: в обоих углах обоих глаз.
Лако говорит[3181], что глазное яблоко сделано из белого алебастра, роговица — из горного хрусталя, радужная оболочка — из коричневой мастики, зрачок — черный.
Пятнадцать отдельных глаз (Среднее царство). Среди них три совершенно
27
Одинаковые пары глаз от масок для мумий; находятся в Каирском музее. Сначала рассмотрим эти три пары, потом остальные глаза.
Веки: серебро.
Глазное яблоко[3182]: клиновидной формы из непрозрачного кварца с высверленным спереди углублением для укрепления роговицы. [185]
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: см. ниже.
Зрачок: маленькое круглое углубление в середине задней стенки роговицы, заполненное темной смолой. См. ниже.
Слезный бугорок. №№ 52945—52946. Слезных бугорков не видно, но, может быть, их не видно потому, что глазные яблоки почернели от соединений серебра, образовавшихся в результате коррозии век.
№ 52947. Слезных бугорков нет.
№ 52948. Слезные бугорки в обоих углах глаз.
№ 52949. Слезных бугорков не видно, но, возможно, потому, что яблоко почернело от соединений серебра.
№ 52950. Возможно, красный след во внутреннем углу глаза остался от слезного бугорка.
№ 52945. Радужная оболочка частью серая, частью коричневая. Роговицу не снимали, но можно почти наверное сказать, что за ней находится темно-коричневая смола, как в № 52948.
Зрачок представляет собой маленький цилиндрический выступ из смолы на плоской поверхности смолы сзади роговицы, заполняющий углубление в задней стенке роговицы. Обычно верхняя часть этого выступа бывает очень темной или черной и как бы окружена белым ободком. Вернье строит свое объяснение[3183], основываясь на предположении, что вся поверхность темно-коричневой смолы, исключая верхушку выступа, образующего зрачок, была покрыта слоем белого вещества, которое, по его словам, несомненно, было штукатуркой (то есть гипсовой штукатуркой), впоследствии разложившейся и почти полностью исчезнувшей. На это можно возразить, что гипсовая штукатурка — весьма прочное вещество и нелегко разлагается и исчезает и что те несколько маленьких белых частичек, которые заметны в некоторых мелких углублениях смолы в экземпляре № 52948, могут быть просто известковой пылью, случайно проникшей в глаз после потери роговицы, тем более что ни в одном другом глазу мы не находим никаких белых частичек. Я считаю, что белый ободок вокруг верхушки образующего зрачок бугорка является лишь [186] оптическим эффектом, следствием отражения света от боковых поверхностей углубления.
№ 52946. Радужная оболочка — серая; у зрачка серая верхушка и как бы белый ободок. Материал, которым прикреплена роговица, явно современный.
№ 52947. Радужная оболочка — серая с коричневыми пятнами; зрачок черный.
№ 52948. Роговица отсутствует; полость в глазном яблоке, когда-то закрытая роговицей, очень глубока, гораздо глубже, чем обычно, и заполнена темно-коричневой смолой.
Вернье отмечает[3184], что эта смола рыхлая (sans beaucoup de rйsistance) и что ее, вероятно, вводили в глазное яблоко, когда она была в вязком (mallйable) состоянии. Ввиду отсутствия роговицы, естественно, нет ни радужной оболочки, ни зрачка.
№ 52949. Роговица слабо держится, и ее можно вынуть и рассмотреть, что и было сделано. Боковые стороны и дно углубления в глазном яблоке (это углубление далеко не так глубоко, как в № 52948) весьма неправильной формы и свидетельствуют о том, что кварц был высверлен и выдолблен, причем следы трубчатого сверла хорошо видны. Можно с уверенностью сказать, что и здесь, как в № 52948, углубление для скрытия неровностей в кварце и образования цветной радужной оболочки было некогда заполнено темно-коричневой смолой (которая, вероятно, до сих пор имеется в остальных четырех глазах, хотя присутствие ее нельзя доказать, не разбирая глаз на составные части). Однако в настоящее время от нее остались лишь следы в углублении на роговице (образующем зрачок) и небольшое пятно смолы, приставшей к задней стенке роговицы вокруг углубления.
№ 52950. Радужная оболочка — серая с коричневыми пятнами. Зрачок черный.
Вернье, когда пишет[3185], что «белый камень играет роль роговицы», неправильно отождествляет глазные яблоки из непрозрачного кварца с роговицей.
Один изолированный глаз, № 52848. Каирский музей. [187]
По словам Вернье, он происходит из Дашура[3186]. Вероятно, он найден в гробнице принцессы Нубхетептикред.
Веки: фаянс, вероятно, некогда синий, но теперь сильно разрушенный и выцветший.
Глазное яблоко: кварц, форма клиновидная.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая.
Зрачок: круглое черное пятно под роговицей, но накрашено оно или представляет собой обычное углубление, наполненное черным веществом, установить нельзя, не вынимая роговицы. Вероятнее, что оно накрашено.
Слезный бугорок: имеется во внутреннем углу и, по-видимому, также во внешнем.
33
Вернье пишет, что веки сделаны из зеленовато-коричневой керамики, глазное яблоко — из белой керамики с оттенком слоновой кости, зрачок — из горного хрусталя и что углубление в центре глазного яблока для вставки роговицы «играет роль радужной оболочки».
Шесть отдельных глаз. Две пары и два непарных глаза из Лишта, переданные мне Амброзом Лэнсингом из «Metropolitan Museum of Art» в Нью-Йорке. Все они относятся к эпохе Древнего царства.
Две пары одинаковые во всем, кроме величины: одна пара меньше другой.
Веки отсутствуют.
Глазное яблоко: клиновидной формы из алебастра; в передней части трубчатым сверлом высверлено круглое углубление для роговицы. В этом углублении находится кружочек темно-коричневой смолы, которая, судя по плотному прилеганию, вероятно, была введена туда в расплавленном состоянии.
Роговица: кружочек из прозрачного горного хрусталя, слегка выпуклый,
Отполированный с внешней стороны, а с внутренней и с боковых сторон — плоский и матовый.
Радужная оболочка: серая с коричневыми пятнами в одной паре глаз и совершенно серая в другой. Коричневое пятно в одном глазу при рассмотрении вынутой роговицы оказалось частичкой смолы от кружочка, находящегося сзади роговицы, приставшей к задней стенке [188] роговицы. Этим же, без сомнения, объясняется наличие коричневого пятна и в другом глазу.
Зрачок: круглое пятно, накрашенное черной краской на смоляном кружочке, слегка смещенное в сторону от середины.
Слезный бугорок: в обоих углах обоих глаз имеются остатки слезных бугорков.
Один изолированный глаз.
Веки отсутствуют.
Глазное яблоко: клиновидной формы из алебастра; в центре передней части имеется высверленное трубчатым сверлом углубление для роговицы.
Роговица: кружочек из прозрачного горного хрусталя, слегка выпуклый и
Отполированный сверху, плоский и матовый снизу и матовый по краям.
Радужная оболочка: серая, позади находится кружочек из темно-коричневой смолы.
Зрачок: маленькое круглое углубление, просверленное в центре с задней стороны роговицы и заполненное выступом на поверхности смоляного кружка.
Слезный бугорок: во внутреннем углу глаза.
Один изолированный глаз: очень маленький, вероятно, от небольшой статуэтки.
Веки: серебро.
Глазное яблоко: клиновидной формы из кристаллического известняка.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая.
Зрачка нет.
Слезного бугорка нет.
Пара глаз (Среднее царство). Вероятно, с неантропоидного гроба. Каирский музей[3187].
Веки отсутствуют.
Глазное яблоко: плоское из кристаллического известняка с круглым углублением, высверленным в центре передней части для вставки роговицы. На дне углубления находится немного коричневого порошка, который не является смолой, но содержит органическое вещество. Природа порошка не установлена.
Роговица: горный хрусталь. [189]
Радужная оболочка: коричневая из-за коричневого порошка, просматриваемого сквозь матовую поверхность задней стенки роговицы.
Зрачок: обычное углубление для зрачка, высверленное в середине задней стенки роговицы, но ничем не заполненное.
Слезный бугорок: в обоих углах обоих глаз. Изображение головы Хатхор (Среднее царство). Каирский музей.
Две ручки от зеркал, украшенные изображениями головы Хатхор,
С инкрустированными глазами.
Веки: серебро.
Белок не определен.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая.
Зрачок: углубление в задней стенке роговицы, заполненное темным веществом.
Слезного бугорка нет.
№ 52663. От глаз на одной стороне зеркала остались только белки. Вернье говорит[3188], что белки сделаны из белого кварца, а зрачок — из горного хрусталя. Нашедший зеркало Брайтон утверждает[3189], что «глаза сделаны из белой пасты и состоят из двух кусков, вставленных в серебряные оправы, а зрачки — из хрусталя».
№ 53105. Одного глаза не хватает, другой сильно корродирован. Вернье не дает никаких подробностей[3190]. Бенедит же говорит[3191], что веки серебряные, белок (он называет его роговицей) — из слоновой кости, а зрачок — из прозрачного кварца с маленьким отверстием на нижней стороне.
Статуя царя Гора (XIII династия). Дерево. Каирский музей.
Веки обоих глаз (если они вообще есть) покрыты толстым слоем мягкого черного вещества, несомненно, современного происхождения, вероятно употребленного для укрепления глаз в гнездах, что не позволяет определить характер век. Де Морган утверждает,
39
Что они позолочены. [190]
Белок: кварц.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: у правого глаза — коричневая с горизонтальными метками, вероятно, от дерева, находящегося позади роговицы и видимого сквозь нее; у левого глаза — серая.
Зрачок: правый отсутствует; левый зрачок представляет собой, по всей вероятности, черное пятно, нанесенное краской на вещество, находящееся за роговицей.
Слезного бугорка нет.
На одной из таблиц, помещенных в отчете де Моргана[3192], описывающего обстоятельства находки этой статуи, правый глаз у статуи явно отсутствует, а возможно, также и левый, тогда как на другой[3193] — оба глаза на месте. В настоящее время у статуи имеются оба глаза, но правое глазное яблоко несколько больше левого, что наводит на мысль о современной замене. Один из сотрудников музея рассказал мне, что правый глаз был вставлен покойным А. Барсанти. Если это так, то я полагаю, что глазное яблоко и роговица, использованные для восстановления недостающего глаза, могли быть также древними, но не от этой статуи.
Борхардт пишет[3194], что правый глаз — современный и что только белок и прозрачная радужная оболочка (подразумевается роговица) левого глаза — древние.
Статуэтка царя Гора (XIII династия). Дерево, сильно попорченное. Каирский музей.
Веки: серебро, корродированное и почерневшее, а не медь, как я полагал раньше[3195].
Белок: кристаллический известняк.
Роговица: горный хрусталь.
Радужная оболочка: серая, в пузырях.
Зрачка нет.
Слезного бугорка нет.
Нашедший эту статуэтку де Морган пишет[3196], что веки у нее — из серебра, а глаза — из кварца. Борхардт [191] утверждает[3197], что ресницы (Wimpern) [подразумеваются веки (Augenlider)] сделаны из металла, а белок — из белого кварца; зрачок (подразумевается роговица) прозрачный.
Маска царя Гора (XIII династия). Дерево. Каирский музей. Глаза находятся в очень плохом состоянии.
Веки: металл (вероятно, медь), сильно корродированный.
Белок: кристаллический известняк.
Роговица: горный хрусталь (одной недостает).
Радужная оболочка: серая.
Зрачок не виден.
Слезный бугорок не виден.
Нашедший маску де Морган пишет[3198]: «глаза из камня, оправлены в бронзу». Лако считает[3199], что белок глаза сделан из алебастра; кружочек из горного хрусталя он называет хрусталиком, между тем как это — роговица.