АНАЛИЗ СТЕПЕНИ РИСКА

Важным элементом в развитии использования возобновляемых ви­дов энергии является риск, связанный с основной альтернативой источ­никам энергии на земном шаре в будущем — ядерной энергией. Риск, или возможные отрицательные последствия для человечества, связанные с использованием биомассы, а также изготовленных из нее видов топли­ва, часто считаются незначительными, но многие знают разрушительные возможности бесконтрольного процесса ядерного распада. Возможности риска, связанные с использованием возобновляемых видов топлива при производстве и использовании их в масштабах, аналогичных масштабам использования ископаемых видов топлива, исследовались сравнительно мало, но этот фактор следует принимать во внимание.

Степень риска может быть оценена таким же путем, как это делается при анализе энергетических и денежных затрат. Общая деятельность в этой области раскладывается на ряд составляющих, причем по каждой составляющей известна степень риска. Такой анализ проводился в тече­ние ряда лет [1] применительно к производству и использованию тради­ционных видов топлива.

Известно, что добыча угля и нефти более опасна как для лиц, участ­вующих в ней, так и для остального населения, чем производство ядер­ной энергии или природного газа. Извлечение больших количеств угля и нефти из неблагоприятной среды вызывает больше отрицательных последствий и смертельных исходов среди работников энергетики (в расчете на единицу производимой энергии), чем производство природ­ного газа или добыча значительно меньших количеств урановой руды. Уголь и нефть также вызывают более сильные отрицательные послед­ствия для населения благодаря высвобождению больших количеств газообразных продуктов горения и твердых частиц. Отрицательный эф­фект, вызываемый продуктами сжигания газа или радиоактивными, из­лучениями ядерных станций, намного ниже. В ^таблице 60 показаны потери в человеко-днях на единицу выработанной энергии (один смер­тельный исход = 6000 чел.-дней) [2].

Таблица 60. Степень риска при производстве и использовании различных видов топлива

Источник энергии

Потери чел.-дней на 100 ГДж произведенной энергии

Производство

Использование

Уголь

232

6381

Нефть

57

6095

Ядерная энергия

28

4,4

Природный газ

19

Метанол из древесины

4032

1,3

Риск, связанный с производством биотоплива. В таблице 60 показана также степень риска, связанная с осуществлением одного процесса — получением метанола из древесины. Метанол считался очень чистым топливом, однако риск, связанный с его производством, довольно большой. В лесном и сельском хозяйстве процент несчастных случаев выше, чем при добыче ископаемых видов тэшпща [3]. Работа с боль­шими партиями древесины также характеризуется высокой степенью риска для рабочих, занятых в этих отраслях. Раскладка степени риска, связанного с производством метанола из древесины, приводится в таб­лице 61 [4]. Сравнимые цифры по ядерной электроэнергетике пред­ставлены в таблице 62 (из того же источника). В отношении получения метанола из древесины наибольшая степень риска связана с приобрете-

Таблица 61. Раскладка степени риска при производстве метанола из древесины

Показатели

Потери чел.-дней на 100 ГДж произведенной энергии

Несчастные случаи на производ­

Стве

Приобретение материалов

1206

Работа и техобслуживание

2762

Транспортировка

51

Профессиональные заболевания

4

Несчастные случаи в быту

0

Заболевания населения, не участ­

Вующего в этом производстве

0,4

Ниєм сырья и с осуществлением процесса. Производство металлов и других материалов, исрользуемых при производстве возобновляемых видов топлива, предполагает использование угля или нефти, которые, в свою очередь, добываются и используются при определенной степени риска. Эти цифры следует рассматривать в перспективе, так как риск, связанный с производством угля и нефти, а также их использованием, обычно рассматривается как приемлемый.

Степень приемлемого риска лежит примерно между показателями естественной смертности (примерно один смертельный исход в год на миллион населения) и смертностью при заболеваниях (примерно тысяча смертельных исходов в год на миллион населения) и зависит также от осознаваемой степени выигрыша [5], Риск, осознаваемый населением, может быть выше или ниже статистического расчетного уровня. Напри­мер, в самолете пассажир может чувствовать, что степень риска является более высокой, чем на самом деле. При обсуждении относительных пре­имуществ видов биотоплива следует оценить степень риска, связанного с введением новых систем, и сравнить его с существующими системами, которые предстоит заменить.

Таблица 62. Раскладка степени риска для отрасли ядерной электроэнергетики

Показатели

Потери чел.-дней на 100 ГДж

Произведенной энергии

Несчастные случаи на производ­

Стве

Приемка материалов и транс­

13

Портировка

Выработка электроэнергии и

Удаление отходов

1

Профессиональные заболевания

Приемка и транспортировка

Материалов

11

Выработка электроэнергии и

Удаление отходов

2

Несчастные случаи в быту

0,3

Заболевания населения, не участ­

Вующего в этом производстве

4

Анархия в использовании биоэнергии. Биоэнергия имеет преиму­щество децентрализованного использования. Каждый может собирать сухие ветки, сбраживать сахар и отходы. Но даже при этом следует знать относительную степень риска как индивидуальную, так и общественную. Частные предприятия гораздо труднее поддаются контролю, чем госу­дарственные. Значительные опасения высказывались в связи со сжига - ниєм древесины [6, 7], особенно в США, где эти процессы в значительной мере усилились и где, в противоположность Великобритании, такое сжи­гание проводится Почти бесконтрольно. Кав; мы увидим позднее, мелко­масштабные процессы сжигания древесины связаны с серьезным загряз­нением окружающей среды и угрозой для здоровья человека.

Баланс диоксида углерода. Глобальный риск, связанный со сжига­нием всех ископаемых видов топлива (это не касается ядерного топли­ва) , является результатом выброса в атмосферу диоксида углерода. Вопрос, насколько это обстоятельство представляет собой риск, — явил­ся предметом широких дискуссий, так как "парниковый" эффект может даже оказаться положительным как для климата земного шара, так и для выхода продукции сельского и лесного хозяйства. Но с другой сто­роны, были также прогнозы таких грозных явлений, как расширение мировых пустынь и катастрофический подъем уровня моря. С точки зрения общепринятого анализа степени риска, число фактов недостаточ­но, и можно только рассуждать по поводу эффектов непрерывного сжи­гания ископаемых видов топлива. Только половина углерода, выбро­шенного в атмосферу в результате сжигания ископаемого топлива в течение этого столетия, может быть фактически обнаружена в атмос­фере [8].

Ежегодное поглощение углерода в процессе фотосинтеза наземной биосферой и океанами составляет около 100 млрд. т., что значительно больше существующего выброса углерода в атмосферу (5 млрд. т в год).

Сведение лесов без возобновления растительного покрова лик­видирует возможность поглощения диоксида углерода, что приведет к обострению проблемы. Однако высокопродуктивное сельское хозяйство имеет потенциальные возможности поглощать, по крайней мере, столько же диоксида углерода, сколько леса (см. главу 2).

В определенных условиях рост растений может быть ограничен недостатком диоксида углерода. Таким образом, в мировом масштабе растительность может увеличить фиксацию углерода в результате по­вышения его концентрации в атмосфере. Однако измерить это неболь­шое увеличение выхода продуктов фотосинтеза будет затруднительным. И наоборот, по простым причинам кинетического характера концентра­ция С02 в окружающем воздухе может увеличиться в результате интен­сификации сельскохозяйственного производства, предполагающего бо­лее быструю смену растительного покрова. Некоторые авторы утвер­ждают, что даже в районах, покрытых растительностью, идет чистое об­разование диоксида углерода [9], однако такого рода утверждения Грудно подтвердить или отвергнуть до тех пор, пока нам не будет из­вестна точная емкость поглощения С02 океанами и наземной расти­тельностью, которая дала бы возможность рассчитать полный углерод­ный баланс.

Комментарии закрыты.