Обработка дерева
Искусство резьбы по дереву и плотничное и столярное ремесла не могли быть известны в Египте до конца додинастического периода, ибо только в это время появляются первые металлические (медные) инструменты. Те немногие образцы обработанного дерева более раннего времени, которые удалось найти, сделаны так грубо, как можно было сделать только в эпоху, не располагавшую металлическими орудиями.
Ввиду того что ввоз леса в Египет практиковался непрерывно с очень раннего времени, некоторые считают, что обработка дерева не могла возникнуть в самом Египте, а должна была быть заимствована со стороны. Это не совсем оправданное заключение, так как в Египте всегда было и есть в наши дни очень много пород сравнительно небольших деревьев местного происхождения, как, например, акация, сиддер (набк), тутовая смоковница, тамариск и ива, которые могли быть использованы для [670] изготовления лодок, ящиков, гробов, мебели и других предметов. И далее, трудно представить, как мог бы существовать спрос на привозную древесину, если бы египтяне еще до этого не умели обрабатывать дерево. Существовала потребность не просто в любом лесе, а в более крупном и ценном лесе, которого не было в Египте.
Орудия, которыми пользовались древнеегипетские плотники и столяры, хорошо известны по их изображениям на стенах гробниц, а также по найденным в гробницах образцам либо самих орудий, либо их миниатюрных моделей. В число орудий входили топоры, тесла, долота и пилы. Все эти орудия, за исключением долот, имели деревянные рукоятки. Деревянные рукоятки имели также сверла с лучной передачей и деревянные молотки. Первоначально и в течение очень долгого времени лезвия были медными; позднее они уступили место бронзовым, а в очень позднюю эпоху — железным.
Следует отдельно остановиться на пиле, так как она представляет особый интерес. Имеется два вида пил: толкательная и тяговая. Первая пила — западного типа — отличается тем, что режущий край зубьев направлен в сторону от рукоятки; при пользовании ее надо толкать от себя. У второй режущий край зубьев обращен в сторону рукоятки, и при работе такую пилу надо тянуть на себя. Как доказывает М. Лейн[2459], в Древнем Египте пользовались пилой второго типа. По многочисленным изображениям на стенах гробниц и по трем погребальным моделям плотничных мастерских, хранящимся в Каирском музее, из которых одна относится к XI династии, а две, вероятно, к эпохе Древнего царства[2460], видно, что подлежащее распиливанию дерево привязывалось в вертикальном положении и распиливалось по направлению сверху вниз; такое положение является наиболее удобным при пользовании тяговой пилой в противоположность горизонтальному положению распиливаемого дерева при пользовании толкательной пилой. Далее, кончик пилы изображен поднятым кверху, что характерно для тяговой пилы, и в работе заняты обе руки, что опять же неизбежно при пользовании пилой этого типа. Несколько лет тому назад [671] Петри писал[2461], что пила была уже известна в эпоху I династии, так как от этого времени сохранился деревянный гроб, на котором видны грубые следы распила[2462]. Незадолго до начала второй мировой войны Эмери нашел в одной гробнице I династии в Саккара семь медных пил, являющихся самыми древними и самыми большими из всех известных
148
В настоящее время пил. Полотна этих пил имеют от 25,1 до 40 см в длину. В Каирском музее имеется сохранившийся с конца III династии отрезок ствола небольшого дерева, найденный Аланом Роу, на котором видны следы древнего распила. В приложенной к нему этикетке сказано, что это «конец бревна, торчавший из стены шахты, которая вела к погребальной камере пирамиды Хафры в Медуме»[2463]. Ферт нашел маленькую медную пилу в гробнице II династии в Саккара[2464], а Рейснер — эпохи Древнего царства в Гизэ[2465].
Рубанок не был известен в Древнем Египте, и поверхность дерева сглаживали путем шлифовки кусками мелкозернистого песчаника, что изображено в вышеупомянутой модели плотничной мастерской XI династии,
Что касается токарного станка, то, по словам Петри[2466], «он был неизвестен даже в римское время; и любопытно, что кольца на деревянных ножках табуретов — все ручной работы в подражание выточенным на станке», а в неподписанной рецензии, почти наверное написанной тем же Петри[2467], говорится, что «ножки табуретов ранней эпохи сделаны не на станке, а вручную, хотя рисунок совершенно явно скопирован с точеных образцов XIX династии — маленький ящичек (Университетский колледж), несомненно, выточен на станке XVIII или XIX династии...» Уэйнрайт утверждает[2468], что «на всей территории Египта [672] греко-римской эпохи встречается много точеных деревянных изделий, представляющих резкий контраст египетским эпохи фараонов...» И далее: «Это,
По-видимому, обозначает, что греки и римляне принесли с собой в Египет токарный станок». Он упоминает также ножку стула XVIII династии, относительно которой Дэвис утверждает[2469], что, судя по имеющемуся в ней стержневому углублению, «она была выточена на токарном станке», и говорит[2470]: «Возможно, что это и не была настоящая токарная работа в нашем смысле этого слова, а ножке была лишь приблизительно придана будущая форма». Дэвис упоминает также набалдашник трости XVIII династии, который он называет «точеным»[2471]. Кольцеобразными валиками, напоминающими современную токарную работу, украшены ножки одного табурета из гробницы Тутанхамона, но были ли эти кольца выточены или вырезаны и отшлифованы — до сих пор не установлено, хотя можно предполагать, что токарный станок в Египте появился раньше, чем принято считать.
Можно также упомянуть изображения процессов обработки дерева в одной гробнице
V династии в Саккара[2472], в гробнице VI династии в Дейр-эль-Гебрави[2473], в двух гробницах
XII династии в Бени-Хасане[2474], в четырех гробницах XVIII династии[2475] и в двух — XIX династии в фиванском некрополе[2476], а также в четырех уже упомянутых нами погребальных моделях плотничных мастерских, где изображены мастера, работающие миниатюрными инструментами.
Обработка дерева достигла высокой степени мастерства в эпоху Древнего царства, о чем свидетельствуют, [673] например, резные деревянные панели[2477] и шестислойный деревянный гроб[2478] (и то и другое эпохи III династии из Саккара); мебель IV династии из гробницы царицы Хетепхерес в Гизэ[2479]; резные деревянные двери V династии из Саккара[2480] и знаменитая деревянная статуя, известная под именем Шейх-эль-Беледа[2481]
В качестве примеров работы по дереву эпохи Среднего царства можно упомянуть огромные кедровые гробы и кедровый канопический ящик Аменемхета167;
ТТ 168
Инкрустированные черным деревом и слоновой костью шкатулки из Лахуна и деревянную
167
Статую царя 1ора.
Со времени XVIII династии до нас сохранились мебель (стулья, табуреты и ложа), гробы, ящики и другие предметы из гробниц Юи и Туи[2482] и Тутанхамона[2483].
Часто говорят, что стулья весьма напоминают западные образцы, но это не так. Эти стулья, несомненно, восточного, и, возможно, именно египетского происхождения. До нас сохранился один стул (реставрированный) из гробницы царицы Хетепхерес (IV династия) и несколько стульев великолепного рисунка и прекрасной работы из гробницы Тутанхамона (XVIII династия).
Мы уже упоминали многослойный деревянный гроб III династии (вернее, то, что от него осталось), найденный в алебастровом саркофаге в одном из проходов ступенчатой пирамиды в Саккара. Боковые и торцовые стенки и дно гроба (крышка отсутствовала) состояли из шести слоев дерева. Каждый слой имел около 4 мм в [674] толщину и от 4 до 30 см в ширину; длина слоев была различна. Ни один кусок не был достаточно широк для боковых стенок, и все они были слишком коротки для гроба; поэтому для получения необходимой высоты, ширины и длины отдельные куски дерева были соединены между собой плоскими деревянными болтами, укрепленными маленькими штифтами. Отдельные слои, образовывавшие необходимую толщину, были также скреплены штифтами, причем слои располагались с чередованием направления волокон древесины точно так, как это делается при изготовлении современной фанеры для придания ей большей прочности и для предохранения от коробления. У нижних углов гроба кромки пяти внешних слоев были скошены, иными словами они были соединены «в ус», то есть под углом 45°, но самый внутренний слой был соединен в стык без скоса кромок. Нижние углы были укреплены изнутри отдельными кусочками дерева. Наружный слой был украшен резным ребристым узором, который первоначально был покрыт листовым золотом, прикрепленным маленькими золотыми заклепками.
Рассмотрим теперь вкратце несколько характерных особенностей древнеегипетского деревообделочного мастерства, а именно отдельные способы соединения деревянных деталей, облицовочную фанеру и инкрустацию.