Цвет


Важным свойством керамики является ее цвет, к рассмотрению которого мы и перейдем.
Цвет керамики, помимо ангоба, жидкой красочной облицовки или росписи, зависит от нескольких факторов, но прежде всего от сорта глины и характера обжига. Даже простое перечисление различных цветов и оттенков керамики довольно затруднительно, отчасти [560] ввиду их большого разнообразия, а отчасти потому, что некоторые цвета обычно определяются такими терминами, как «желтоватый» или «бурый», которые сами по себе весьма неточны, а потому постоянно употребляются в различных значениях. Цвета простой некрашеной и нерасписной керамики следующие: коричневый, черный, красный, частично черный и частично красный и серый. Рассмотрим эти цвета и попробуем определить, как они получались.
Коричневый цвет гончарных изделий обычно является цветом самой глины, который не изменился или лишь слегка изменился (помимо некоторого посветления при сушке) в результате несовершенного обжига. На такой керамике часто можно видеть черные пятна неопределенной формы, которые являются следами дыма и свидетельствуют об обжиге в слабом коптящем пламени. Этот цвет, хотя обычно свойственный самой примитивной керамике, встречается почти во все периоды. К этому типу принадлежит египетская неолитическая керамика и часть тасийской керамики.