ОБРАБОТКА ЦЕМЕНТНОГО ГЕЛЯ В УЛЬТРАЗВУКОВОМ И АКУСТИЧЕСКОМ ПОЛЯХ
Возможность использования ультразвука как средства воздействия на цементный гель связана в значительной мере с образованием кавитационных пузырьков в жидкой среде. Как показано в работе [8], интенсивность ультразвука, необходимая для возбуждения кавитационных явлений в цементном геле, снижается с увеличением (ВЩ)Т. Такая закономерность определяется тем, что для чистой воды интенсивность ультразвука примерно в 1,38 раза меньше, чем для цементного геля при 1,65 Кн. т>
/ 2 Периоды |
/я я |
Если при возникновении кавитационных полостей в плоскости разрыва жидкости находятся твердые частицы, прочность на растяжение которых относительно невелика, то связи в их кристаллических решетках могут разорваться — произойдет истинное диспергирование (измельчение) твердых частиц, взвешенных в воде. Например, установлено, что при ультразвуковых колеба
ниях частицы каолинита и монтмориллонита диспергируются в водной суспензии в значительно большей степени, чем под влиянием химических веществ.
Ультразвуковое воздействие способствует ускорению процесса растворения твердых частиц, поскольку при возникновении стоячих волн нарушаются адсорбционный и диффузный слои, а кавитационные явления вызывают образование в кристаллах множество микротрещин, облегчающих разрушение и растворение вещества, В результате возрастает активная поверхность и скорость растворения твердой фазы. Кроме этого, вытесняется газовая фаза с поверхности цементных частиц, и происходит растворение в основном Ог и С02 в воде, что приводит к более полной гидратации и искажению ориентации диполей воды. Водородный ион ориентируется по направлению к кислороду кристаллических решеток цементных минералов, гидроксильная группа воды примыкает к катиону решетки, что приводит к перераспределению и разрыву связей, снижению вязкости воды, облегчает проникание ее в поверхностные слои твердой фазы и ускоряет диссоциацию минералов цемента на ионы.
Исследованиями [8] показано, что при глубинном и поверхностном ультразвуковом вибрировании цементного геля формируются различные по физико-механичес - ким свойствам структуры цементного камня. В процессе обработки глубинным ультразвуковым магнитострукци - онным вибратором (волноводом с мембраной) с частотой 20 000—25 000 Гц и амплитудами 40—30 мкм в цементном геле осуществляются дезагрегация флокул и локальное кавитационное диспергирование цементных частиц. Если вся вода адсорбционно связана на поверхности твердой фазы, т. е. при (В/Ц)т<Кя. т, кавитация не проявляется и под влиянием волновой энергии происходит дезагрегация. С увеличением водосодержания до (В/Ц)Г =1,65 /Сн. г в цементном геле образуются очаги кавитации.
При обработке цементного геля глубинным ультразвуковым вибратором прирост объемной массы образцов цементного камня достигает 9,5%, а прочность возрастает до двух раз. Однако в указанном случае абсолютная прочность при низких (В/Ц)Г значительно превосходит прочность цементного камня при высоких значениях водоцементного отношения.
Рис. 9.8. Влияние ультразвукового вибрирования на плотность твердой фазы и прочность цементного камня А — плотность твердой фазы; б—прочность цементного камня / — клинкерного; 2 — обычного цементного камня; 3 — сепарированной массы |
20 2Ц 28 T,Cym |
Если при одноразовом высокочастотном вибрировании относительный прирост рТф и RK возрастает с уменьшением (В/Ц)Г, то при ультразвуковом воздействии достигается обратный эффект: относительный прирост Ртф и RK возрастает с увеличением (В/Ц)Т) т. е. наблюдается закономерность, присущая повторному высокочастотному вибрированию в период схватывания цементного геля (рис. 9.8,а и б). Здесь надо иметь в виду, что при (В/Ц)г^.Кп. г может происходить в основном дезагрегация цементных флокул, так как из-за недостатка воды диспергирующее действие кавитации не проявляется, поэтому при высокочастотном и ультразвуковом вибрировании цементного геля прирост ук и RK одинаков. Уплотнение цементного геля при высоких значениях (ВЩ)Г обусловливается интенсификацией броуновской коагуляции вследствие большой вероятности столкновения высокодисперсных частиц с крупными, не вовлеченными в броуновское движение. Очаги уплотнения, образующиеся у поверхности соприкосновения вибратора с цементным гелем (независимо от направления передачи колебательной энергии) с увеличением продолжительности вибрирования сливаются в сплошной плотный слой (темного цвета), за пределами которого располагается светлая рыхлая масса [4, 8].
Зона, в которой цементный камень разделяется на два слоя, определяется глубиной распространения ультразвуковой волны. В цементном геле частицы перемещаются в направлении ультразвуковых волн тем интенсивнее, чем они крупнее и выше частота колебаний. Это явление вызывается радиационным (волновым) давлением, возникающим в акустическом поле, под влиянием которого крупные частицы сосредоточиваются в пучности стоячей волны, образовавшейся вблизи поверхности вибратора. При контракции объема цементного геля жидкая фаза и взвешенные в ней мельчайшие частицы (не испытывающие давление излучения) отжимаются к узлу стоячей волны. При (В/Ц)т=0,5 (1,65 /Сн. г) и частоте 25,6 кГц зона «пучность колебаний — узел колебаний» имеет глубину 14 мм и толщину плотного (темного) слоя примерно 6 мм. Экспериментально установлено, что для каждого вида цемента независимо от начального (В/Д)£ач остаточное В/Ц плотного слоя примерно одинаково.
Согласно современным представлениям [112, 127], отдельные области в жидкости распределены в пространстве хаотично, и внутри каждой из них молекулы совершают преимущественно колебательные движения. Молекулы, находящиеся на границах области, могут перейти в соседнюю область, преодолев потенциальный барьер. В отсутствии внешних воздействий перескоки молекул из области в область носят неупорядоченный (хаотический) характер. Если внешняя сила изменяется по гармоническому закону, то при периоде ее изменения, близком к среднему времени жизни молекул в одной области, текучесть жидкости в направлении действия силы возрастает и тем значительнее, чем чаще перескоки молекул.
Под влиянием ультразвуковых колебаний с околорезонансной частотой должна будет происходить переориентация диполей воды в направлении силового поля. При избирательной коагуляции частиц цемента в направлении, противоположном действию волнового (радиационного) давления, возникает восходящий поток жидкости, который выносит во взвешенном состоянии мельчайшие частицы твердой фазы (не испытывающие радиационного давления) к узлу стоячей волны, т. е. за пределы уплотненного слоя цементного геля.
При одновременном действии ультразвуковых колебаний и радиационного (прессующего) давления произойдет редеформация адсорбированных диполей воды диффузного слоя, вытеснится воздух (газы) с поверхности частиц цемента и будет достигнуто практически полное их оводнение. На поверхности крупных частиц останутся водные оболочки минимальной толщины, соответствующие остаточному (В/Ц)госг =0,75 /Сн. г, что совпадает со значением нижнего предела влагосодержания цементного геля Х=0,76, определенного по величине магнитного последействия (см. п. 1.5). По всей вероятности значению Х=0,76 соответствует то минимальное количество воды, при котором в определенных условиях может формироваться наиболее плотная коагуляци - онная структура цементного геля и нормально протекать гидратационное твердение.
Надо полагать, что при наличии гигроскопической влаги частицы цемента, взаимодействуя с окружающей воздушной средой, подвергаются локальной поверхностной карбонизации, экранирующей реакционную способность цемента. Кавитация декарбонизирует участки и этим способствует интенсификации процесса диссоциации минералов цемента на ионы. При таком предположении вместе с диффузной водой должны выноситься находящиеся в ней карбонизированные соединения, некоторое количество диссоциированных «ионов» (атомов) минералов цемента и ионы гипса, препятствующие ближней коагуляции частиц цемента.
Из-за описанных явлений тончайшие слои водных оболочек пересыщаются ионами минералов цемента и При отсутствии энергетического барьера, обусловленного ионами двойных электрических слоев, окружающих крупные частицы, они сближаются под действием сил притяжения; происходит ближняя коагуляция частиц при одновременном сжатии (контракции) пересыщенных ионами водных оболочек. Таким образом, под влиянием радиационного давления и сопутствующих ему явлений формируется исключительно плотная и прочная кристаллогидратная структура цементного камня с тонкими реакционными каемками вокруг непрогидратиро - ванных до конца цементных частиц. Цементный камень имеет темно-бурую окраску, напоминающую цвет клинкера. Обычный цементный камень светло-серого цвета, так как в нем содержится много прогидратированных
фракций светлого цвета и вокруг более крупных частиц рассеянных в цементном камне, имеются сравнительно толстые каемки новообразований тоже светлого цвета.
При образовании реакционных каемок вокруг цементных ядер объем комплекса увеличивается, а плотность его уменьшается. Следовательно, о процессе гидратации и формирования кристаллогидратной структуры цементного камня можно судить по изменению плотности твердой фазы рТф. В слое темного цвета, который условно назовем клинкерным камнем, на 28-е сутки плотность (в высушенном состоянии) достигает 2,43 г/ /см3, для обычного цементного камня она равна 2,3 г/см3, а при твердении образца из цемента, вытесненного вол: новым давлением вместе с водой из слоя темного цвета, плотность составляет 2,15 г/см3, что свидетельствует о полной гидратации высокодисперсной твердой фазы, характеризующейся удельной поверхностью порядка 22 ООО см2/г.
Плотность и условия гидратации цемента существенно влияют на прочность цементного камня. При испытании образцов размером 2X2X2 см на сжатие было определено, что «клинкерный» камень в 28-суточном возрасте нормально-влажностного твердения обладает прочностью около 180 МПа, обычный цементный камень— примерно 50 МПа, а образцы из вынесенного волновым давлением цемента — не более 2 МПа. Прочность клинкерного камня нарастает с течением времени более интенсивно, чем прочность обычного цементного камня и во все сроки упрочнения (до 28 суток) в 4—5 раз превышает прочность последнего. Прочность образцов из сепарированного высокопрочного цемента со временем не изменяется.
Из приведенного можно заключить, что структура обычного цементного камня занимает некоторое промежуточное положение между системами, характеризующимися слабыми силами внутреннего взаимодействия (лондоновскими, или ван-дер-ваальсовыми), и телами с межкристаллическими ионными связями. Поэтому можно предположить, что прочность и прочие свойства «клинкерного» камня обусловливается, в основном, ион - ионным взаимодействием между кристаллогидратными образованиями.
В обычном цементном камне этот тип связи между частицами твердой фазы чередуется с менее прочными
Йон-дипольйымй сйламй Ёзаймодействия и ослабляется относительно большими сечениями пор, а также прочими дефектами технологического происхождения. Следует заметить, что при гидролизе цемента диссоцируют не только ионы, но и реакционно-нейтральные (инертные) атомы, не способные преодолевать энергетические барьеры, препятствующие образованию кристаллогидратных решеток.
Располагаясь хаотически в жидкой фазе, атомы группируются (скопляются), вклиниваются между ионами и служат как бы барьерами при их взаимодействии, ослабляя этим формирующуюся кристаллогидратную структуру цементного камня.
Под влиянием радиационного давления вместе с жидкой фазой и высокодисперсными частицами цемента к узлу колебаний выносятся отдиссоциированные атомы, связанные между собой и с поверхностью цементных ядер ван-дер-ваальсовыми силами, поэтому в плотном (темном) слое остаются преимущественно комплексы ионов, которые создают высокопрочную кристаллогидратную структуру «клинкерного» камня.
Результаты ультразвукового вибрирования цементного геля и анализ происходящих при этом явлений позволяют сделать окончательный вывод о том, что роль механического воздействия на цементный гель выражается активизацией сил сцепления (взаимодействия) между частицами твердой фазы, необходимых для наиболее полного проявления аккумулированного в цементе химического потенциала. Для достижения этой цели требуются такие параметры вибрирования, при которых возможны избирательная (радиационная) коагуляция частиц цемента и активный ионообменный процесс на стадии окончания индукционного периода формирования кристаллогидратной структуры цементного камня.
В этом отношении прессование цементного геля под значительным нормальным давлением не эквивалентно действию радиационного давления, возникающему при поверхностном ультразвуковом вибрировании. В процессе отжатия жидкости и сближения частиц твердой фазы при прессовании не происходит избирательной коагуляции и отсутствуют направленные ионообменные явления, способствующие формированию бездефектной кристаллогидратной структуры цементного камня.
Ранее было показано, что фракции портландцемента с удельной поверхностью более 13500 см2/г не адсорбируют на своей поверхности воду, поскольку величина заряда, приходящаяся на единицу поверхности, резко убывает с уменьшением массы частиц. Высокодисперсные фракции цемента способствуют, с одной стороны, коагуляционному уплотнению цементного геля, а с другой— снижают прочность цементного камня, как и все минеральные тонкомолотые добавки к портландцементу. Однако из этих двух качественно противоположных процессов превалирует коагуляционное уплотнение цементного геля.