Основа для нанесения краски

Главными материалами, использовавшимися в Древнем Египте для нанесения на них краски, были холст, папирус, штукатурка, керамика, камень и дерево. Древнейшим материалом для росписи была керамика, однако о расписной керамике мы будем говорить особо в соответствующем разделе[1930]. [532]

Следующим в хронологическом порядке материалом была штукатурка (левкас), которая имела несколько разновидностей (глиняная, гипсовая и меловая). Древнейшая известная нам стенная роспись в Египте, относящаяся к додинастическому периоду, нанесена прямо на глиняную штукатурку[1931], которая служила основой для живописи и в более поздние периоды, особенно в эпоху XVIII династии в Эль-Амарне, где как в частных домах, так и во дворцах царей мы находим превосходнейшие образцы живописи, нанесенной непосредственно на глиняную штукатурку, покрывавшую стены из сырцового кирпича. Однако чаще основой для росписи служила гипсовая или меловая штукатурка, причем первой из них пользовались главным образом при росписи стен построек, а вторая служила для грунтовки различных деревянных предметов, например гробов, ящиков и стэл, которые лишь после обработки подвергались росписи.

О гипсовой штукатурке мы уже говорили[1932]; штукатурка более низкого качества применялась для замазывания изъянов и неровностей каменных стен, на которых должны были производиться скульптурные или живописные работы или те и другие одновременно; поверх нее наносилась такая же штукатурка, но более высокого качества, дававшая совершенно гладкую поверхность; однако после этого, прежде чем приступить к росписи, стену еще белили, чтобы закрыть поры в штукатурке.

Мы упоминали также вскользь о меловой штукатурке[1933]. Можно добавить к этому еще несколько слов. Египтологи обычно называют эту штукатурку, представляющую собою смесь мела с клеем, итальянским термином «джессо», но этот термин имеет двоякое значение и употребляется иногда для обозначения гипсовой штукатурки или штукатурки, представляющей собою смесь гипса и клея. В средневековой Италии и Испании гипс, смешанный с клеевой водой, применялся художниками в качестве грунтовки для картин и тоже назывался gesso — итальянизированная форма латинского слова gypsum, происходящего от греческого gypsos. Однако же термин «джессо» на итальянском языке может обозначать любой вид гипса [533] или гипсовой штукатурки. Согласно

Ченнино Ченнини[1934] (XV век), джессо был двух видов: gesso grosso — негашеный гипс и gesso sottile — гашеный гипс, причем оба применялись в смеси с клеем. Теофил, сочинения которого относятся приблизительно к XT-XTT векам[1935] н. э., говорит, что кожу, перед тем как расписывать ее краской, покрывали гашеной известью или мелом, смешанными с клеем. Черч пишет[1936]: «Грунтовка в итальянской и испанской живописи клеевыми красками состояла из мела или обожженного гипса ...смешанных с клеевой водой». Такое применение двух различных материалов для одной и той же цели и одинаковое наименование их ведет к большой путанице. Даже Большой оксфордский словарь переводит греческое слово gypsos как «мел, гипс», как будто эти слова являются синонимами, между тем как «мел» и «гипс» представляют собою два совершенно различных вещества. Черч[1937] также пишет о «джессо, сделанном из обожженного гипса и клеевой воды или из мела и клеевой воды...» Выдающимся образцом росписи по меловой штукатурке является шкатулка из гробницы Тутанхамона, представляющая собой обыкновенный деревянный ящик, покрытый с внешней стороны такой штукатуркой, на поверхности которой с изысканным вкусом изображены

98

В красках миниатюрные сцены сражения и охоты.

Камень часто расписывали или подцвечивали, причем не только каменные стены гробниц и храмов, но также каменные статуи, статуэтки, саркофаги и другие предметы, особенно из известняка и песчаника, но иногда расписывали и другие породы камня, включая гранит, алебастр, кварцит и сланец[1938]. Прежде чем приступить к росписи стен храмов и гробниц, мастера часто, хотя и не всегда, покрывали камень тонким слоем побелки[1939]. Вот что, например, пишет Нельсон относительно росписи на стенах [534] храма в Мединет Абу: «Так как поверхность песчаника была слишком грубой, чтобы как следует принять краску, камень до нанесения росписи был покрыт тонким слоем побелки»[1940].

Применение папируса как материала для живописи настолько хорошо известно, что не нуждается в описании.

Мы уже упоминали о применении в качестве основы для живописи холста в связи с портретами римской эпохи[1941], из которых несколько было выполнено на холсте. Другими примерами живописи на холсте могут служить так называемый «расписной платок» из Дейр-эль-Медине[1942], несколько небольших полотен эпохи XVTTT династии, найденных в Дейр-эль-Бахри[1943], и хорошо известные расписные полотняные саваны греческого и римского периодов.

Дерево обычно, прежде чем расписывать, покрывали штукатуркой, но это делалось не всегда, и краску нередко наносили прямо на дерево, особенно в случаях окраски мебели и ящиков, которые часто покрывали однотонной краской, обычно красной, белой или коричневато-желтой.

Поскольку большая часть произведений древнеегипетской живописи выполнена на стенах гробниц и храмов и поскольку обычным видом украшения стен является фреска (как, например, дворцовая роспись в Кноссе на Крите или в Тиринфе, на материке против Крита, стенная роспись в Геркулануме и Помпее и множество средневековых стенных фресок в Италии), египетскую стенную роспись часто называют фресковой. Однако под фреской подразумевается роспись, нанесенная на сырую поверхность стены, покрытой едкой известью, растворенной простой водою, между тем как египетская стенная роспись выполнена совершенно иной техникой. Петри, говоря об открытых им в Эль-Амарне расписных полах, утверждает[1944], что «краски были нанесены на мокрую штукатурку, когда она еще сдвигалась под кистью». Это описание может навести на мысль, что мы имеем здесь дело с подлинной фресковой росписью, и оно было уже однажды истолковано [535] в таком смысле[1945]. К счастью, мне удалось подвергнуть анализу образец этой штукатурки, присланный мне профессором С. Р. К. Глэнвиллем, которая оказалась гипсом, содержащим большой процент карбоната кальция (весьма обычная естественная примесь в египетском гипсе) и частиц несгоревшего топлива. Профессор Лори сообщил мне, что на основании практического опыта он выяснил, что при работе красками по не совсем высохшей гипсовой штукатурке кисть оставляет на ней следы.

Можно упомянуть еще один интересный факт, имеющий отношение к живописи, а именно что в некоторых случаях краски разъели грунт, на который они были нанесены. Так, например, супруги Дэвис утверждают, что некоторые краски полностью «выедают» штукатурку, оставляя в ней углубления[1946], а Мейс и Уинлок упоминают расписной канопический ящик, на котором краска, по всей вероятности синяя, так разъела дерево, что в тех местах, где первоначально были цветные надписи, остался лишь ряд как бы углублений[1947]. Это явление приписывается химическому действию красителя, но мне кажется гораздо более вероятным, что во всех этих случаях виноват не столько краситель, сколько растворитель, который либо уже обладал свойствами кислоты в момент его применения, либо превратился впоследствии в кислоту в результате химического разложения.

Комментарии закрыты.