ЖЕЛТЫЕ КРАСКИ

Из желтых красок наиболее распространены в ма­лярной практике землистые краски, известные под названием охр; все они представляют собой глину, окрашенную в различные оттенки водной окисью же­леза. Некоторые сорта подвергаются механическому измельчению и отмучиванию; такие охры считаются лучшими и ценятся дороже. Химические анализы древ­них окрасок в Египте, Греции и Риме доказывают присутствие желтых охр. Мериме в своих исследовани­ях нашел сернистый мышьяк и свинцовые краски, что говорит о знании древними секрета производства жел­тых искусственных красок.

Основными материалами для получения искусствен­ных желтых красок оставались и остаются металлы: железо, свинец, цинк, сурьма, кадмий, барит и кальций, из которых при обработке хромовой кислотои, серой и кислородом получают желтые краски разных до­стоинств и оттенков. Кроме минерального сырья, в природе встречается много растении, дающих жел­тые пигменты, из которых при осаждении получают лак-краски красивых желтых оттенков. Выбор желтых красок очень богат и разнообразен. Начнем рассмот­рение желтых красок с охр.

1. Желтая охра. Eisenocker, Satinockar, Grubenocker, Marsgclb Itadamsche Erde; Ocre jaune, Jaune de mars; Yellowocre. Так называют желтые землистые краски разных оттенков, отличающиеся замечательной кро-

вельной силой, интен ивностью прочностью и другими качествами, делающими охры самым популярным ма­териалом в малярной практике.

Достоинство охр характери уется преобладанием глины. Хорошая охристая земля должна иметь желтый цвет с оранжевым оттенком, быть совершенно аморф ной, жирноватои на ощупь; с водой должна образовать пластическую ягучую массу; при высыхании не долж ■ на превращаться в твердый камень. Сухие куски охры должны легко мяться пальцами, прилипать к языку, представлять однородный по цвету и составу продукт без механических примесеи песка, мела и т п.

Чем больше окиси железа содержат охры, тем они темнее и интенсивнее: содержание окиси железа менее 16% дает охру бледно-желтого цвета; самый лучшии цвет обусловливается 20% железной окиси. При 25% и более получаются оранжевые и коричневые оттенки.

Охра была и вестна в глубокой древности. В наше время имеет широкое применение в малярном деле. Благодаря своим амечательным качествам охра как самостоятельная краска используется в производстве как простых так и самых изящных работ. Отличаясь начительнои кровельной способностью, принимает примеси, удешевляющие продукт. Самые употреби­тельные из них — фаянсовая глина, гипс, полевой шпат. Охры с красками других оттенков дают состав­ные колера для разнь х окрасок. Так, например, желтая охра с белилами дает красивую окраску, похохую на срез свежего дерева, с сажей — оливковую зелень; с ла­зурью — лафетную зелень и много других зеленых от­тенков.

Охра на масле дает сравнительно прочную о фаску, к олифе и почти ко всем краскам относится ней­трально. В малярной практике ее применение обши • рно: применяется для грунтовок, замазок, для состав­ных красок и как самостоятельная краска. Под влия­нием света и сернистых испарении охра со временем теряет живость колера, приобретая грязный оттенок, что не влияет на прочность ее красочного слоя. Этот существенный недостаток не позволяет использовать охру в художественных и декоративных окрасках.

2. Сиенская земля. Sienaerde, Terra de Sienne. Землис­тая желтая краска Ввозится из-за границы в виде небольших кусков, представляющих сырую землистую краску; добывается в Тоскане, в некоторых местах южной Германии. Цветом похожа на охру, но отлича­ется более живым оранжевым оттенком, меньшей кро­вельной способностью. В обожженном виде имеет красно-бурый оттенок; в малярном деле как самостоя­тельная краска употребляется редко, идет больше для разных имитаций под дерево и других работ, крася­щим пигментом так же, как в охрах, является водная окись железа

Состав сиенской земли по химическому анализу приблизительно следующий: 66% окиси железа; 11% кремнезема; 10% глинозема и 13% химическои воды.

3. Кроны. Крон, Chromgetb, Komgsgelb, Jaune de chro­me, Jaune d’or; Chromeyetlow Под этими названиями известны красивых оттенков и различных достоинств желтые краски, представляющие соединения хромовой кислоты с окислами свинца, цинка, олова, барита и из­вести. От способа обработки зависит оттенок краски, которая употребляется в виде аморфного порошка, не требующего мсханическои обработки. Лучшей краской по своим качествам считается крон свинцовый; отлича­ется замечательной кровельной способностью и интен­сивностью цвета, что дает возможность применять де­шевые примеси, составляющие в некоторых сортах крона 80% (для этой цели употребляют обычно тяже­лый шпат, а иногда и гипс). Имеет много оттенков от лимонно-желтого до красно-оранжевого, все отгенки отличаются живостью цвета.

Свинцовый крон имеет наибольшее применение в малярной практике Основной недостаток его состоит в непостоянстве цвета, который со временем темнеет, приобретая грязноватый оттенок, и поэтому в масля­ной живописи заменяется более постоянными, хотя и более дорогими красками.

Цинковый крон. Zinkgclb; Jaune de zink. Подобно свинцовому крону, имеет красивые оттенки, меньшую кровельную способность, но постоянный цвет, поэтому предпочитается свинцовому крону, ценится дорого. Не может принимать много примесей. В малярном деле и в производстве зеленых красок пользуется значитель­ным спросом

Баритовый крон называется часто желтым ультра­марином Это хромокислая соль бария, имеет живой красивый цвет, применяется в основном в окраске обоев

Известковый крон — самая дешевая из искусствен­ных желтых красок, отличается красивыми оттенками, применяется в клеевых окрасках и в окраске обоев.

Оловянный крон получают осаждением из солей олова хромокислым калием Он является отличной желтой краской, но по своей относительной ценности практического значения не имеет.

Неаполитанская желтая. Neapelgetb; Jaune de Na­ples; Yellow of Naples; Giatto di Napoli. Краска отличного качества Имеет различные отгенки от бледно-желтого до густо оранжевого; очень популярна в масляной живописи. В малярном деле применяется редко, чувст­вительна к сернистым испарениям, от которых теряет живость цвета; постояннее и прочнее свинцового крона

Производство неаполитанской желтой краски дол­гое время велось только в Неаполе, откуда краска и получила свое название; получение краски было оку­тано тайной и лишь недавно в Германии удалось полу­чить ее состав путем химического анализа который, впрочем, в различных оттенках краски различен. Извес­тно, что исходными материалами служат окислы свин­ца и сурьмы. Краску получают сухим способом об­жиганием сурьмяных и свинцовых солей с примесью поташа и нашатыря, где пропорция составных продук­

тов и степень обжим влияет на оттенок и качество краски.

В 1861 году англичанами Галлетом и Стенгоузом была получена привилегия на производство желтой краски. Их способ состоял в следующем. 2 части глета, 1 часть окиси цинка и 4 части сурьмяной кислоты подвергали сильному обжиганию, получалась отличная краска, весьма похожая на неаполитанскую.

5. Глет, зильберглет, Bleiglattc, Silbcrglatte, Goldglat - te. Свинцовые окислы в различной степени окисления дают краски разнообразных оттенков, которые отли­чаются хорошими качествами и кровельной способ­ностью, пользуются весьма широким спросом. Глет — это чистая окись свинца желто-оранжевого цвета, име­ет кристаллическое строение, получается как побочный продукт при выплавке серебра из свинцовых руд, поэ­тому и называется зильберглетом. Как краска глет самостоятельно не употребляется: бледность оттенка и кристаллическое строение частиц не позволяет ему конкурировать с другими желтыми красками; в ма­лярном деле глет часто употребляется как самый де­шевый и выгодный сиккатив для варки масла, для составления быстро высыхающих замазок и других целей. Кроме того, глет служит источником получения многих красок, поэтому пользуется большим спросом как в малярной практике, так и в промышленной технике.

6. Свинцовая оранжевая. Minge d’orange. Краска кра­сивого оранжевого цвета, отличных качеств; получается обжиганием свинцовых белил; чувствительна к свету и сернистым испарениям; от свинцового сурика от­личается содержанием около 2% углекислоты; в послед­нее время используется для получения искусственной красной киновари.

7. Желтая минеральная. Casselergelh, Mineralgelg, Montpeliergelb. Получается обжиганием глета с нашаты­рем, обладает всеми достоинствами хорошей краски, отличается красивым бледно-желтым цветом. Ис­

пользуется в основном в живописи, боится сернистых испарений.

8. Желтая железная. Marsgelb. Получается осажде­нием из растворов железа щелочами, известью и квас­цами, представляет собой чистую водную окись железа оранжево-желтого цвета, весьма интенсивна, имеет применение в живописи.

Лучшие сорта этой краски получают осаждением щелочью смеси растворов железного и цинкового ку­пороса; осадок содержит окись цинка, имеет желто - оранжевый цвет, довольно яркий; из раствора хло­ристого железа осаждается хромокислым кали; краска красивого оранжевого цвета, высокого качества и проч­ности используется в масляной живописи.

9. Кобальт желтый. Индийская желтая; Kobaltgctb; Jaune indien. Получается осаждением из раствора азот­нокислого кобальта едким кали; осадок представляет собой кристаллический порошок яркого лимонно-жел­того цвета. Кобальтовокислый кали — очень дорогая краска, которая применяется только в живописи на фарфоре, фаянсе, стекле как огнеупорная.

10. Кадмий. Cadmiumgclb, Jaune brilliant. Встречается готовым в природе в виде очень редкого минерала под названием гренокит. Как краска, обладающая замеча­тельными качествами, производится искусственно. Желтый кадмий ценится весьма дорого. Краска имеет несколько оттенков, чрезвычайно укрывистая и интен­сивная; широко применяется в масляной живописи. Следует избегать смешения кадмия со свинцовыми красками, так как сера, содержащаяся в кадмии, легко входит в соединения со свинцовыми препаратами и из­меняет цвета. Кадмий огнеупорен и, следовательно, годен для живописи на фарфоре, давая самые красивые оттенки. В торговле почти всегда встречается с приме­сью инковых белил и крона.

11. Опермент, Реальгар, Королевская желтая. Аи - ripigment, Rauschgelb, Konigsgelh, Chinagelb; Jaune royal; Kings yellow. Под этими названиями известна желтая

краска прекрасных качеств и красивых оттенков, чрез­вычайно ядовитая, так как содержит соединение серы и мышьяка. В малярной практике применяется редко. Была известна еще в древности, в наше время вы­тесняется другими желтыми красками.

Соединение мышьяка и свинца дает очень красивую желтую краску, мышьяково-кислую окись свинца, но из-за сильной ядовитости применения не имеет.

Кроме искусственных минеральных желтых красок, из соединений других металлов получают много красок желтых оттенков, вполне удовлетворяющих малярным и живописным требованиям, но из-за высокой стои­мости или ядовитости неприменяемых.

Из желтых красок органического происхождения в малярно-живописной практике и промышленности имеют применение следующие:

12. Соломенная. Schuttgelb; Jaune d’Avignon, Jaune Francais; Dutch pink. Краска соломенно-желтого цвета, получается осаждением квасцами отвара ягод тернов­ника, кверцитрона и катеху; хорошо покрывает по­верхность, всегда содержит примесь гипса, мела, глины и проч.; употребляется в литографских работах, в деко­ративной живописи и др.

13. Церва. Waulack; Jaune de gauche; Yellow lack. Пигментом для краски слркит растение Reseda Iuteola, из отвара осаждается квасцами, имеет прекрасный - желтый цвет с зеленоватым оттенком; очень дорога, применяется в живописи водяными красками. Из того же отвара резеды солями свинца, олова и меди извлека­ются баканы красивых зелено-желтых оттенков.

14. Индейская желтая. Indischgetb, Purre; Jaune гп - dien; India yellow. Очень дорогая желтая краска, ввозит­ся в Европу из Китая и Индии в виде коричневых ступочек, имеющих в изломе ярко-оранжевый цвет; употребляется в масляной и акварельной живописи, обладает интенсивным и прочным цветом Получение ее остается секретом китайцев. По химическому соста­ву представляет собой соль магнезии и неизвестной

органическом кислоты, служащей пигментом; часто со­держит примесь глинозема.

15 Гуммигут. Gummigutti; Gomme-goutti; Gamboge. Камеде-смолистое вещество, получаемое готовым из растения, культивируемого в Ост-Индии; в Европу вво­зится в виде кусков неправильной формы или в виде палочек. Излом стекловидный, цвет оранжевый, хрупка и полупрозрачна в тонких частях; легко превращается в порошок желтого цвета, очень интенсивна, частично растворяется в воде, содержит около 80% смолистых и 20% камедистых веществ; ядовита, растворима в эфи­ре и спирте. Из водного раствора квасцами извлекается желтая краска отличных качеств. Употребляется в ос­новном в акварельной живописи и водных декоратив­ных окрасках.

Кроме описанных желтых лак-красок можно упо­мянуть баканы, получаемые из отваров желтого сан­дала Morns tinctoria осаждением солями глинозема, свинца и олова. Получаемые краски непостоянны цве­том и применяются только в обойном деле.

16 Куркума. Желтая краска, добываемая из корней растения куркумы; в Европу ввозится из Индии в виде порошка, получаемого размолом корня Широко при­меняется в красильном деле; аммиачный или щелочной отвар куркумы дает красивую водяную желтую краску, применяемую в мастике для окраски паркета.

Комментарии закрыты.