Ароматические вещества

Ароматические вещества в Древнем Египте употреблялись главным образом в виде душистых масел и жиров (умащений), применение которых часто упоминается в древних

44 т~)

Хрониках, а также у нескольких греческих и римских авторов. В жарком, сухом климате Египта применение масел и жиров для смазывания кожи и волос было совершенно естественно; в Нубии, Судане и других частях Африки это широко практикуется и в наши дни. Растительное масло, употреблявшееся для этой цели, было нескольких сортов. Согласно Страбону[3059], беднейшее население пользовалось касторовым маслом, которое до сих пор применяется в Нубии. Выбор твердых жиров был невелик — он ограничивался животными жирами.

Из одних лишь чисто теоретических соображений можно считать весьма вероятным, что к этим маслам и жирам иногда примешивались пахучие вещества не только для того, чтобы сделать их более приятными, но также чтобы заглушить дурной запах, легко приобретаемый этими веществами, способными быстро горкнуть. К [156] счастью, однако, нам нет необходимости опираться на одни догадки, так как имеются конкретные доказательства, свидетельствующие о правильности нашего предположения, которые и будут приведены ниже.

Современные жидкие духи представляют собою растворы в спирте некоторых душистых веществ, извлекаемых из цветов, плодов, древесины, коры, листьев или семян, но преимущественно — из цветов. Таких духов не могли знать в Древнем Египте, так как для приготовления многих из них и для получения спирта необходимо знакомство с процессом перегонки, который был открыт лишь в поздний период. Первое упоминание о перегонке мы находим у Аристотеля[3060] в IV в. до н. э. Как Феофраст[3061] (IV-III вв. до н. э.), так и Плиний[3062] (I в. н. э.) также упоминают о перегонке, но из их описаний применявшихся методов ясно, что процесс этот находился тогда в примитивной и поэтому, вероятно, ранней стадии своего

49

Развития.

После спирта лучшими средствами для поглощения и удержания запахов являются жиры и масла, широко используемые в современной парфюмерной промышленности для извлечения душистых веществ из цветов. Лепестки помещают между слоями твердого жира или замачивают в масле, после чего ароматические вещества экстрагируются спиртом и в этом виде поступают в употребление. Этот метод, во всяком случае до конца, не мог быть известен в древности, пока не был открыт процесс отделения спирта путем отгонки от содержащей его жидкости. Но частичное применение его было возможно и без спирта, поскольку после пропитывания жира или масла ароматом и отделения выдохшихся лепестков оставалось душистое масло или жир. Подобный метод практиковался у древних греков во времена Феофраста[3063]. Наиболее употребительным для этой цели было масло из египетского или сирийского морского жолудя[3064] (Balanites aegyptiaca), но пользовались

52

Также оливковым и миндальным [157] маслами. Этот метод описывается Диоскуридом в связи с упоминанием масла из лилий, которое, по его словам, египтяне умели делать лучше

53

Всех других народов. Аналогичным методом пользовались римляне во времена Плиния : различные растения и растительные продукты оставляли пропитываться в масле, после чего отжимали. Иногда их вместо этого кипятили в масле. Судя по приводимому Плинием перечню различных масел, входивших в состав египетских умащений, можно полагать, что подобный же процесс применялся и в Египте[3065].

Получение масла, содержащего ароматические вещества цветов, гумми-смол и других пахучих веществ, и отделение его от отработанного материала достигалось путем отжимания или выкручивания в куске ткани или в мешке, то есть совершенно таким же способом, какой применялся для отжимания кожуры и стеблей винограда. Этот процесс изображен на стенах ряда гробниц, например в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане (в настоящее время это изображение разрушено, но сохранилась копия, сделанная в 1831 году Кайо[3066]), далее, на хранящемся в Лувре барельефе «неомемфисского» времени[3067] и на барельефе

57

Птолемеевского периода, находящееся в Музее Шейрлера в Голландии. Во всех трех случаях ароматическим сырьем служили лилии.

Древнеегипетские ароматические вещества описаны Феофрастом и Плинием[3068]. Упоминает о них и Афиней[3069], называющий их лучшими и наиболее дорогими. Феофраст пишет об одном благовонии, что оно состояло из нескольких ингредиентов, в число которых входили корица и мирра[3070] (другие ингредиенты не названы), и замечает, что некий парфюмер «продержал в своей лавке египетские благовония в течение восьми лет... и они все еще были в хорошем состоянии, даже лучше свежих». Плиний [153] утверждает, что Египет был наиболее подходящей страной для производства притираний. По его словам, одно время в римском мире выше всего ценилось притирание из Мендеса, которое, по его описанию, было весьма сложного состава. Первоначально в него входили масло из морского жолудя (balanus)[3071], смола и мирра, а в более поздний период — египетское масло, извлекавшееся из горького миндаля (metopium), масло из недозрелых маслин (omphacium)[3072], кардамон, сладкий камыш, мед, вино, мирра, семя бальзамового дерева (balsamum), гальбан и скипидарная смола. Диоскурид[3073] также упоминает мендесское притирание, в состав которого, по его словам, входили масло из морского жолудя, мирра, кассия и смола. Плиний отмечает, что из myrobalanum'a, росшего в стране троглодитов, в Фиваиде и в той части Аравии, которая отделяет Иудею от Египта, добывали масло, особенно подходящее для притираний[3074], и что египетские elate[3075] или spathe[3076] и плод пальмы adipsos[3077] применялись для производства умащений. Он упоминает также другое египетское притирание, сделанное из «киприна» (cyprinum), который он называет египетским деревом63 и который, по всей вероятности, есть не что иное, как лавзония (хна), цветы которой обладают приятным запахом.

Диоскурид упоминает[3078] горькое миндальное масло (metopium) и описывает[3079] египетское умащение, которое он называет metopion, изготовлявшееся, по его словам, из горького миндаля, масла из недозрелых олив (omphacium), кардамона, «верблюжьего сена» (schoenus), тростника (calamus), меда, вина, мирры, бальзамового семени, гальбана и смолы. [159]

Что касается лавзонии, то нелишне упомянуть, что листья ее могли употребляться в Древнем Египте, как они употребляются в наши дни для изготовления пасты для окрашивания ладоней рук, подошв ног, а также ногтей и волос. Известно, например, что римляне пользовались хной, добывавшейся из листьев египетского кустарника, для окрашивания волос[3080], и вполне вероятно, что то же самое делали и египтяне[3081]. Ньюберри определил, что ветки, найденные в могильнике птолемеевского периода в Хавара,

72

Принадлежали лавзонии, из которой изготовляется хна.

Ничто не свидетельствует о применении в Древнем Египте ароматических веществ животного происхождения (главными из которых являются амбра, цибет и мускус). Поэтому, помимо благовоний, изготовлявшихся из уже упомянутых нами растений, в качестве душистых веществ здесь могли употребляться лишь такие растительные продукты, как смолы и гумми-смолы, о применении которых для придания аромата жирам и маслам имеются некоторые конкретные данные, к рассмотрению которых мы и перейдем.

Мы уже приводили слова Феофраста о том, что в состав одного из египетских умащений входила мирра, а также упоминание Диоскурида о мирре, гальбане и смоле как составных частях какого-то притирания и его же утверждение о том, что притирание из Мендеса содержало мирру и смолу. Отмечалось также сообщение Плиния о том, что в состав мендесского притирания входили смола, скипидарная смола, мирра и гальбан. К этому можно прибавить некоторые данные, полученные из египетских хроник и гробниц. В хрониках, как правило, не имеется указаний на то, что так часто упоминаемые в них масла, жиры и умащения были благовонными (обычно мы не находим в них описания примененного материала, а лишь сообщение о назначении того или иного препарата). Однако известно несколько исключений. Например, в одном месте говорится о «запахе

73 74

Притираний» , в двух [160] других местах — о «душистом масле из камедей» и еще в двух

— об «умащений из камедей»[3082]. Камеди не имеют запаха, но, как известно, даже в наши дни смолы и гумми-смолы неправильно обобщаются под названием камедей; поэтому приведенные цитаты наводят на мысль, что масла и притирания, о которых идет речь, могли содержать ароматические смолы или гумми-смолы.

Данные из гробниц оставляют желать много лучшего, но все же конкретные факты постепенно накапливаются. В могилах часто находят жировые вещества, нередко обладающие сильным запахом[3083], но, вероятно, во всех случаях этот запах является благоприобретенным и его никак нельзя назвать благовонием. Во всех известных мне случаях запах был следствием химических превращений в жире и напоминал запах прогорклого кокосового масла, а иногда валериановой кислоты[3084]. Лишь несколько образцов этого жирового вещества было подвергнуто анализу, и мы не имеем очевидных доказательств, что они являлись косметическими препаратами, хотя в одном случае это весьма вероятно. Иногда жировое вещество состоит в значительной части из пальмитиновой и стеариновой кислот[3085]; они, вероятно, первоначально представляли собой животный жир. В четырех исследованных мною образцах жиры оказались смешанными с каким-то твердым

Веществом, природу которого установить не удалось; однако возможно, что в одном случае это был [161] бальзам[3086]. Согласно Плинию[3087], римские парфюмеры его времени (а поэтому, возможно, и египетские парфюмеры) считали, что смола и камедь, добавленные к косметическому препарату, способствуют стойкости аромата. Таким образом, упомянутое твердое вещество могло быть не душистой смолой или гумми-смолой, прибавленной к жиру для аромата, а смолой или камедью, не обладающей запахом и добавленной лишь для придания большей стойкости аромату, полученному из другого источника. Гоуленд подверг анализу пять весьма похожих друг на друга образчиков вещества, взятых из разных отделений туалетного ларца неизвестной даты, и пришел к заключению, что вещество

Состояло из пчелиного воска, смешанного с ароматической смолой и небольшим

82

Количеством растительного масла.

Диоскурид писал, что египтяне употребляли в качестве ароматического вещества корень ириса[3088]. Он говорит также, что в одной из долин Иудеи (долина Иордана) и в Египте произрастал Balsamon (Balsamodendron opobalsarrium)[3089]. Речь идет, по-видимому, о современном мекка-бальзаме, получаемом из Balsamodendron gileadense Kth., но маловероятно, что это растение когда-либо произрастало в Египте. Однако, по словам Швейнфурта, оно произрастало в южной Нубии[3090]. Употреблявшееся в Древнем Египте благовонное курение Kyphi, о котором так много писали, было весьма сложного состава: Плутарх говорит[3091], что оно состояло из шестнадцати ингредиентов, Диоскурид же[3092] насчитывает только десять. Некоторые ингредиенты до сих пор не установлены.

Ретте исследовал пять образчиков предполагаемых ароматических веществ неизвестной даты и нашел, что они представляют собою смесь всех или большинства следующих веществ: стиракса, ладана, мирры, скипидарной [162] смолы, смешанного с душистым веществом лавзонии битума из Иудеи, ароматического растительного вещества, смешанного с пальмовым вином или экстрактом некоторых плодов (таких, как кассия или тамаринд), и виноградного вина[3093]. Эти анализы были сделаны на очень маленьких количествах вещества (от 0,498 до 2,695 г), и, как нам кажется, полученные результаты химических анализов не дают оснований для таких решительных выводов. Конечно, нельзя отрицать, что каждый образец дал крошечный остаток черного материала, похожего на битум и содержащего серу. Но этого недостаточно, чтобы утверждать, что это — битум из Иудеи[3094]. Такие остатки нередки в подобных органических веществах, особенно если этим веществам по нескольку тысяч лет. Полученные результаты не только не могут служить свидетельством добавления к ароматическим веществам битума, тем более в таком ничтожном количестве, на которое указывает черный остаток, но даже делают это предположение совершенно невероятным. Правильность определения такого большого числа разнородных веществ в одной смеси, особенно при таких незначительных пробах,

90

Нуждается в дополнительном подтверждении .

Поскольку слово incense — благовонные курения (от латинского incendere — жечь, зажигать) — имеет тот же смысл, что и слово perfume — ароматическое вещество, обозначающее буквально аромат, поднимающийся с дымом (per fumum), образующимся при сжигании какого-нибудь благовонного вещества, — нельзя не включить в описание древнеегипетских ароматических веществ благовонные курения.

Нет никакого сомнения, что благовонные курения были в употреблении в Древнем Египте. Как курения[3095], так и кадильницы[3096] упоминаются в древних текстах. [163] Воскурение изображено в иллюстрациях к Книге Мертвых, и это одна из самых распространенных тем в стенной росписи храмов и гробниц. Благовонные курения[3097] и кадильницы[3098] встречаются в гробницах.

Когда благовонные курения впервые появились в Египте — не известно, но древнейшие письменные свидетельства по этому поводу относятся к V[3099] и VI[3100] династиям, и

97

Найденная недавно кадильница также датируется V династией. Древнейший известный мне образец курительного вещества, не вызывающий сомнений, относится к эпохе XVIII династии. Это вещество имело вид маленьких шариков, очень похожих на те, которые мы так часто видим в росписи монументальных памятников[3101]. Курительные вещества птолемеевского периода, найденные Рейснером в гробницах жрецов в Филэ, имели форму шариков и кружочков[3102]. Имеется сообщение, что среди предметов, заложенных в основании гробницы Яхмоса I, находились курительные вещества[3103], но были ли они найдены в сыром виде или в виде готового препарата, [164] как в вышеупомянутом случае, — не известно. По описанию, эти благовонные курения имели вид «кусков», и гораздо вероятнее, что это была темно-коричневая смола, куски которой так часто встречаются в могилах, особенно раннего периода, вполне возможно, что она употреблялась в качестве благовонного курения, но все же мы не можем быть твердо уверены в этом. В одном из музеев в Королевском ботаническом саду в Кью[3104] хранятся два маленьких шарика благовонных веществ из могильника греко-римского периода в Хавара.

Наиболее известными и важнейшими благовонными курениями являются аравийский ладан и мирра, к описанию которых мы и переходим.

Комментарии закрыты.