Аэрография

Аэрографией называется имитирование древесины нанесе­нием красок способом распыления при помощи особого распыли­теля— аэрографа. Имитация способом аэрографии наиболее хорошо воспроизводит текстуру древесины, состоящую из ярко выраженных полос, линий и штрихов-, например палисандра, ореха. (

Аппараты и материалы. Аэрограф имеет в основном такое же устройство, как пистолет-распылитель, показанный на рис. 317. Он лишь несколько меньше его по размерам и при этом стаканчик для краски прикреплен так, что его можно устанав­ливать относительно корпуса аэрографа в. любом положении. Благодаря этому облегчается отделка неудобно расположенных поверхностей. Регулированием силы нажима на ку'рок увеличи­вают или уменьшают количество поступающих в аэрограф сжа­того воздуха и краски. При большом объеме работ можно заме­нить стаканчик подвесным бачком.

Потребное давление сжатого воздуха при работе аэрогра­фом— до 2 ат. Питание аэрографа воздухом может происхо­дить от общезаводского воздуховода, от компрессора или от спе­циальной воздуходувки несложного устройства (рис. 326).

Аэрограф, как и любой пистолет-распылитель, требует забот­ливого ухода, прежде всего тщательной и своевременной про­мывки.

Материалы. Имитация способом аэрографии выполняет­ся преимущественно кроющими красками — тонкотертыми мас­ляными, казеиново-масляными, темперой, нитроэмалями. Гото­вые масляные краски разбавляют на месте работ олифой, скипи­даром или уайт-спиритом; темперу — водой в соотношении от 1 : 1 до 1 : 2 с фильтрованием через марлю; нитроэмали — разба­вителем РДВ или растворителями № 646, 648,

Аэрография

Рис. 326. Аэрограф с переносной воздуходувкой:

1—аэрограф со стаканчиком; 2 — шланг для подачи сжатого воздуха; 3 — воздухосборник; 4 — лопасти воздуходувки, укрепленные на валу электродвигателя (закрыты ребристым металлическим кожухом); 5 — электродвигатель 0,3 кет

Краску подбирают под цвет породы, под которую древесину имитируют, Например, для имитации под палисандр берут жже­ную умбру. Довольно часто применяют коричневый марс разных тонов, жженую кость, краплак. Лучшими для имитации аэрогра­фией считаются нитроэмали. Они быстро сохнут и образуют прочные водо - и светостойкие покрытия. Применение нитроэма­лей допускается только при наличии на рабочих местах вытяж­ной вентиляции.

Масляные краски дают хорошую имитацию, ио они долго сохнут.

Темпера сохнет быстрее масляных красок. Кроме того, она не требует устройства вытяжной вентиляции, но дает менее проч­ное покрытие. Второй недостаток темперы состоит в том, что нерастворенными частичками входящего в нее казеина часто засоряется аэрограф»

Перед имитацией на поверхности заполняют поры. В слу­чаях необходимости вместо порозаполнения поверхность можно шпаклевать с предварительным грунтованием. Грунтование и Шпаклевание с подкраской под цвет древесины, под которую делают имитацию, могут заменить первую фоновую окраску, ко­торую обычно выполняют имитирующей краской. Поверхность, подлежащую после имитации полированию, шпаклевать нельзя.

Для порозаполнения и грунтования рекомендуется эмульсия, в которую входят 13% канифоли, 27% скипидара, 9% казеино­вого клея, от 1 до 3'%- красителя, остальное — вода. Применяется также иорозаиолнитель менее сложного состава. Его приготов­ляют из отмученного мела (З6'%«), натуральной олифы (4%), казеинового клея (10%) и воды (остальное).

Шпаклевки употребляют быстросохнущие — МБШ и АШ-30. На месте можно приготовлять лаковую шпаклевку из молотого мела (51%), тяжелого шпата (6%'), пигмента (17,5%), подма - зочиого масляного лака (23'%<) и воды (2,5%), а также масляно - клеевую шпаклевку, в которую входит 60% мела, 8% олифы, 2% клея, 30% воды.

Техника выполнения аэрографии. Аэрография производится по тщательно подготовленной, полностью просушенной и хорошо отшлифованной поверхности. Обязательно удаление ворса, так как после аэрографии, особенно в тех случаях, когда она вы­полняется водными составами (темперой), неудаленный ворс поднимается и поверхность становится шероховатой.

Процесс аэрографии состоит из операций: нанесения фона, нанесения текстуры, создания оттенков.

Фон наносят краской под цвет самого светлого тона нату­ральной древесины, под которую производят .имитацию. Покры­тие делают сплошное. Аэрограф держат на расстоянии 150— 200 мм от отделываемой поверхности. Скорость движения аэро­графа при нажиме на курок до отказа можно доводить до 20 м/мин; при меньшем нажиме движение аэрографа замедляют. Краску наносят вдоль волокон.

Текстуру наносят полосами и линиями, похожими по цвету, ширине и расположению на полосы и линии натуральной тексту­ры. Расстояние, на котором держат аэрограф от имитируемой поверхности, зависит от ширины наносимых полос. Например, при имитации под палисандр полосы должны быть шириной 23 мм и отстоять одна от другой на расстоянии 2—5 мм; в этом случае аэрограф держат на расстоянии 10—15 мм от по­верхности и перемещают его со скоростью 1—2 м! мин с неболь­шим нажимом на курок. С увеличением*ширины полос аэрограф от поверхности отдаляют, одновременно усиливают нажим на курок и увеличивают скорость движения распылителя. Усилить или смягчить тон полос можно путем регулирования подачи краски.

Для обработки текстуры, т. е. для придания оттенков, приме­няют ту же краску, которой наносили полосы, но более разбав­ленную, или краску, специально подобранную по цвету. Тониро­вание производится широким распылением с удалением аэро­графа от отделываемой поверхности на 150—200 мм. Скорость движения аэрографа при этом зависит от наносимого оттенка и составляет в среднем около 10 м/мин. Степень оттенения того или иного места определяется характером натуральной тексту­ры. Более темные оттенки, как правило, придают тем местам, где неудачно выполнен основной рисунок,

Аэрографией отделывают изделие в деталях, т. е. до сборки. Шипы у деталей прикрывают полосами картона или жести, так как попадающая на них из аэрографа краска уменьшает проч­ность вязки. Одинаковые детали укладывают в ряд так, чтобы они образовали одну общую поверхность, и отделывают одно­временно.

При имитации хвойной древесины нужно следить, чтобы по­лосы наносимой текстуры совпадали с полосами более темной поздней древесины годичных слоев.

Аэрография

Рис. 327. Крышка стола с имитацией способом аэрографии

При работе аэрографом его плотно охватывают кистью пра­вой руки, на курок кладут указательный и средний пальцы. По­ложение кисти не следует изменять, так как от этого будет изме­няться расстояние между соплом аэрографа и отделываемой поверхностью и в результате нарушатся требуемые ширина и яркость (интенсивность) наносимых полос текстуры. Движение руки с аэрографом должно быть свободным, плавным. Напряже­ние в руке вызывает искажения в направлении полос.

Рисунок имитированной текстуры может быть расположен «в елку», «в конверт», «в шашку» и т. п.

При имитации «в елку» делят поверхность по средней линии на две части. Когда имитируют одну часть, закрывают вторую листом плотной бумаги. Для того чтобы лист бумаги не подни­мало струей сжатого воздуха, на него накладывают небольшой груз, например выстроганный брусок, линейку. Полосы текстуры наносят под углом 45° к средней линии.

При имитации «в конверт» поверхность по диагоналям делят на четыре треугольника и каждый треугольник обрабатывают отдельно. Остальные три части закрывают бумагой.

При отделке «в шашку» или по другой более сложной фигуре обычно применяют вырезанные из бумаги трафареты. На рис. 327 показана крышка стола, отделанная способом аэрографии.

Окончательная отделка имитации аэрографией производится нитролаком способом распыления. Имитацию, выполненную вод­ными составами красителей или пигментов (темперой), покры­вают нитролаком два-три раза". Для имитации, сделанной мас­ляными красками и нитроэмалями, нитролаковое покрытие не обязательно. При отделке высшего качества имитированная аэрографией поверхность независимо от вида краски, которая применялась для имитации, покрывается нитролаком пять-шесть раз. После этого поверхность полируют пастой № 290, промыва­ют полировочной водой и глянцуют плюшем или мехом.

Окончательную отделку выполняют после сборки изделия.

Скачать оригинал книги Столярное дело, формат джвю

Комментарии закрыты.