Класс IV

Д-р Г. А. Рейснер нашел в храме при пирамиде Менкаура в Гизэ четыре отдельных глаза и фрагменты оправы пятого, «по-видимому, от одной деревянной статуи и трех статуэток»; он описывает эти находки как «пять хрустальных глаз, оправленных в медь». Все они относятся к IV династии.

Так как они в настоящее время находятся в Музее изящных искусств в Бостоне, я не имел возможности исследовать их лично, но привожу описание Рейснера:

Веки: медь. В одном случае вещество названо бронзой, но это маловероятно в такой ранний период.

Белок: глазного яблока нет; вся передняя часть глаза состоит из целого куска прозрачного горного хрусталя, внешняя поверхность которого отполирована. В одном случае задняя поверхность матовая и выпуклая, тогда как в других — плоская. С задней стороны куска горного хрусталя белой краской нарисован глаз.

Роговица: отдельной роговицы нет, хотя та часть куска горного хрусталя, которая покрывает радужную оболочку и зрачок, изображает роговицу.

Радужная оболочка: нарисована темно-красной краской на задней стороне горного хрусталя.

Зрачок: неглубокое, круглое углубление в горном хрустале (вероятно, с задней стороны, хотя в описании это не указано), заполненное черным веществом. [213]

Слезный бугорок нанесен краской с задней стороны горного хрусталя.

Хранящийся в Каирском музее фрагмент какого-то предмета эпохи Среднего царства, который, вероятно, был когда-то таким же глазом[752], представляет собою выпуклый кусок прозрачного горного хрусталя «миндалевидной формы условного глаза, отполированного с обеих сторон и с закругленными краями. Кусок этот имеет маленькое круглое углубление с задней стороны для укрепления зрачка, который отсутствует.

Вероятно, нечто подобное представляет собою глаз знаменитого бюста Нефертити, находящегося в настоящее время в Берлинском музее. По описанию профессора Ратгена (я ознакомился с этим описанием благодаря любезности профессора Александра Шарфа), этот глаз (второй глаз отсутствует) имеет фон (белок) из того же материала, что и сам бюст, то есть из известняка; зрачок представляет собою кружочек из воска, а внешняя поверхность сохранившегося глаза сделана из горного хрусталя».

Некоторые глаза от масок мумий греко-римского периода сделаны почти так же, как и вышеописанный глаз, но значительно уступают ему по качеству материала и отделки.

129

Я исследовал глаза двадцати трех масок в Каирском музее и пришел к следующим выводам:

Веки: нарисованы краской.

Белок: белая штукатурка маски, подкрашенная иногда для большей белизны белой краской.

Роговицы нет.

Радужной оболочки нет.

Зрачок: черная краска.

Слезного бугорка нет.

Вся передняя часть глаза покрыта тонким изогнутым куском прозрачного стекла, которое иногда местами отливает цветами радуги вследствие поверхностного распада стёкла. Эта стеклянная крышка часто бывает очень неправильной формы и плохо подходит к орбите глаза, но поскольку края ее скрыты в штукатурке, то, пока глаз цел, их не видно. [214]

Вот что пишет об этих глазах Эдгар[753]: «Глаза у этой группы голов обычно инкрустируются другим способом: маленький выпуклый листок прозрачного стекла или

Слюды кладется поверх слоя штукатурки, на которой черной краской нарисована радужная оболочка». Возвращаясь к слюде, Эдгар замечает[754]: «На некоторых виденных мною образцах вещество выглядело, как слюда, но в большинстве случаев оно было, очевидно, искусственным стеклом, иногда радужным, иногда с большим количеством мелких пузырьков воздуха». Я тщательно осмотрел глаза всех этих масок и не нашел ни одной со следами слюды.

У одной статуэтки из гробницы Тутанхамона[755] глаза этого типа имеют золотые веки; из чего сделан белок — не установлено; зрачок нарисован черной краской; в обоих углах обоих глаз имеется по слезному бугорку, и вся передняя часть глаз покрыта бесцветным прозрачным стеклом.

Комментарии закрыты.