Известь

Мысль об использовании в бальзамировании извести была впервые высказана д-ром А. Б. Грэнвиллем[4035], который предполагал, что ее применяли для удаления эпидермы. Петигрю считал19, что это делалось для усиления действия пальмового вина, упоминаемого Геродотом и Диодором, на нижележащие слои кожи. Однако Геродот и Диодор говорили, что пальмовое вино употреблялось для обмывания внутренностей, а не наружной поверхности тела. Единственным свидетельством, приведенным в подтверждение теории применения извести, является то, что Грэнвилль обнаружил на какой-то лишенной эпидермы мумии «следы извести». Однако поскольку карбонат кальция (углекислая известь) всегда содержится в виде небольшой примеси в египетской соде, то весьма возможно, что сода и является источником обнаруженной в этом случае «извести».

Д-р Пауль Гаас, обнаружив в одной мумии эпохи XII династии небольшое количество карбоната кальция (8,6 % из общего количества найденной при анализе извести), решил, что «было бы логично предположить, что известь, в настоящее время присутствующая в виде

Карбоната, первоначально была прибавлена в виде негашеной извести»[4036]. Д-р Маргарет

21

Муррей, суммируя данные Гааса, приходит к тому же заключению. Следует, однако, заметить, что скальная гробница, где была погребена эта мумия, находится в районе залегания известняка [421] и высечена в известняке. Нужно полагать, что гробы (их было два, один внутри другого) были первоначально вскрыты на месте находки. Поэтому не исключена возможность загрязнения мумии известняковой пылью во время погребения или во время вскрытия гробов. Правда, вероятнее предполагать, что такого рода загрязнение произошло во время бальзамирования, до того как тело было запеленато, и, наконец, еще более вероятно, что карбонат кальция присутствовал в примененной для бальзамирования соде. В другой мумии из той же гробницы оказалось только 1,6 % карбоната кальция. Логически это можно объяснить только двумя причинами: либо одна из двух мумий была больше загрязнена известковой пылью, либо одна партия соды содержала большую примесь карбоната кальция. Это тем более вероятно, что оба эти погребения разделены по времени промежутком в несколько лет. В противном случае нам придется предположить применение двух различных способов бальзамирования: один с известью и другой без извести, — а это совершенно невероятно.

Д-р Ф. Вуд Джонс, по-видимому, считает употребление извести при бальзамировании

22

Возможным, судя по тому, что он пишет об «эпидерме, намеренно или случайно удаленной путем воздействия известью».

На самом же деле мы не имеем ни малейших конкретных данных о применении извести в бальзамировании, и, насколько нам известно, она вообще не употреблялась в Древнем Египте до птолемеевского периода[4037].

Комментарии закрыты.