ДЕРЕВО И ЕГО ПОДГОТОВКА ДЛЯ ВЫЖИГАНИЯ
Далеко не всякое дерево годится для выжигания. Одно дерево может быть красивым и крепким, но содержать слишком много смол или дубильных ве-
248
ществ, поэтому ею не используют, чтобы не портить дорогих штифтов Другое дерево имеет слишком темную природную окраску и выжженный на нем рисунок теряется.
Самое лучшее дерево для выжигания — это пире нейская сосна. Затем следует наш клен, особенно светлый, на котором выжженный рисунок отличается особенным изяществом.
Чаще, однако, пользуются липой, каштаном и грушей или простой сосной, но из сосны никогда не получается красивого изделия и само выжигание затруднительно, так как штифт с трудом преодолевает смолистые слои дерева. В результате линии рисунка получаются волнистыми, неравномерной ширины, что портит впечатление
Кроме того, смолистые части дерева проникают в платиновый наконечник штифта и сильно его загрязняют, а иногда совсем портят. О том, как восстановить чистоту штифта, уже было сказано.
Для выжигания можно пользоваться светлыми сортами ореха и дуба.
От дерева при выжигании требуется абсолютная сухость, чистота натурального цвета, отсутствие сучков. Последние, попадая на рисунок, портят его; о сучки легко погнуть наконечник штифта. Отсюда можно сделать вывод, что для выжигания наиболее пригодны только светлые и плотные породы дерева, особенно мелкослойные.
1) Подготовка дерева для выжигания состоит в том, что всю его поверхность после чистки наждачной бумагой и циклей шлифуют меловым порошком, разведенным водой. Эту шлифовку делают при помощи ватного тампона, обернутого полотняной тряпочкой. Сыроватую поверхность сильно трут тампоном, обмазанным мелом Повторив такую шлифовку два-три раза, вы увидите, что все неровности дерева устранены Обработанную таким образом поверхность можно раскрашивать акварельными красками не опасаясь, что они будут расплываться.
2) Подготовка дерева, картона и кожи для выжигания на них рисунков. Это описание заимствовано целиком из английского журнала;* оно предложено известным знатоком и художником по выжиганию.
Приведем выдержку из него, не слишком уклоняясь от текста; «Известно, что при выжигании на дереве и коже чрезвычайно трудно и даже невозможно получить ровные, глубокие, гладкие и чисто выжженные линии, поэтому недостатки в выжигании контура стараются ослабить отделкой рисунков и выбирают такие рисунки, где бы не требовалось особой чистоты линии. Самое трудное — это получить линейный рисунок вроде орнамента в русском или греческом вкусе, но и тут нужна чистота работы, поэтому дадим совет, как ее можно достичь. Особенно неудачным получается выжигание на мягких породах дерева, так как все штрихи, оставленные штифтом, получаются расплывчатыми с подожженными краями и неодинаковой глубины. Этим недостатком страдают рисунки, выжженные на тополе, каштане, липе и т. п. Происходит он от трех гласных причин:
a) При выжигании выделяются пары, которые проникают вглубь дерева по порам и растекаются в виде тонких черточек более темного цвета на определенное расстояние от краев штриха Снять эти черточки наждачной шкуркой совершенно невозможно, так как они проникают глубоко в древесину.
b) При выжигании сгорают и смолистые вещества, находящиеся в древесных породах; они частично плавятся и проникают на значительную глубину, придавая дереву более темную окраску в виде боковых полос около выжженного штриха
c) Самой главной причиной является загорание древесины не только в том месте, которого касается раскаленный штифт, но и около штриха на более или менее далеком расстоянии, в зависимости от степени горючести материала. Этот недостаток не уничтожить наждачной бумагой. Получаются неровные боковые выжиги более или менее бурого цвета.
Чтобы избежать перечисленных причин порчи рисунка дерево подвергают следующей предварительной подготовке:
Деревянная фанерка (тонкая дощечка) вначале лакируется белым даммаровым лаком, разведенным бензином с добавлением нескольких капель безводного этилового спирта. Лаковый слой просушивают, шлифуют дерево тончайшей наждачной бумагой с целью сгладить неровности лакового слоя и вторично покрывают лаком, причем стараются нанести более толстый слой лака в тех местах, где при первом покрытии лак впитался внутрь дерева глубже. Если первое покрытие лаком получилось удачным, то второй и третий раз покрывают разбавленной белой политурои.
Затем дощечку шлифуют окончательно. Далее на поверхность дощечки крахмалом наклеивают рисунок, нарисованныи или отпечатанный на тончайшей бумаге. Желательно, чтобы между изделием и бумагой не появлялись воздушные пузыри, свидетельствующие о небрежной наклейке.
Доммаровый лак даже в самом чистом виде придает дереву желтоватый оттенок, что нежелательно, особенно если дерево чистого белого цвета и этот цвет нужно сохранить Для предупреждения такого окрашивания перед первым покрытием даммаровым лаком дерево с обеих сторон покрывают желатиновым раствором — пять листиков желатина на две бутылки кипяченой воды. По истечении нескольких минут, когда желатиновый слой несколько застынет, его разравнивают по поверхности фанеры комком ваты, завернутым в чистую холстинку.
Кожа и картон обязательно должны быть сма, аны указанным желатиновым раствором
После выжигания контура рисунка бумагу снимают с фона при помощи ножа и только тогда выжигают фон. Затем снимают остаток бумаги и всю поверхность чистят наждачной шкуркой.
Обычно при выжигании вся поверхность изделия загрязняется и ее трудно очистить, но при данном способе подготовки вся грязь и пятна удаляются вместе с бумагой. Пропитывание желатиновым раствором предупреждает выжиги штрихов и их растекание».