Эволюция взглядов на проблему ремесленной деятельности

Рассматривая эволюцию концепций ремесленной деятельности в ее связях с предпринимательством, необходимо, во-первых, соотно­сить ее с развитием экономической мысли в целом; во-вторых, учи­тывать закономерности развития науки, технологий и научной карти­ны мира; в-третьих, исходить из понимания единства предметно-ма­териального и идеально-творческого начал предпринимательской деятельности.

Уже в этике мировых религий зафиксировано положительное отношение к ремеслу и ремесленной деятельности. Так, в Ветхом За­вете в книге Бытия возникновение искусств и ремесел, не отличав­шихся резко друг от друга, связывается с появлением городов; в то же время работающий по металлу считался первым ремесленником. В Вет­хом Завете упоминаются следующие отрасли ремесленного труда: зо­лотых и сербрянных дел мастера, каменотесы и медники, каменщики, штукатуры, плотники и столяры. Из египетских источников известно, что в Сирии и Ханаане в древности процветали ремесла.

В Талмуде впервые отмечается важность ремесла как деятельно­сти, обеспечивающей удовлетворение насущных потребностей и за­щиту права собственности[26]. В талмудической литературе отличаются чистые и легкие ремесла, художественное вышивание и шитье жем­чугом от грубых ремесел, связанных с грязной работой, - кожевенно­го, рудокопного и горшечного дела.

В целом ремесленная деятельность и в Талмуде, и в Ветхом За­вете рассматривается как важная часть экономики, без которой не­возможно функционирование и развитие общества. Бен-Сира, описы­вая разные ремесла, признает, что ремесленники заслуживают уваже­ния, так как без них невозможна городская жизнь, - в противополож­ность Ксенофонту и Аристотелю, считавшим ремесленный труд при­нижающим человека.

На востоке также большое значение придавалось ремеслу. В Ко­ране предписывается, что каждому делу свое время - время молиться и время ремесленничать. В древнекитайском трактате «Гуань-цзы» встречается первое упоминание об отдельных группах населения, в том числе ремесленниках. Мир ремесла связывается с изобретени­ем: ремесло лучше всего демонстрирует преимущества нового как та­кового (историческая сущность инновации).

Особое внимание проблеме ремесленной деятельности уделено в трудах древнегреческих мыслителей. Уже начиная с Ксенофонта

2

(«Домострой» и «Экономикос») формируется пренебрежительное отношение к ремеслу как к низкой деятельности. Ксенофонт отмечает роль разделения труда среди ремесленных мастерских, он также ука­зывает и на разделение труда внутри самих мастерских.

Сократ говорит о важной роли ремесленничества в структуре древнегреческого города-государства. Платон проводит более акцен­тированное исследование ремесленной деятельности, однако, остава­ясь учеником Сократа, не выходит за границы его парадигмы.

В структуре государства, по Платону, существует определенная стратификация: правят государством философы, охрану осуществля­ют стражи, а низший класс свободных граждан - ремесленники - за­нимается производственной деятельностью.

Платон отмечает, что крайности в экономическом положении ремесленников - бедность и богатство - вредны для развития ремес­ленной деятельности. Он считает, что ремесленник будет хуже отно­ситься к процессу осуществления собственной деятельности, если у него достаточно средств для того, чтобы не зависеть от ее результа­тов, и если он не обладает достаточным количеством материальных благ для нормального осуществления деятельности (тем, что в даль­нейшем стали называть первоначальным капиталом) . Вместе с тем Платон объективно подходит к конкуренции между ремесленника­ми - если один ремесленник беспечен и богат, то его место может за­нять другой ремесленник менее богатый, но более трудоспособный. Хотя возможен и другой вариант развития - превращение ремеслен­ника в спекулянта, перекупщика продукции других ремесленников.

Пересмотр позиций Сократа и Платона проводится в «Полити­ке» и «Экономике» Аристотеля. Ремесленная деятельность рассмат­ривается Аристотелем в рамках экономики, а не в рамках хремати - стики. Аристотель в прямом соответствии с представлениями о чело­веке производящем как о средстве производства отмечает: «Во всех ремеслах с определенно поставленной целью бывают нужны соответ­ствующие орудия, если работа должна быть доведена до конца, и из этих орудий одни являются неодушевленными, другие - одушевлен-

3

Ными... потому что в искусствах ремесленник играет роль орудия» . Таким образом, согласно Аристотелю ремесленник, являясь средст­вом производства, может принадлежать кому-либо на основе права собственности, т. е. кроме свободных ремесленников могут сущест­вовать ремесленники-рабы.

Аристотель рассуждает экономически, он задолго до Маркса видит синтетическую сущность продукта труда (синтез рабочей силы и средств производства). Отсюда и ремесленная деятельность - син­тез активной и продуктивной деятельности.

Согласно Аристотелю, ремесленник для нормального осуществле­ния деятельности должен быть обеспечен соответствующими средства­ми производства и сырьем: «.всякого рода ремесленник, например, ткач, кораблестроитель, должен иметь в своем распоряжении материал, пригодный для его работы; и чем лучшего изготовления будет этот ма­териал, тем, разумеется, прекраснее будут и произведения ремесла»[27].

Аристотель отмечает необходимость наличия ремесленников в экономической структуре государства: «ремесленники должны су­ществовать, поскольку каждое государство в них нуждается, и они могут, как и в остальных государствах, жить на доходы от своего ре­месла» . Аристотель указывает на специфику каждого вида ремесла и рассуждает о контроле качества результатов деятельности. Он под­черкивает, что ремесленники замкнуты в рамках собственного про­фессионального сообщества. Апогеем взглядов Аристотеля относи­тельно ремесленничества является представление ремесла как дея­тельности низкой: «.ремесленными же нужно считать такие занятия, такие искусства. которые делают тело и душу свободнорожденных людей непригодными для применения добродетели и для связанной с нею деятельности. Оттого мы и называем ремесленными такие ис­кусства и занятия, которые исполняются за плату: они лишают людей необходимого досуга и принижают их»[28].

Экономическая мысль древнеримских ученых признавала скорее парадигму ремесленной деятельности Ксенофонта и Аристотеля, неже­ли древнееврейскую парадигму Ветхого Завета, и ремесленная деятель­ность в Древнем Риме рассматривалась как принижающая человека ра­бота. По мнению Т. Моммзена, положение ремесленника в Риме было гораздо почетнее, чем тот статус, который приобрел ремесленник в про­цессе развития рабовладельческого капитализма в результате вхожде­ния в среду ремесленников значительной массы рабов[29].

Устройство ремесленных организаций в Средневековье можно изучить по ряду документов городов Западной Европы, в частности по цеховым уставам. Средневековые цехи возникают в Х-Х1 вв., фиксация их статутов относится к XII - началу XIV в. В цеховых уста­вах формально закрепляются положение мастеров и подмастерьев, регламенты деятельности, обряды и пр.

Специфика цеховых уставов заключается в том, что это акты регламентации деятельности средневековых ремесленников. В целом устав охватывал экономические аспекты деятельности, прием новых учеников, нормы поведения членов цеха[30]. Таким образом, устав ре­месленного цеха включал три группы норм - экономические, образо­вательные и поведенческие.

Формализм, который имеет место в большинстве уставов, гово­рит о консервативной замкнутости ремесленной системы в Западной Европе. Цеховая организация, хотя и упорядочивает общественные отношения в ремесленной сфере, закрывает доступ в систему новых технологий и сдерживает вертикальную мобильность - в результате ремесленный цех становится в своем роде клановой организацией. Отсутствие цеховой организации в России и неформальные нормы взаимодействий в рамках промысловых организаций в России в этом смысле говорят о большем количестве инноваций в ремесленном производстве, о большей гибкости и адаптивности ремесленного со­общества России к реформам Петра I. Насаждение цеховой организа­ции ремесленного труда можно оценить как регрессивный этап в раз­витии ремесленной деятельности в России.

Важным источником русской экономической мысли относительно ремесла является «Домострой». В нем говорится о взаимоотношениях между ремесленниками и покупателями ремесленной продукции, отме­чается, что они должны быть позитивными: «.в ремеслах мастеров бывало много всяких: иконники, переписчики книг, серебряные масте­ра, кузнецы и плотники, и каменщики разные, и каменщики и строители крепостей, и всякие мастера. хотя многие были мошенниками и браж­никами, но со всеми теми мастерами за сорок лет, дал бог, обошлись без клеветы, и без судебного пристава, и без всякой кручины»[31].

Большое значение имела книга И. Т. Посошкова «Книга о скудос­ти и богатстве», гл. 5 «О художестве» которой посвящена ремеслен­ничеству. И. Т. Посошков отмечает низкий уровень профессиональ­ного мастерства некоторых российских ремесленников и предлагает ввести в России цеховые уставы для того, чтобы «все мастера дела свои делали безпорочно». Он считает необходимым создать в России широкую сеть ремесленных мастерских, которые должны возглав­ляться по преимуществу русскими мастерами. Разбогатевшим масте­рам, по мнению Посошкова, должно предоставляться право посте­пенно расширять производство и превращать ремесленную мастер­скую в крупное предприятие - «мастерской дом» .

Посошков уверен, что ремесло в России по своему уровню не только достигнет иноземного, но и сможет его превзойти. Он предла­гает и своего рода способ государственной поддержки ремесленной деятельности - строить «мастерские дома» за счет казны в малозасе­ленных местах за Окой, где хлеб дешевле. Посошков считает, что русское ремесленное предприятие будет более конкурентоспособным по отношению к иностранным предприятиям, поскольку Россия обла­дает большими факторными преимуществами. Он говорит о бессмыс­ленности экспорта сырья и полуфабрикатов, подчеркивает, что ре­месленникам выгоднее продавать уже готовую продукцию, что госу­дарство должно стимулировать ремесленные инновации, «приумно­жать число вымышленников и разнообразие изобретений»[32].

Наиболее существенные изменения в мировой экономической мысли происходят в XVI-XVII вв., традиционно это связывается с про­цессами первоначального накопления капитала. Безусловно, тенден­ции, приводящие к росту капитала, негативно сказывались на ремес­ленной деятельности, поскольку ремесленничество - это малая форма хозяйствования, в которой в целом отсутствует функциональное раз­деление труда, а следовательно нет необходимости создания какой-то независимой системы обмена (скупщики, спекулянты и пр.) вне сис­темы производства (те, кто непосредственно производит продукт). Скупщики потому и возникли, что у ремесленников не было либо времени искать потребителей, либо способности участвовать в круп­ных обменных процессах. Поэтому эволюция ремесленничества при­вела, во-первых, к формированию ремесленников-предпринимателей (мелкой буржуазии), работающих в рамках рыночных отношений[33], и, во-вторых, к созданию рабочего класса[34].

В концепциях меркантилистов проблеме ремесленной деятель­ности уделяется не очень много внимания. Например, в «Трактате по политической экономии» А. Монкретьен указывает на необходимость производительного труда, поскольку «не обилие золота и серебра. делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни». По мнению Монкретьена, повышение роли государства в торговле и первоначальном капитале способствует росту прибыли

3

И помогает развитию «различных ремесел» .

В трудах А. Смита ремесленная деятельность рассматривалась как работа, связанная с производством продукта труда вне капитали­стических отношений. А. Смит показывал неэффективность деятель­ности ремесленников по отношению к мануфактурному производству и к предпринимательской деятельности (в ее чистой капиталистиче­ской форме)[35].

Наиболее глубоко проблема ремесленничества изучена в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Ремесленная деятельность в мар­ксистской концепции рассматривается с исторической точки зрения, как этап восхождения от малых хозяйственных форм некапиталисти­ческого характера к крупным капиталистическим, так называемым предпринимательским, структурам. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечают, что средневековое ремесло - это явление городское: в городах «каж­дый, кто желал стать мастером, должен был овладеть своим ремеслом во всей его полноте. Вот почему у средневековых ремесленников еще имеет место интерес к своей специальной работе и к умелому ее вы­полнению, интерес, который мог подниматься до степени примитивно­го художественного вкуса. Ремесленник был целиком поглощен сво­ей работой, относился к ней с рабской преданностью и был гораздо больше подчинен ей, чем современный рабочий»[36]. По их мнению, ка­питал ремесленника «заключался в жилище, ремесленных инструмен­тах и естественно сложившейся наследственной клиентуре» .

Маркс и Энгельс отмечают, что цеховая организация ограничи­вает возможности развития ремесленной деятельности, «мануфактура становится убежищем для крестьян от не принимавших их или же дурно оплачивающих их работу цехов, подобно тому как прежде цехи служили крестьянам убежищем от притеснявшего их дворянства»[37].

К. Маркс и Ф. Энгельс относились к ремесленной деятельности со значительной долей пренебрежения, хотя они видели ее историче­ское значение. В целом они отрицали перспективность развития ре­месленничества как самостоятельного вида хозяйственной деятельно­сти в условиях капитализма.

Согласно Ф. Энгельсу, ремесло как самостоятельная деятель­ность (до этого существовало домашнее ремесло земледельца) возни­кает в результате второго крупного общественного разделения труда посредством отделения от земледелия. Переход от ручного труда к машинному обуславливает переход от ремесла к мануфактуре[38]. Тем самым ремесло оказывается анахронизмом в условиях капиталисти­ческого общества. Поэтому Ф. Энгельс фактически узаконил положе­ние, согласно которому ремесленный труд является ручным трудом, «старинной» деятельностью, неактуальной в условиях капитализма.

Марксистская теория, рассматривая общественную историю как развитие способов производства, выделяет различные уклады хо­зяйствования. Ремесленный уклад в этом контексте обладает опреде­ленной спецификой, для него характерны профессиональная замкну­тость и консервативность - при цеховой организации и принятие ин­новации, гибкость, способность быстро реагировать на нужды по­требителей - при отсутствии цехов. Анахронизмом для рыночной эко­номики является цеховое ремесло, однако ремесло вне цеховой орга­низации может существовать и в капиталистической, и в посткапита - листической системе, поскольку ремесленный уклад сохраняется практически везде.

Существенное исследование проблем ремесленничества прово­дит В. Зомбарт в работе «Буржуа». Сущность ремесленничества, со­гласно Зомбарту, состоит в следующем: «.если хотеть понять ос­новную идею, которой определяются все мышление и воля ремеслен­ника, то нужно представить себе систему ремесленной деятельности как перенесение уклада гуфы на промысловые и коммерческие отно­шения. всегда возвращающаяся основная мысль каждого истинного ремесленника и друга ремесла заключается в следующем: ремесло должно прокормить своего работника» . Он пишет: «Труд настоящего ремесленника есть одинокое творчество»[39], чем подтверждает тезис о нерыночной сущности ремесленной деятельности как экономиче­ского явления. Ремесленным предприятием называется всякое осуще­ствление дальновидного плана ремесленника, для которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц - мастера, подмас­терьев и учеников, подчиненное единой воле того же мастера.

Ремесленная деятельность становится рыночной лишь в силу необходимости выживания ремесленника и его семьи: «ремесленники в целом в своей нормальной хозяйственной деятельности искали себе пропитания и ничего больше», однако «отдельные ремесленники все­гда стремились выйти за пределы своего “пропитания”, расширяли свое дело и достигали своей хозяйственной деятельностью прибыли». Зомбарт указывает, что ремесленник зависит от сбыта своих изделий,

3

От оплаты своих услуг.

Он выдвигает тезис об инновационном ремесленничестве: «.масса одаренных изобретателей сделали себе промысел из своей изобретательности, предоставляя в распоряжение других свои более или менее применимые на практике мысли и идеи за соответствую­щее вознаграждение»[40].

Одним из типов капиталистического предпринимательства, соглас­но Зомбарту, являются ремесленники-предприниматели: «.“ремеслен­ник” - тип капиталистического предпринимательства. выбившегося на­верх ремесленного мастера в сфере промышленного производства, кото­рый в долголетней, трудной борьбе расширил свое дело в капиталисти­ческое предприятие. Это кремни “первого поколения”. которые все - таки не выходят за пределы известного среднего размера дела, родона­чальники позднейших крупных предпринимателей» .

Значительное исследование генезиса ремесленной деятельности проводит М. Вебер. Он отмечает, что ремесленные предприятия - это стадия, предшествующая капиталистическим предприятиям, что ре­месленная деятельность в ее рациональной (позитивной) форме как важный этап эволюции хозяйствования появляется на Западе; что спе­цифические, отклоняющиеся от общей (западной) траектории развития проявления ремесленничества связаны с неоднородным генезисом со­циально-экономических систем Востока по сравнению с Западом.

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер отмечает, что свободный труд стал основой развития ремесла, ремес­ленные предприятия возникали в рамках крупного землевладения, в домохозяйстве («ойкосе») правителей и феодалов, при этом на За­паде ремесленная деятельность развивалась в значительной степени

3

Рационально .

М. Вебер указывает, что промышленность рекрутирует в свои ряды значительную часть ремесленников и что протестанты и католики по-разному относятся к ремесленной деятельности. Вебер считает, что протестанты скорее готовы стать промышленными рабочими и предпри­нимателями, а католики в большей степени верны своей профессии, сво­ему ремеслу. По мнению Вебера, промышленные предприятия получают значительную часть своей квалифицированной рабочей силы из ремес­ленной среды, как бы предоставляя ремеслу дело подготовки необходи­мой им рабочей силы; занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, т. е. относительно большее их чис­ло становится мастерами внутри данного ремесла. В этих случаях, несо­мненно, налицо следующая причинная связь: своеобразный склад психи­ки, воспитание, которое было обусловлено религиозной атмосферой ро­дины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности[41].

Рассмотрение проблем ремесленной деятельности в контексте исследования городов как социоэкономических систем проводится М. Вебером в другой его работе «Город» . Здесь Вебер изучает ремес­ленную деятельность как исключительно специфическую, свойствен­ную исключительно городу форму хозяйствования. Он отмечает про­тиворечия в среде ремесленников, указывая на их неоднородность. Со­гласно Веберу, цехи - это корпоративные структуры, прообраз крупно­го бизнеса, а мелкие ремесленники - самостоятельная составляющая, часто противостоящая крупным цехам. Вебер отмечает, что интересы мелких ремесленников могли в ходе развития приходить в резкое про­тиворечие с интересами цехов предпринимателей.

Вслед за В. Зомбатом и М. Вебером исторический контекст пред­принимательства и генезис ремесленничества были исследованы Б. Па - левским, который рассматривал предпринимателя и предприниматель­ство как результат различных хозяйственных форм.

Синергетический подход к проблемам ремесленной деятельно­сти в контексте развития предпринимательства состоит в том, что деятельность современного ремесленника рассматривается как синтез основных производственных операций. Он выступает челове - ком-предприятием. Синергетика выявляет условия, при которых си­стемы становятся способными к самоорганизации.

Серьезные разработки в области синергетического подхода к сущ­ности предпринимательства принадлежат Л. Колесниковой, которая считает, что сущность предмета предпринимательской деятельности не укладывается в рамки предмета экономической теории и теории общего равновесия. Но в современных условиях исследования в об­ласти предпринимательства начинают отражать те социально-эконо­мические взаимосвязи, которые не удается описать классической и неоклассической теории.

Натуральные домохозяйства, обособленные и слабо связанные с внешней средой в начале развития цивилизации, представляли со­бой единство предметно-материальной и идеально-творческой со­ставляющих хозяйственной деятельности человека. Основы экономи­ческой теории были созданы в индустриальную эпоху, при изучении корпоративных структур капиталистического типа, связи которых

^ ^ Т1

С внешней средой оказались очень тесными. В современных условиях можно наблюдать обреченные на неудачу попытки описать малые предприятия в рамках экономической теории равновесия.

Подводя итоги, необходимо резюмировать следующее: концеп­туально ремесленная деятельность рассматривается с четырех раз­личных позиций:

1) как исторический тип хозяйственной деятельности, не яв­ляющийся актуальным и существующий сегодня (или существующий лишь в рамках культурных и национальных автономий);

2) как тип хозяйствования, сохраняющийся на протяжении всей истории в различном состоянии (в этом смысле существует ремеслен­ничество эпохи рабовладения, средневековое ремесленничество, ре­месленничество в условиях рынка, ремесленничество информацион­ного общества);

3) как тип хозяйствования в рамках малого предпринимательства;

4) как самостоятельный тип хозяйственной деятельности в рам­ках неформального сектора экономики.

Таким образом, концепция ремесленной деятельности должна ба­зироваться на комплексном понимании данной сферы, ориентируясь на то, что ремесленная деятельность - крайне противоречивое явление, ко­торое по-разному развивалось в конкретных условиях места и времени. В странах, где активно развивался малый бизнес или достаточно долго отсутствовал рынок как система обмена, ремесленная деятельность раз­вивалась и проявилась в специфических формах (Вьетнам - ремеслен­ные деревни, Россия - развитие народных промыслов и ремесел в ма­лых городах, Германия - развитие микропредприятий).

Исследования малого бизнеса, а также неформального сектора важны для понимания экономической сущности ремесленной дея­тельности.

Комментарии закрыты.