БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ

Древнейшим способом захоронения покойников в Египте было погребение в земле, восходящее к эпохе неолита. От более древнего палеолитического периода до нас не сохранилось ни покойников, ни могил (если только тогда вообще существовал обряд погребения).

В таком жарком климате, как египетский, если могила выкопана неглубоко в пористых песках, расположенных достаточно высоко над максимальным уровнем подпочвенных вод, песок сильно прогревается солнцем, влага из тела покойника постепенно испаряется и уходит сквозь песок, так что тело совершенно высыхает и при сохранении сухой среды может бесконечно долго оставаться в таком состоянии. Таким образом, простое захоронение в неглубокой могиле в пустыне является прекрасным способом сохранения тела покойника. Конечно, если могила расположена слишком близко к поверхности земли или не защищена каким-то образом, например камнями, дикие звери вроде шакалов или гиен могут разрыть могилу и уничтожить труп.

Во времена неолита и в додинастический период покойников хоронили в неглубоких могилах на краю пустыни, там, где кончались возделанные поля, обычно завертывая их в звериную шкуру или в свободное льняное покрывало. К началу раннединастического периода могилы царей и богатых людей становятся глубже; их начинают облицовывать деревом или сырцовым кирпичом, и часто над могилой воздвигается какая-нибудь архитектурная надстройка. Прежние льняные покрывала, свободно окутывавшие тело, уступили место тесным льняным саванам, которые в конце концов в некоторых [415] случаях превращаются в отдельные полосы ткани для запеленания рук, ног и, наконец, всего тела. Такое запеленание практиковалось в эпоху I[1504], II[1505] и Ш[1506] династий, еще до введения бальзамирования.

Одновременно с увеличением количества пелен и усложнением процесса запеленания покойников, а также с захоронением их в более обширных и глубоких могилах египтяне принимали и другие дополнительные меры, которые, как они полагали, должны были способствовать лучшей сохранности трупов. Сначала тело клали только в деревянный гроб, позднее этот гроб стали помещать в деревянный или каменный саркофаг. Наивысшая точка развития этого процесса представлена в гробнице Тутанхамона (бальзамирование, шестнадцать слоев полотняных пелен, три гроба, каменный саркофаг и четыре наружных ковчега), ко времени царствования которого такой способ погребения стал, по-видимому, обычным. Однако еще задолго до этого времени в связи с углублением и усложнением могил и с введением других мнимо-эффективных средств для сохранения покойников (запеленание, гробы или саркофаги) трупы начали высыхать медленнее, а потому и хуже сохраняться. Поскольку же религиозные представления египтян о загробной жизни требовали сохранения тела навеки, необходимо было изобрести какой-то способ предохранительной обработки трупа до погребения, и тогда-то и был разработан метод бальзамирования, то есть превращения тела в мумию.

Термин «бальзамирование» происходит от латинского слова Ьа^ашиш и обозначал первоначально сохранение в бальзаме. Слово «мумия», по-видимому, происходит от персидского шишш1а, обозначающего битум или асфальт. В поздние эпохи это название в Египте стало применяться к набальзамированным трупам. В основе этого лежало ошибочное представление о том, что, поскольку набальзамированное тело приобретало черный цвет, как будто оно было пропитано битумом, именно [416] битум и применялся в качестве средства для сохранения трупов. Это, однако, неверно, хотя битум и был найден на одной мумии эпохи персидского господства[1507]. Я со своей стороны исследовал много других мумий того же периода, но не обнаружил в них никаких признаков битума.

Поскольку древние египтяне верили, что дух, покинувший тело в момент смерти, должен вернуться и воссоединиться с телом, они придавали величайшее значение не только тому, чтобы тело просто сохранилось, но старались, чтобы покойник выглядел, как живой. Таковы были основные цели бальзамирования; однако средства, применявшиеся для этого в разные эпохи, были различны и не всегда достигали одинакового успеха.

Когда впервые было применено бальзамирование, не известно, но первые достоверные свидетельства относятся к началу IV династии. Таким свидетельством служит канопический ящик царицы Хетепхерес (матери Хуфу, строителя самой большой пирамиды в Гизэ), в котором были найдены завернутые в полотно внутренности, погруженные, согласно результатам произведенного мною анализа, в слабый (приблизительно трехпроцентный) раствор соды с обычными примесями в виде поваренной соли и сернокислого натрия[1508]. Эта находка, по-видимому, свидетельствует о том, что и тело было набальзамировано, хотя саркофаг, в котором оно должно было находиться, оказался пустым. Мумия, по всей вероятности, была украдена и уничтожена грабителями могил, искавшими драгоценности, с которыми была похоронена царица. В музее Королевского хирургического колледжа в Лондоне хранилась египетская мумия эпохи V династии[1509], но она погибла в 1941 году во время одного из воздушных налетов. Начиная со времени этой династии бальзамирование практиковалось во все последующие [417] эпохи вплоть до раннего христианского периода. В течение продолжительного времени бальзамировались только тела царей, членов царской семьи, вельмож, жрецов, высших чиновников и богатых людей, и лишь много позднее этот способ сохранения покойников распространился также и на людей, принадлежавших к более бедным сословиям.

Существует только три действительно эффективных способа, при применении которых человеческое тело может сохраняться в течение бесконечно длительного времени.

1. Замораживание, которое не было известно в Древнем Египте.

2. Современный способ введения в кровеносные сосуды какой-нибудь бактерицидной и антисептической жидкости, которая медленно распространяется по тканям и таким образом сохраняет их. Этот способ в древности был также неизвестен.

3. Полное высушивание тела с последующим сохранением его в сухом состоянии, то есть именно то, что делали древние египтяне, у которых высушивание было основным предварительным процессом подготовки тела к бальзамированию.

Поскольку человеческое тело приблизительно на 75 % своего веса состоит из воды, высушить его полностью не так просто. Это может быть достигнуто двумя способами: во-первых, при помощи жара — естественного солнечного или искусственного от огня, и, во-вторых, путем применения сушащего (обезвоживающего) вещества, извлекающего и поглощающего влагу. Высушивание такого крупного предмета, как человеческое тело, содержащего к тому же столько воды, путем простого воздействия солнцем отняло бы слишком много времени даже в Верхнем Египте, а еще больше в Нижнем Египте, где бывает много бессолнечных и даже некоторое количество дождливых дней. Можно было бы зарывать покойников в землю и потом по истечении нескольких лет, когда они совершенно высохнут, снова выкапывать их, чтобы положить в гробы и поместить в гробницы. Однако этот способ в большом масштабе был неосуществим, так как это обходилось бы слишком дорого и потребовало бы целую организацию для точного опознания трупов во избежание возможных в этом случае ошибок. У нас не [418] имеется никаких данных, свидетельствующих о том, чтобы египтяне когда-либо умышленно применяли какой-нибудь из способов естественного высушивания трупов, поэтому нам остается лишь предположить применение искусственной сушки либо на огне, либо химическим путем.

Некоторые авторы высказывают предположение, что высушивание трупов производилось при помощи искусственного тепла. Так, например, Руйе пишет[1510]: «Нет сомнений, что бальзамировщики помещали трупы в сушилки». Его мнение разделяет Даусон, считающий[1511], что египтяне, «вероятно, пользовались жаром от огня при помощи какого-то неизвестного нам приспособления». Он говорит также[1512]: «Нужно было много тепла, чтобы удалить влагу, впитавшуюся в тело за время продолжительного замачивания его в соленой воде. Однако мы не знаем, достигалось ли это при помощи солнечного тепла или посредством огня; вероятно, применялись оба эти способа». Во время раскопок некрополя в Фивах Монд обнаружил в гробнице некоей Хатиэт камеру, «где почти до потолка было навалено огромное количество высушенных мумий»9. Участвовавший в этих раскопках Йевин утверждает[1513], что «мумии, судя по их внешнему виду, были, по-видимому, высушены на медленном огне, чем и можно объяснить закопченный вид камер и проходов над ними». Однако он не пишет, что именно во внешнем виде мумий наводит на мысль о высушивании их на огне. Уже сам факт присутствия сразу такого большого количества мумий в одной гробнице свидетельствует против предположения, что это было специальное место для обработки трупов, так как трудно поверить, чтобы большое число людей передало тела своих родных бальзамировщикам и (если исключить возможность какого-либо общего бедствия) так никогда и не потребовало их обратно.

Мы имеем довольно много сообщений о находках большого количества мумий в одной гробнице. Так, например, [419] Руйе пишет[1514]: «Попадаются тысячи мумий, наваленных одна на другую»; Петигрю сообщает[1515], что капитан Лайт «нашел тысячи

13

Покойников, лежавших тесными рядами один поверх другого»; Райнд пишет, что «в Фивах покойников из низших сословий уносили в большие катакомбы и там, как говорят, складывали в кучи целыми сотнями»; Бельцони говорит[1516], что одно помещение «было битком набито мумиями»; несколько ниже он пишет14: «Так я переходил из одной пещеры в другую, и все они были полны беспорядочно наваленными мумиями»; наконец, Уилкинсон отмечает[1517], что «мумии людей низших сословий погребали в одном общем хранилище».

То, что описанная Йевином гробница оказалась закопченной дымом, еще не доказывает, что это был дым от огня, разводившегося для высушивания покойников; имеется очень много данных, свидетельствующих о том, что копоть в гробницах (явление совсем не редкое) происходит от целого ряда других причин, а именно от использования гробниц в качестве жилищ, употребления грабителями или туристами коптящих факелов и т. п. Так, например, известно, что в сравнительно недавнее время, когда несколько гробниц фиванского некрополя было захвачено бандой грабителей, власти заложили выходы гробниц кучами сухого кустарника и подожгли его, уничтожив таким образом всю банду[1518]. Жомар в 1809 году рассказывает о случайном пожаре в гробнице, в результате которого стены ее почернели[1519]. Дэвис высказывает предположение[1520], что иногда гробницы очищали огнем.

Не только в этом случае, но и во всех других наблюдается полное отсутствие каких-либо свидетельств о высушивании покойников в Древнем Египте [420] при помощи искусственного тепла. Такой метод был бы очень дорог ввиду большого дефицита топлива в стране, да в нем и не было бы необходимости, так как можно было добиться полного высыхания трупов путем применения какого-нибудь обезвоживающего вещества. Ни Геродот, ни Диодор в своих описаниях техники бальзамирования ничего не говорят о высушивании тел.

Имеется три распространенных и дешевых обезвоживающих средства, а именно: негашеная известь, поваренная соль и сода, к рассмотрению которых мы и переходим.

Комментарии закрыты.