СИНИЕ КРАСКИ

Из синих натуральных красок известны весьма не­многие. Заслуживают внимания следующие.

1. Торная синь, голубец, медная лазурь. Так называ­ют голубую медную руду, встречающуюся в природе вместе с малахитом.

Измолотая в порошок руда дает голубую краску, не отличающуюся особенными качествами; имеет очень слабую кровельную способность, не интенсивна, годна только для клеевых окрасок, чувствительна к сернис­тым испарениям, от которых быстро получает грязный оттенок.

2. Торная лазурь, ляпис-лазурь, натуральный уль­трамарин. Очень дорогая краска, получаемая измель­чением ценного и редкого минерала — ляпис-лазури; употреблялась в древности для художественных живо­писных работ, ныне вытеснена ультрамарином.

Горная лазурь в своем составе не содержит меди, как это раньше предполагали; цветом своим обязана свойствам сернистых соединений кремнезема и глино­зема, так же, как и искусственный ультрамарин.

3. Голубая охра. В природе известен минерал виви­анит, представляющий руду цвета индиго; в измельчен­ном состоянии дает землистую краску темно-синего цвета, называемую синеи, или голубой, охрой. Цвет краски зависит от присутствия фосфорнокислой закиси железа, которая на воздухе в красочном слое очень быстро переходит в окись, изменяя цвет краски из синего в грязно-бурый, поэтому самії краска не пользу­ется спросом.

Большинство синих красок, применяемых в маляр­но-живописном деле, добывается искусственно; ассор­тимент их разнообразен и может удовлетворить любо­му требованию. Наибольшее значение имеют следую­щие краски голубого и синего цвета;

4. Ультрамарин. Краска прекрасного небесно-голу­бого цвета, пользующаяся большой популярностью в различных окрасках, не ядовита и постоянна цветом.

Минерал ляпис-лазури ввозят в Европу из Китая, Бухары и Сибири, представляет собой гранитную плот­ную породу голубого, синего, иногда грязно-синего цве­та, непрозрачен, иногда содержит прожилки метал­лического золота и меди, поэтому долго предполагали, что цвет камня зависит от медных окислов В древние и средние века до изобретения ультрамарина, из этого минерала механическим измельчением добывали голу­бую краску, имевшую применение только в художест­венной живописи. В начале текущего столетия, когда успехи химии дали возможность путем анализа опре­делять характер и состав природных материалов, ля­пис-лазурь химически исследовали и при этом было обнаружено, что его цвет не зависит от медных соеди­нений и что в составе минерала отсутствуют соли меди; это стало причиной изобретения способа получения такой же краски искусственно.

Цвет ультрамарина зависит от присутствия сернис­тых щелочей, соединенных с глиноземом и кремне­земом.

В Германии Гмелин, а во Франции Гюмет, почти одновременно получили подобную краску искусствен­ным путем, Гмелин в 1828 г. опубликовал свои опыты. Немного лет спустя были опубликованы анализы нату­рального и искусственного ультрамарина, полученного Гмелиным и другими химиками.

В наше время производство ультрамарина хорошо изучено; его получают прокаливанием в отражательных печах смеси каолина, сернокислого натра, соды, серы и угля. Полученную сплавленную массу — сырой уль­трамарин — разбивают на куски, сортируют, измель­чают в порошок, отмучивают, сушат и в виде порошка продают.

Цвет ультрамарина отличается живостью и ровно­стью тона, чем светлее цвет, тем мельче порошок. Лучшим считается сорт, где розовее оттенок. Заводы производят несколько сортов ультрамарина, иногда бо­лее 12, что зависит от строгости сортировки и масш­таба производства. В малярном деле ультрамарин явля­ется незаменимым материалом в работах, требующих голубого цвета и его разводов для получения лиловых, фиолетовых и других колеров.

Применение ультрамарина на практике весьма об­ширно и разнообразно Примесь ультрамарина снижа­ет желтизну и грязноватость бурых оттенков в белых колерах. Этим пользуются при белении сахара, крахма­ла, бумаги, белых красок и пр. Ультрамарин используют в ситцепечатном деле, в бумагообойном производстве.

Как масляная краска ультрамарин, обладая слабой кровельной способностью, всегда требует синих и голу­бых грунтовок; покрывают им обычно 3—4 раза, на воздухе под влиянием времени и света теряет яркость колера, принимая грязный оттенок, скоро выгорает, т. е. теряет блеск в масляной и лаковой окрасках.

Разводы ультрамарина следует делать цинковыми белилами; со свинцовыми быстро теряет живость голу­бого оттенка, переходя в грязно-зеленый тон, что зави­сит от присутствия серы, которая реагирует со свин­цом белил, вредно действуя не только на колер, но и на прочность слоя краски. Ультрамарин не боится щело­чей, но изменяется под влиянием кислот; продажный ультрамарин часто содержит дешевые примеси в виде гипса, шпата, глины и пр., которые могут быть об - нарркены простым отмучиванием.

5. Лазурь. Лазурь берлинская, французская, париж­ская, лазурь милори; BerhnerUau, PanscrUau, Bleu de

Prusse, Bleu de Paris, Bleu de Berlin; Prussian Hue, Blue of Paris Так называют известную краску синего цвета, замечательной кровельной способности и высокой ин­тенсивности.

Лазурь — это химическое соединение, выражающе­еся формулой Fe8(Ci2Ni2Fe2), открыта химиком Дис- бахом в Берлине в 1720 г., поэтому называется берлин­ской. Изобретение внаїале считалось весьма важным и долго хранилось в секрете; впоследствии, благодаря расширению химических знаний, состав лазури стал общеизвестным

Получают лазурь при смешении растворов желез­ных солей с железисто-синеродистым кали.

В торговле лазурь встречается в виде плиток темно­синего цвета с металлическим отблеском красной ме­ди; этот отблеск характеризует чистоту краски, тогда как отсутствие его свидетельствует о наличии примеси, которой могут быть мел, гипс, глина, крахмал, мука и т. п. Цвет лазури имеет оттенки от зелено-синего до сине-фиолетового красивым голубым цветом отличает­ся лазурь берлинская. Лазурь с фиолетовым оттенком называется французской и ценится дороже; куски лазу­ри, опыленные матовым лазуревым порошком, а в из­ломе дающие отблеск металлической меди, считаются лучшими и называются лазурь-милори.

Из всех голубых красок самая интенсивная — лазурь; 1 часть лазури на 90 частей (по весу) белил дает краску густого небесно-голубого цвета — Bleu de del; ничтожная доля лазури в белилах дает голубые тона живых и краси­вых оттенков; лазурь в сочетании с желтыми красками дает разнообразные зеленые оттенки. Эти колера отлича­ются живостью цвета. Чистота лазури определяется просто; истолченныи порошок лазури в сухом виде рассыпают на листе белой бумаги. На солнечном свете красноватый отблеск частиц краски свидетельствует о чистоте состава, в противном случае — о примесях.

В малярном деле лазурь применяется довольно широко, но считается непрочной по цвету краской

и поэтому употребляется только в определенных случа­ях и с известными предосторожностями, то же самое относится и к ее производным краскам, т. е. к колерам, содержащим в своем составе лазурь. Главный недоста­ток лазури состоит в чувствительности к щелочам; часто присутствие аммиачных паров в воздухе портит всю работу; известь и щелочи непосредственным прикос­новением изменяют цвет лазури, поэтому в окрасках по штукатурке лазурь употреблять нельзя Лазурь ши­роко применяется в производстве грунтовок под голу­бые окраски ультрамарином или кобальтом. Вообще прочность колера лазури зависит от степени защиты ее красочного слоя от внешних влияний.

Лазурь успешно применяется как примесь к чер­ным краскам, увеличивая глубину черного цвета; не ядовита и не изменяется от кислот; в виде масляной краски не может долго сохраняться; реагируя с маслом, превращается в студенистую массу, не изменяя своего цвета.

С примесью каолина и сернокислого цинка лазурь дает краску, известную под названием Ней d’Anvers, применяемую при изготовлении обоев.

6. Кобальт, Тенарова синь; КоЬаШаи, kobalt-ultra - marin, KonigsUau, ThenardsUau, Bleu de Thanard, Bleu de Cobalt; cobalt Ыие. Краска прекрасного голубого цвета, похожа на искусственный ультрамарин, открыта Тена- ром в 1804 г.; постоянна цветом, очень популярна в ма­сляной живописи и в росписи по фарфору.

В химическом отношении представляет соединение фосфорнокислой окиси кобальта с глиноземом, цинком и оловом. От пропорции солеи двух последних метал­лов зависит оттенок краски, от небесно-голубого до сине-фиолетового Красящим пигментом служит соль кобальта. Кобальтовую краску синего цвета, соедине­ние окиси кобальта с глиноземом, называют ультрама­рином Гана.

Кобальтовые соли дороги, поэтому и все кобаль­товые краски ценятся очень дорого. Они обладают

грекрасной прочностью, красотой, устойчивостью цве­та. Применяются при изготовлении только ценных и изящных изделий. Особенно характерным свойст­вом голубых кобальтовых красок является неизменя­емость цвета при искусственном освещении. Это обстоятельство придает кобальту высокую ценность в живописи. Кобальтовые разбелы со временем при­нимают зеленоватый тон, что заставляет в некоторых случаях предпочитать ультрамарин — более постоян­ную краску в голубых тонах. В торговле очень редко можно встретить чистую кобальтовую краску без примеси ультрамарина, что легко обнаруживается обработкой испытуемой краски любой сильной кисло - тои. Появление запаха сероводорода при этой реак­ции свидетельствует о присутствии обыкновенного ультрамарина.

7. Смальта. Schmalte, KeiserUau, AzurUau; Bleu de Smalt, Bleu d’azur, Bleu de Saxe. Эту краску в виде мелкого голубого порошка следует рассматривать как калиевое стекло, окрашенное закисью кобальта.

Открытием этой краски мы обязаны саксонскому фабриканту Шиверу еще в XVI столетии. Он получил стекло голубого цвета, сплавляя обыкновенное белое стекло с кобальтовой рудой, найденной в природе и из­вестной под названием кобальтового блеска. В состав этой руды входят: никель, медь, железо мышьяк и сера. , Смальта получается обжиганием кобальтового блеска с песком и поташом; химический состав смальты не постоянен, обычно содержание закиси кобальта не превышает 6,5%, главная составная часть — кремнезем и кали.

В масляных окрасках смальта не употребляется, ис­пользуется в клеевых и водяных. Применяется в основ­ном при окраске стекла, фарфора и фаянса. Смальта как ценная краска в торговле подмешивается шпатом, толченым стеклом, гипсом, иногда ультрамарином; все эти примеси обнаруживаются отмучиванием и дей­ствием кислот.

Медные краски. Медные соли служат источником получения многих синих красок различных характер­ных оттенков.

Из сохранившихся окрасок древних памятников видно, что искусственные медные краски были извес­тны еще в Египте. В Александрии добывали голубую краску под названием Frittc. Исследования показали, что красящим веществом этой краски было прочное химическое соединение глинозема и кремнезема с окисями натрия и меди; предание говорит, что открытие синей александрийской краски принадле­жит одному из египетских царей. Теофраст и Плиний свидетельствуют, что краска Fntte ввозилась в Грецию и Рим из Александрии, где ее производство хранилось в тайне. Fntte замечательна прочностью и цветом. В древности пользовалась большой популярностью, все окраски голубых колеров свидетельствуют о ее присут­ствии.

Из искусственных синих медных красок отметим следующие:

8 Нейбургская голубая, NeubergHau, KupferUau, Bleu de Cuivre, Cendres Ueuas. Это водная окись меди, полу­чаемая из медного купороса; употребляется только как клеевая краска, боится сернистых испарении.

9. Голубец, Cendre Ыеие. Впервые получена в Лон­доне при монетном дворе; изготовление ее долгое вре­мя было секретом, но благодаря химикам Паену и Пе - литье способ получения стал общеизвестным. Краска отличается красотой цвета, но слабой кровельной спо­собностью, поэтому самостоятельно не употребляется, используется только в разводах и для клеевых окрасок.

Краска голубец содержит - 46,85% окиси меди, 16,19% извести, 11,20% серной кислоты, 18,76% хими­чески чистой воды и 7% углекислоты; состав непосто­янен. Достоверно то, что в ней вся углекислота и вода связаны с окисью меди, а серная кислота с известью. Способ получения до сих пор составляет секрет заво­дов, производящих краску.

Некоторые синие краски получают из ценных ред­ких металлов. Они очень дороги и поэтому, несмотря на прекрасные качества, не имеют применения. Для полноты обзора синих металлических красок можно назвать следующие: а) молибденовая синь, Molibdan - blau — это молибденовокислая окись олова; Ь) воль­фрамова синь, WolfVamblau — водная окись вольфра­ма, отличается густым индиго-синим цветом; с) висму - това синь, Wismuthblau; Bleu de Bismuth — представляет висмутово-калиевую соль, отличается кра­сивым синим, прочным и постоянным цветом; приме­няется в живописи.

Органические краски синего цвета в малярной прак­тике не имеют почти никакого значения. При этом нельзя обойти молчанием известной всем кубовой кра­ски — индиго, пользующейся огромным спросом.

10. Индиго, лавра, кубовая краска; Indigo, Indigblau. В торговлю поступает в виде кубиков темно-синего цвета с фиолетовым, зеленоватым, иногда с сероватым оттенком Поверхность прочерчивается ногтем, следы отливают металлическим оттенком красной меди; раз­мягчается под влиянием воды, превращаясь в тестооб­разную массу; при нагревании в сухом виде выделяет пурпурные пары; при высокой температуре разлагает­ся. Сгорая, оставляет золы не более 8% от своего веса; в крепкой серной кислоте растворяется без остатка Индиго была известна еще в древнем мире. Об этом свидетельствуют памятники Греции и Рима, где индиго применялась не только для окраски тканей, но и для малярных красок. Давэ утверждает, что орнаменты терм Тита окрашены индиго. Древние получали индиго из Египта и Ост-Индии; ввод в Европу увеличился только с открытием морского пути в Индию. До этого времени индиго считалась редкой и самой дорогой из синих красок.

Индиго получают из листьев растения Indigofcra Лучшие сорта производят в Ост-Индии и эквато­риальной Америке. В наше время эта краска хорошо

изучена. В химическом отношении представляет глю­козид, имеющии формулу С H NO. В торговле почти никогда не встречается в чистом виде примеси, есте­ственные и частично искусственные, составляют до 50% общего веса. Суррогатами слркат: каолин, подкрашен­ный йодом крахмал и берлинская лазурь. Все они легко обнаруживаются при помощи едкого натра или кали, кипячением с водой и действием серной кислоты. Выс­шие сорта индиго известны под названием бенгаль­ского и яванского, содержат до 86% чистого индиго, ценятся дороже всех других сортов.

В малярной практике индиго употребляется в водя­ных окрасках и в художественных декоративных рабо­тах, в масляной и акварельной живописи. Часто упот­ребляется для грунтовок в каретных работах под тем­ную ультрамариновую краску. В основном приме­няется в окраске тканей.

Многие растения и другие материалы органического происхождения дают синие растворы, содержащие пигменты. Из них солями квасцов, олова, свинца, хро­мового кали извлекаются синие осадки в виде баканов, применение которых из-за слабости цвета весьма огра­ничено. Источниками получения синих баканов могут служить кампешевое дерево или синии сандал, ягоды черники, самбука и тутового дерева, цветки проску­рника и т. п.

Комментарии закрыты.