ДЕРЕВЯННАЯ МОЗАИКА
Мы предлагаем упрощенный способ изготовления деревянной мозаики, которая есть не что иное, как штучная фанеровка, только из более мелких шашек. Если этот вид искусства до сих пор встречался редко, а ценился очень высоко, то только потому, что ручное изготовление мелких шашек чрезвычайно затруднительно, кропотливо и поэтому дорого. Из хрупких пород дерева изготовление мозаики почти невозможно. Предлагаем использовать исключительно крашеное дерево и особенно шпон из русской березы, окрашенный в разные цвета каменноугольными протравами, о которых мы рассказывали в главе I настоящего раздела.
Такие изделия могут быть разнообразны, а главное, просты в исполнении и очень дешевы; это несомненно вызовет спрос. Маю того, мозаика очень подходит для изготовления изделий в старинном русском вкусе.
К сожалению, в продаже нет готовых приборов для резки фанеры. Приборы же эти очень просты и хороший слесарь сумеет их изготовить согласно описанию, которое постараемся изложить по возможности подробнее.
Мы уже сказали, что подбор и прирезка штучных фанер (шпона) требует некоторого знакомства с черчением и рисованием. Мозаика в упрощенном виде требует понимания рисунка, но не более того, потому что подбор мозаики делается из готовых разноцветных квадратиков, треугольников, полосок, косячков и т. п.
фигур, нарезанных из цветного шпона, рассортированных в коробочках по цвету и величине. Из этих фигур можно легко составить самые сложные рисунки.
Рис. 22 |
Прежде всего, надо иметь совершенно гладкую рабочую доску а б 6 г (рис. 22), выстроганную из сухого липового дерева Самые удобные размеры доски: 106 см в длину, 71 см в ширину и 3,3 см в толщину. Доска не должна коробиться. Доску кладут на стол и растягивают на ней чуть влажный лист д е ж з плотной* бумаги, пришпиливая его почаще кнопками, как это показано на политипаже. Растянутую и пришпиленную бумагу смазывают ровным и толстым слоем декстринного клея (описание которого было дано ранее). Когда декстрин высохнет, на бумагу прибивают гвоздиками большой железный наугольник р с m в положении, показанном на политипаже.
Затем вокруг доски расставляют коробочки с разноцветными квадратиками или другими фигурами и приступают к составлению мозаики.
Для начала будем пользоваться готовым рисунком для вышивки. Когда рисунок выбран и проведена подготовка мягкой кисточкой смачивают, или, вернее, освежают декстринный слои вдоль плеча сш угольника и наклеивают квадратики, прижимая их вплотную друг к другу и к плечу угольника, чтобы строчка вышла ровной и плотной. Техника работы сводится к отсчиты - ванию числа одноцветных квадратиков на рисунке и наклеиванию их на бумагу, нужно следить, чтобы
квадратики не захватывались пальцами. Окончив наклейку первой строчки, приступают ко второй. Здесь наклеивать квадратики надо ехце внимательнее, чтобы они плотно приставали к первой строчке. Единственный совет сводится к тому, что декстрин надо освежать полегче и почаще, то есть смачивать вдоль строчки на длине не более четырех квадратиков и не слишком сильно, чтобы во время прижима квадратиков декстрин не выступал наружу При слишком обильном смачивании внизу строчш образуется валик, который не допустит плотного приклеивания следующей строчки. Для облегчения выкладки требуются следующие инструменты шило (рис 23) с острым и тонким концом а, шестик из пальмового дерева (рис 24) толщиной в карандаш и длиной около 13 см (конец е этого шестика заканчивается тупо), и небольшая металлическая ли - неика с мерными делениями (рис. 25)
Острием шила квадратики вынимают из коробочек и переносят на декстринную бумагу, при этом надо следить за правильной наклейкой и за направлением древесных волокон квадратик прижимают шестиком, а шило выдергивают Тем же шестиком выравнивают наклейку сталкивая ее вбок, если в этом будет надобность. Укол квадратика шилом не принесет вреда, потому что наколотая сторона мозаики придется книзу, то есть этой стороной мозаика наклеится на обвяз столярного изделия При помощи этих самодельных инструментов совершенно устраняется захватывание квадратиков пальцами. Счетная металлическая (чаще всего медная) линеечка применяется в двух случаях, она облегчает выравнивание строчек путем нажима
сбоку и сталкиванием ребрышком линейки свеже наклеенных квадратиков и, второе, при ее помощи легче отсчитывать число наклеенных квадратиков, особенно в том случае, если ширина их совпадает с делениями линейки.
Если число одноцветных, рядом лежащих квадратиков невелико (не больше 6), то счетная линейка не нужна; но если их число очень велико, что имеет место при выклейке фонов, то легко ошибиться и поэтому линейка необходима
В продаже имеются готовые рисунки цветных ковров, которые вполне можно использовать и для мозаики.
Употребляя исключительно квадратики, вы не будете иметь возможность разнообразить свои изделия, да и красота самой мозаики окажется очень сомнительной, так как рисунок будет пестрить в глазах
Возьмем другой образец работы — старинный русский узор. Кроме квадратиков, в него входят и треугольники, которые получаются при разрезании квадратиков пополам Для такой резки имеется простенькое приспособление (рис. 26): к буковой дощечке а б в г 9 см длиной и шириной и около 2 см толщиной при помощи 4 шурупов привертывается медная пластинка d с угловыми вырезами е, ж, з, и, величина которых строго соответствует квадратикам, которые должны наполовину уходить в вырезы. Стало быть, каждый вырез годится только для определенной величины квадратиков.
Чтобы разрезать квадратик пополам, его слегка накалывают сбоку шилом и заводят в подходящий вырез
пластинки; шило придерживают левой рукой и следят, чтобы края квадратика плотно подошли к бокам выреза, тогда как правой рукой режут квадратик острым
Рис. 28 |
перочинным ножом или, что гораздо лучше, особым ножом, показанным на рис. 27. Перерезать надо сра-
но-
зу, одним нажимом, причем лезвие ножа должно плотно прикасаться к бокам пластинки d (рис. 26). Для заточки ножа надо всегда иметь под рукой кусок арканзасского камня (так называется самый твердый оселок молочно-белого цвета). Правку ножа всегда надо делать насухо, потому что от масла засалится обрез квадратика, а от воды он разбухнет: то и другое в высшей степени нежелательно. Когда арканзасский камень загрязнится его можно промыть водой с мылом, а затем натереть другим куском арканзасского камня или даже простым бруском.
Имея в распоряжении разноцветные треугольники и квадратики, вырезанные из шпона, можно быстро собрать рисунок.
Обратим внимание на некоторые особенности ри - суика. Предположим, что по общему белому фону из кленовых квадратиков в правильном порядке разбросаны звезды (рис. 28), каждый цветной луч которых состоит из многих квадратиков и треугольников.
Возникает вопрос, не лучше ли сделать звезду из сплошных полосок, на которых были бы заметны и наслоения дерева? Конечно, да (рис. 29). Это будет не только проще, но красивее и быстрее. Для резки
таких полосок имеется особый приборчик, который мы опишем ниже.
Золотистые полоски можно по желанию заменить желто окрашенными, но можно также заполнить золотистой массой. На бумаге, однако, этого сделать нельзя, поэтому вставляют полоску из простого дерева, сильно натертую порошком талька. Затем, когда мозаика будет наклеена на обвяз столярного изделия, простые полоски вынимают, что не представляет никакой трудности, и полученные углубления, промытые предварительно квасцовым раствором, замазывают составом литографского золота, просушивают и строгают американским рубаночком, чтобы поверхность замазки сравнялась заподлицо с общей поверхностью мозаики.
То же самое можно сказать и про другие, более крупные вставки.
При собрании каемок из одних квадратиков вы поневоле должны укладывать их правильными рядами, в порядке, показанном на рис. 30, хотя такая выкладка далеко не всегда будет красива. Укладывая квадратики и треугольники, молено достичь значительно лучшего результата (См мозаику на рис. 31). Этот способ применяется чаще.
Когда полная выкладка рисунка мозаики окЬпчсна, Рис. 30—31
изделие надо хорошенько просушить; для этого снимают угольник р cm (рис. 22), удаляют все кнопки, которыми была прикреплена декстрин ированная бумага и, покрыв всю выкладку листом чистой бумаги, накладывают на нее другую гладко выстроганную доску и кладут все в пресс Если пресса под рукой нет, то на верхнюю доску накладывают тяжелые предметы. Спустя дня два мозаичныи набор просохнет и его можно будет наклеивать на обвяз деревянного изделия.
Мозаика из квадратиков, треугольников и полосок годится преимущественно для орнаментов и лишь иногда для криволинейных контуров. Так, например, на рис. 32 показан криволинейныи контур, начерченный толстой линией на бумаге. Нанесем на рисунок клеточки, приблизительно равные по размеру нашим квадратикам. Заметим, что некоторые клеточки целиком попадают вігугрь криволинейного контура, а другие, напротив перерезаются линиями контура на равные или неравные части. Естественно, что если внутрь контура попадет большая часть клеточки, то, составляя мозаику, такую клеточку можно заполнить цельным квадратиком; если же рисунком занята только небольшая часть клеточки, то ее исключают, то есть ставят квадратик, одинаковый по цвету с общим фоном мозаики. Если же контур рисунка пересекает клеточку' пополам, то в зависимости от изображения, клеточку заполняют либо цветным, либо фоновым квадратиком. Таким образом, криволинейныи контур (рис 32) будет заменен зубчатым, как показывают заштрихо ванные квадра тики. Зазубрен ность контура или совсем не видна, или дала является основным требовани - Рис. 32 ем рисунка.
Зазубренность контура при выкладке мозаики, изображающей пейзаж, цветок, птицу и т. п., обязательно испортит рисунок. Можно взять очень мелкие по размеру квадратики, но и тогда вы не достигнете красоты, а лишь немного выровняете линию контура рисунка в ущерб чистоте работы. На вышитых полотенцах или скатертях птицы очень часто похожи на цветы, а цветы можно распознать лишь по зеленым пятнам, вовсе не похожим на листья, и хотя любители народного искусства находят это очень красивым, мы все же советуем относиться к рисунку осторожно и не искажать его контур.
Сохранить чистоту контура рисунка не так трудно, если квадратики не слишком мелки по размеру. Из двух разноцветных квадратиков вырезают части согласно закруглению контура и делают составной квадратик, как изображено на рис 33, где а представляет составной квадратик, б — одну вырезку, а в — другую.
Для таких вырезок необходимо иметь полный набор резчицких долотьев меньшего размера, а в крайнем случае, ограничиться несколькими фигурными стамесочками (рис. 34), острия которых показаны на рис. 35. Кроме того, надо иметь еще небольшую гладкую свинцовую плитку весом в 1,2 кг, на которой производят резку квадратиков. Но лучше всего наложить друг на друга два разноцветных квадратика, на верхнем наметить линию обреза, подобрать наиболее подходящее по кривизне лезвие стамески и сильным нажимом сдеать
надрез. Если стамеска несколько замнет ребра обреза, это не опасно при наклейке на обвяз ребра разбухнут от сырости клея и соединение уплотнится.