БЕЛЫЕ КРАСКИ
Все краски следовало бы подразделить на окислы, соли и химические соединения, отвечающие определенным химическим группам С практической точки зрения краски целесообразно подразделить по цвету.
В малярной практике белые краски являются основными. Начнем с простейших из них:
1. Гашеная известь или едкая известь, СаОН^О, получается при обжиге известняков, мела и мрамора. В чистом виде представляет собой белый порошок. Как белая краска употребляется только на воде и идет для самых грубых окрасок по штукатурке, кирпичу и камню* с землистыми красками дает хорошие разбелы. Отличается слабой кровельной способностью на воздухе. Поглощая углекислоту верхним слоем, твердеет, давая довольно прочную окраску.
2. Мел или углекислая известь, CaOCO. Kreide Schlammkreide, Wienerweiss Craie, blanc mineral, blanc de Champagne, blanc de Paris, d’Orleans ит. д.
Мел очень распространен в природе, представляет формацию земной коры, содержит примеси других землистых веществ, под микроскопом не обнаруживает кристаллов, в нем заметно присутствие мелких остатков раковин, чем геологи объясняют его происхождение. В натуральном виде мел редко употребляется как краска, его обычно мелют, размачивают, отмучивают; сырой мел содержит обычно песок и другие породы.
Мел имеет весьма широкое применение. Представляя отличную белую клеевую краску, служит прекрасным материалом для получения самых нежных колеров, не изменяет состав других красок и не ядовит. Лучшие сорта мела продаются в виде лепешек, тонких пластинок, ступочек, а чаще всею — в виде порошка. Хорошим мел всегда аморфен, мяюк, совершенно бел, должен прилипать к языку. Для работы масляными красками мел не годится, в смеси с маслом он дает краску грязно-желтого цвета со слабой кровельной способностью. Как примесь к колерным краскам мел грязнит цвет и применяется только в приготовлении масляных шпаклевок; может употребляться для клеевых грунтовок под масляную окраску, чем обычно и пользуются, хотя масляную окраску можно использовать только на масляной грунтовке.
В любом случае мел представляет собой самый распространенный и популярный материал в малярном деле.
В России известны сорта белгородского мела, добываемого около г. Белгорода в Курской губернии. Самородный белгородский мел настолько чист, что может применяться в натуральном виде; лучшие сорта получают отмучиванием, отмученный мел называют плавленым мелом. Самый мелкий и мягкии мел получают осаждением содой известковых растворов: получают такой мел во Франции, Англии и Германии.
3. Гипс, чистая сернокислая известь, Ca0S0*+2H20. Обожженный порошок находит широкое применение в фальсификации многих ценных красок. В чистом виде из-за отсутствия кровельной способности в малярном деле не употребляется, несмотря на безукоризненную белизну цвета
Цинковые белила, разные зелени и многие другие краски встречаются почти всегда с примесью гипса; он лучше мела маскируется, не влияя на колер масляных красок, не изменяя их химический состав. Благодаря про і пости своего состава уменьшает интенсивность
и кровельную способность красок, если используется как примесь.
4 Шпат известковый, Blanc dc Paris. Минерал, представляющий собой кристаллическую углекислую известь. В клеевых красках может заменять мел, от которою отличается более чистым белым цветом. В малярном деле самостоятельно не употребляется, используется для фальсификации малярных красок в тех случаях, где тяжелый шпат не может быть применен из-за высокого относительного веса.
5. Белый мергель. Минерал землистой породы, представляющий соединение углекислой извести с глиноземом. Мергель дает отличную белую клеевую краску, лучше мела; применяется в основном в производстве трубок, мундштуков и пр., называемых пенковыми.
6. Тальк, жировик, жирный камень. Минерал, весьма распространенный в природе. Это соединение кремнезема и магнезии; кристаллы имеют вид гибких и мягких чешуек, жирен на ощупь. Химический состав выражается формулой: 4Mg0Si02+H20Si0z; измельчается в порошок с трудом, лучшие сорта талька добывают в окрестностях Триеста и в Богемии; употребляется как примесь к краскам. В чистом виде идет для окраски обоев входит в состав красок цветных карандашей, поэтому часто называется испанским мелом В масляных красках не употребляется из-за отсутствия кро - , вельной способности.
7. Каолин, фарфоровая глина. Представляет собой чистый кремнекислый глинозем, состав выражается формулой: 2Si0zAl.>012H0 и 2SiOzAlzOi3HO. В природе встречается большими массами в виде пластов; ценность зависит от чистоты цвета и состава В клеевых красках каолин успешно может заменять мел, на масле не имеет кровельной силы. Применяется в качестве примеси к ценным краскам как чистый и безвредный суррогат.
8. Шпат тяжелый, барит, Baritweiss, Schwereerde; BnOSOi. Белый минерал в виде кристаллов ромбиче-
ской формы. В природе сопровождается рудами сернистых свинца, ртути и сурьмы. Встречается большими массами и гнездами в Тюрингии, Англии, шотландских горах. Как красочный материал тяжелый шпат используется в виде порошка высшей белизны и измель - ченности. Самостоятельно не употребляется, но представляет собой весьма популярный и ценный продукт для примесей во все тяжелые металлические краски. В огромном количестве расходуется при изготовлении свинцовых белил, не изменяя ни их цвета, ни химического состава.
Некоторые сорта свинцовых белил содержат до 90% по весу тяжелого пшата; такое содержание примеси вредит качеству краски; добавление шпата от 10% до 65% в свинцовые белила делает их годными для всех видов малярных работ.
Тяжелый шпат предпочитают мелу, потому что он не влияет на изменение цвета масляных красок; в смеси с олифой он остается белым, что весьма важно при производстве дешевых сортов белил для простых и подготовительных работ.
Известен способ получения шпата химическим путем при помощи осаждения его смешением растворов барита с сернокислыми солями других металлов. Этот способ нашел применение во Франции, где таким образом получают осадочный тяжелый шпат в виде белого аморфного порошка Он превосходит достоинствами лучший молотый шпат, ценится весьма дорого и идет в примесь только к дорогим краскам
9 Свинцовые белила используются при проведении различных малярных работ.
Свинцовые белила были известны римлянам еще в IV столетии до Р. Х. Долгое время получение их оставалось секретом, и только в 1774 г. химик Бергман обнародовал способ получения белил действием углекислоты и паров воды на металическии свинец. До этого времени производство белил сосредоточивалось только в Венеции и Голландии. Изобретение венецианского способа, который потом перешел в Голландию, приписывают алхимику Базилиусу-Валентиниусу. В наше время старые способы получения белил вытеснены новыми, более усовершенствованными и менее сложными. Голландский способ в принципе сохранился, но изменен во всех деталях, и поэтому теперь белила получают многими мало отличающимися друг от друга способами, весь принцип которых состоит в превращении металлического свинца в смесь основной углекислой окиси с водной окисью, так как свинцовые белила не являются, как думают многие, углекислым свинцом, а есть химическое соединение гидрата с основной углекислой солью свинца.
Свинцовые белила имеют множество названий, по ним можно судить о различных способах их добывания, а также представить себе историю развития их производства в Европе. Первыми их стали производить венецианцы и голландцы, затем началось производство в Венгрии, где получали белила высокого качества. Затем производство перешло в Германию, и белила, вырабатываемые в Кремсе, стали конкурировать с венгерскими. Из Германии производство быстро распространилось по всей Европе. В России производство белил началось относительно недавно. Вначале оно велось в Бердичеве, в кружке евреев, долго державших свои способ в секрете; затем в Ярославле, считающимся до сих пор центром производства свинцовых сурика и белил.
Химическии состав белил различен, он зависит от способа получения
Ученый Мульдер, исследовавший белила, полученные разными способами, утверждает, что их химический состав непостоянен не только при одном и том же способе получения, но что любой завод, производящий белила по своему способу, употребляя одни и те же приемы и материалы, дает белила разного состава; это весьма вероятно, потому что при получении белил любым способом сырой фабрикат сортируется уже в самом производстве, давая неодинаковое количество материала для выработки той или другой марки белил.
Замечательная кровельная способность свинцовых белил обусловлена содержанием в них водной окиси свинца. При тонком слое окраски белила со временем теряют свою кровельную способность. При анализе таких белил в них обнарркено отсутствие гидрата, а вся масса представляет только углекислую соль свинца, Это весьма характерное явление объясняется тем, что в течение долгого времени под влиянием воздуха и сырости свинцовый гидрат поглощает углекислоту воздуха, превращаясь в углекислую соль, лишенную кровельной способности, и белила в таком виде представляют собой как бы разложившуюся краску. Поэтому свинцовые белила как самостоятельную краску никогда не следует применять для наружных работ и в тех случаях, когда они могут подвергаться влиянию света, воздуха и сырости, способствующих быстрому разрушению.
С маслом или с олифой свинцовые белила соединяются химически.
Особое отношение свинцовых белил к высыхающим маслам легко определить следующим простым опытом: если размягченные в воде белила смешать в густое тесто, то при добавлении к ним небольшими порциями масла или олифы белила смешаются с маслом, а вода выделится. Этим свойством белил можло пользоваться для получения из них масляной краски.
Свинцовые белила чувствительны к сернистым испарениям и вообще к сернистым соединениям Они изменяются в цвете, желтеют, приобретают грязный оттенок. Поэтому при выборе белил надо всегда иметь в виду обстоятельства, способствующие проявлению сернистых газов. Например, во лшогих жилых помещениях, в общественных зданиях и т. п., где воздух содержит сернистые испарения, слой свинцовых белил всегда следует покрывать слоем цинковых белил для получения и сохранения белого цвета; не следует их
смешивать с красками, легко выделяющими серу. Из красок, содержащих сернистые соединения, единственным исключением может быть только ртутная красная киноварь, все остальные сернистые металлы как краски легко реагируют со свинцовыми красками.
Свинцовые белила благодаря кровельной способности легко принимают примеси; самым популярным и наиболее пригодным для этой цели суррогатом является тяжелый шпат, не изменяющий ни состава, ни цвета белил; его примесь от 10 до 15 о в белилах очень полезна, не влияет на кровельную способность и делает белила более устойчивыми.
Примесь тяжелого шпата не должна превышать 75%. Свинцовые белила употребляются обычно для шпаклевок, грунтовок и т. п. подготовительных работ. Надо заметить, что в малярных работах белая грунтовка предпочитается всем другим
10. Цинковые белила. Zinkweiss, ТтШитеп, Ewigwe - iss; Blanc de Zink, Fleurs de Zink; Zink white, Flowers of Zink; NihUum album. В малярно-живописных работах они занимают первое место после свинцовых белил. Ни одна окраска, требующая в отделке белого цвета, не обходится без цинковых белил.
В чистом виде цинковые белила представляют собой белоснежную легкую краску, подходящую для клеевых и масляных окрасок По кровельной способности цин - - ковые белила уступают свинцовым, но вместе с тем являются важным и незаменимым материалом в силу постоянства цвета, устойчивости и нечувствительности к сернистым соединениям Могут применяться для получения самых нежных тонов, заменять свинцовые белила и служить их дополнением
Кровельная способность цинковых белил ниже, чем свинцовых, поэтому они редко употребляются самостоятельно для получения белых окрасок. Их расход (по весу) на известную поверхность относится к расходу свинцовых белил как 3:5, что частично уравновешивает их полезное действие при условии одинаковой
ценности цинковых и свинцовых цельных белил. Цинковые белила сохнут медленнее свинцовых и требуют большего расхода масла, на воздухе не изменяются, постоянны по составу и почти ко всем краскам в смешении относятся нейтрально; это дает возможность применять их во всех случаях, где нельзя применить свинцовые белила.
Цинковые белила применяются в производстве цветных цинковых красок.
11. Сурмяные белила, AntimonUutte. Получают так же, как цинковые, т. е. прокаливанием металла при доступе воздуха, пары сурьмы горят белым пламенем, давая окись в виде нежного белого порошка, могущего служить краской; то же самое можно получить, окисляя сурьму азотной кислотои. Ввиду своей ценности в малярной практике не употребляются, в медицине известны под названием альгара.
12. Висмутовые белила. Wismuthweiss, Perlweiss; Blanc de Bismuth, Pearlwhite. Представляют собой окись висмута, плотную белую краску; применяются в масляной живописи, в косметике, очень чувствительны к сероводороду, от которого желтеют; очень ценны и в малярном деле не употребляются.
13. Оловянные белила. Zinnweiss, Emailweiss. Применяются для составления красок для стекла, фарфора и эмали. В малярном деле не употребляются.