Окраска золота
Одной из особенно заметных черт древнего золота является разнообразие его окраски, охватывающее целую гамму цветов от ярко-желтого, тускло-желтого и серого до различных оттенков красного, включая красновато-коричневый, светло-кирпичный, алый, темнопурпурный (пурпурно-сливовый) и замечательный розовый оттенок. Все эти эффекты, за исключением последнего, являются случайными. Ярко-желтое золото довольно чистое; тускло-желтое — содержит в небольших количествах другие металлы, как, например, серебро и медь, которые в местах обнажения подверглись химическим изменениям. Серое золото содержит большой процент серебра, превратившегося на поверхности в хлористое серебро, которое и потемнело, как это обычно бывает с этим веществом. Золото красноватокоричневого оттенка содержит железо и медь, и, по-видимому, присутствие этих металлов и является причиной его окисления. В некоторых случаях красный или пурпурный цвет оказался результатом окрашивания золота каким-то органическим веществом. Розовым цветом обладают некоторые предметы, хранящиеся в Каирском музее, например золотая «ромашка» из так называемой «гробницы царицы Тии» (XVIII династия), диадема из гробницы царицы Таусрет[1268] (XIX династия) и серьги Рамзеса XI (XX династия), но особенно часто розовый оттенок встречается среди золотых предметов из гробницы Тутанхамона, о которых я несколько лет тому назад писал следующее[1269]: «Химический анализ показывает, что розовый цвет не является следствием какого-нибудь коллоидного изменения золота или воздействия органическим лаком. Нагретое докрасна золото не теряет своего цвета. Цвет не только не бледнеет, но в некоторых случаях становится скоре более интенсивным. Однако цветная пленка на столько тонка (по-видимому, меньше 0,000025 см), что [362] очень трудно произвести анализ, не повредив самого предмета. Единственной металлической примесью, которую удалось обнаружить в розовом золоте, являются следы железа. Поскольку известно, что самородное золото иногда краснеет при покрытии его тонким просвечивающим слоем окиси железа, предполагается, что и окраска древнеегипетского розового золота объясняется присутствием окиси железа; но как получилась эта окраска, не известно. Обычно золотые предметы такого цвета бывают равномерно окрашены со всех сторон. Этот факт наводит на мысль, что их окунали в раствор соли железа, после чего нагревали. О том, что эта розовая окраска была намеренной, свидетельствует правильное и систематическое распределение ее по всей или части поверхности предметов». Предположение, что розовый цвет некоторых золотых древнеегипетских предметов является результатом воздействия железа при последующем нагревании, получило недавно полное подтверждение. Профессору Буду из университета им. К Джона Гопкинса в Балтиморе удалось воспроизвести его с такой точностью, что копии нельзя отличить от оригиналов. Розовая окраска была получена путем сплавления чистого золота с очень небольшим количеством железа[1270].