Любой анализ его еоотояння являетея лишь констатацией факта на уже ушедший момент времени. Реальное представление об организме дает только знание законов системы, в которую он встроен и частью которой является
5
JL/ы никогда не задумывались, почему людей много.' Над самим фактом существования множества индивидуумов внутри вида? И над тем, почему генов, определяющих структуру белков - молекулярных машин, обеспечивающих все биохимические процессы в организме, у человека всего два? Почему, несмотря на “паритетное” слияние клеток в момент зачатия, ребенок не получается поровну похожим на каждого из родителей? Человеческая популяция включает в себя невероятное разнообразие внутривидовых индивидуальных отличий. Например, особенные реакции иммунной системы на ту или иную пищу. Чем это объясняется? Теми же базовыми, очень простыми и одновременно универсальными принципами, на которых строится существование всего живого. Каждый отдельный человек представляет собой как бы внутри популяционную гипотезу, воплощение извечного вопроса эволюции:
“А что, если пойти таким путем?” Тупиковые ветви этого дерева хиреют и отваливаются сами собой на самых ранних этапах развития, удачные продолжают себя в потомстве. Мы вновь имеем дело с жизнеспособным принципом, с простым и понятным основанием бытия. А значит, учитывать индивидуальные реакции каждого организма так же необходимо, как и общепопуляционные закономерности.
Вторая причина многообразия индивидуумов - необходимость выживания. Любая современная система безопасности имеет не более одного десятка степеней защиты. У популяции их миллионы и миллионы - их количество практически равно количеству индивидуумов, ведь каждый из нас - сложный набор вариантов реакций на тот или иной раздражитель. Необходимость выживания и совершенствования вида предполагает наличие выбора среди множества путей развития, множества типов индивидуальных реакций.
В середине 60-х американец Бакстер, работавший над совершенствованием “детектора лжи”, провел серию
опытов, подтвердивших б е зус л о в ну ю и н фор м а - ц и о н н у к) в з а и м <) с: вязь всего живого. Началось все с "полиграфа" - прибора, измеряющего сла - б ы е з л е КТ р и ч е с к и е и м - пульсы живых тел. Бакстер замерял такие импульсы у животных и растений и вот однажды обнаружил странное явление: подключенное к прибору комнатное растение давало резкий всплеск колебаний осциллографа в момент, когда ученый у себя на кухне бросал в кипяток очередную креветку. Если в кипяток падала уже мертвая креветка, то сигнала не было. Впоследствии Бакстер усложнил опыт: он купил в магазине яйца (куриные яйца, продающиеся в магазине, - это всего лишь неоплодотворенные половые клетки) и стал бросать их в кипящую воду, измеряя импульсы. Яйца, находящиеся в другой комнате, согласно показаниям приборов, "сопереживали" своим брошенным в кастрюлю "родственникам"! Далее Бакстер разместил часть яиц на вращающемся круге, с которого они надали в кипяток через определенные промежутки. Так вот - яйца на круге реагировали на падение первого яйца только один раз, а снова начинали реагировать лишь через пятнадцать минут после того, как процедура прерывалась. Они знали, что их ожидает, и, выражаясь фигурально, "валялись в обмороке"[2] [3].
Жизнь, по определению советского биолога Эрвина Бауэра, - это “система, находящаяся в состоянии устойчивого неравновесия”[4]. А само понятие “неравно - весность” предполагает наличие как минимум двух сравниваемых компонентов. В случае с человечеством эта неравновесность - причина не только движения вперед и постоянного воспроизводства частных различий, но и бесконечного взаимопроникновения, переплетения всего живого и образования одного общего информационного поля. Что такое электромагнитные (и другие) волны, как не продукт возникшего где-то неравновесия? Все живое представляет собой единую информационную систему, в каждой точке которой содержится главное условие и первопричина всего бытия. Способы существования разные, принцип - один. Современная медицина уделяет слишком много внимания бесконечному множеству способов и слишком мало - принципиальной стороне дела, и поэтому постепенно превращается в огромную копилку несметного количества частной информации, с которой непонятно что делать. Напротив, если мы признаем основным принципом медицины системность, то перестанем представлять себе болезни как нечто отдельное от человеческого организма, начнем наконец воспринимать органы человека как части неразрывной системы, а не как отдельные объекты лечения. Опираясь на принцип системности, можно решать любые задачи гораздо проще, чем раньше. На этом основана и наша практика: мы, исключая из рациона вредные для каждого конкретного индивидуума продукты питания, позволяем иммунной системе самой успешно исправлять частные ошибки, помогать индивидууму существовать в согласии с законами популяционного выживания.