Полупроводниковые соединения A" BVI
Соединения AnBVI широко исследованы в качестве потенциальной основы для создания светодиодов. Эти соединения являются прямозонными и могут давать при 300 К довольно эффективное излучение, близкое к межзонному (обычно собственное) при высоких плотностях оптического или электронного возбуждения [468], или люминесценцию на глубоких центрах, обусловленных такими примесями, как Мп [469]. К сожалению, р — «-переходы с приемлемой эффективностью можно сделать только в CdTe, у которого при 300 К ширина запрещенной зоны составляет 1,5 эВ, т. е. слишком мала для использования в светодиодах видимого диапазона. Из других соединений только ZnTe (Eg да 2,3 эВ) может быть p-типа, тогда как все остальные получаются только «-типа. В частности, при легировании ZnSe (Eg да 2,7 эВ) можно получать образцы с проводимостью «-типа и с разными удельными сопротивлениями. Поэтому вызывает интерес смешанный кристалл ZnSe. vTei_*, в котором может быть получена проводимость как р-, так и и-типа. При оптимальном составе (х = 0,36) ті составляет ~0,12 при 77 К
[470] и только 10-3% при 300 К (630 нм), что гораздо хуже,- чем в GaP. В работе [471а] приведены данные электрических измерений энергий ионизации обычных мелких доноров в ZnSe, CdSe и CdTe, значения которых лежат в интервале ~15— 30 мэВ в зависимости от соединения. Малые химические сдвиги между донорами можно определить из оптических спектров при низкой температуре [471 в, 471г]. Для объяснения некоторых аномалий дрейфовой подвижности в CdS и CdTe была привлечена модель далеких донорно-акцепторных пар с повышенной; концентрацией, расстояния для которых близки к расстояниям: в парах, изучаемых в оптических спектрах (разд. 3.2.1) [471 г].
Исследователи диодов ZnSe^Te,-* с примесью А1, использо-^ вавшие катодолюминесценцию и растровый электронный микроскоп [471], показали, что сильное температурное гашение связано с уменьшением эффективности излучательной рекомбинации в р-области перехода. Эффективность люминесценции в «-области, легированной А1, в диапазоне 77 — 300 К уменьшается только в 2 раза при внутреннем квантовом выходе '^.4°/о, в то время как в нелегированном материале происходит уменьшение в 10*—103 раз. Однако зависимость ширины запре-
щенной зоны ZnSexTej-л: от состава х имеет большую кривизну (разд. 3.4.1), Минимум составляет по энергии только — 2,12 эВ вблизи центра диапазона х, внутри которого может быть получена проводимость двух типов. На границах этого интервала ширина запрещенной зоны достигает лишь ~2,18 эВ. В работе
[471] показано, что наблюдаемые оптимальные эффективности электролюминесценции, лежащие при 300 К в диапазоне 10-5—Ю~[8]%, согласуются с комбинированным влиянием эффективности инжекции электронов в p-область (возможно, 50%), внутреннего поглощения, увеличенного за счет сильного элек - трон-фононного взаимодействия (эффективность меньше или равна 10%), и низкой эффективности люминофора в р-области. Пока не ясно, каким образом можно исправить последний, наиболее существенный фактор.
Большинство схем для конструирования светодиодов с гомопереходами в соединениях AHBVI также оказались неэффективными при 300 К; это верно и для попыток изменения типа проводимости с помощью метода ионного внедрения. Основным препятствием является самокомпенсация, потому что выигрыш в энергии от компенсации в этих материалах велик (большое значение Eg), в то время как энергия, необходимая для создания собственных дефектов в полупроводнике с неполно ковалентной связью1), относительно мала. Таким образом, при равновесных условиях роста система реагирует так, что с помощью легирования нельзя получить высокую проводимость. Термоди-' иамика этих процессов рассмотрена в работе [358]2). Авторы, этой работы не верят в возможность получения хорошей проводимости р - и и-типа в любом отдельном соединении AUBVI путем, легирования кристаллов в процессе роста. Однако отсутствие надежных данных по энтальпии образования внутренних дефектов для соединений AnBVI, кроме CdSe, CdTe и ZnSe [361,362], ие позволяет сделать определенных выводов.
Исследуя возможности получения широкозонных соединений (таких, как CdS, ZnO) p-типа, авторы работы [358] обратили внимание на тот факт, что все акцепторы на месте анионов находятся на уровне ~ 1 эВ в соединениях серы и на уровне ~0,5 эВ в соединениях селена, т. е. они находятся
слишком глубоко, чтобы быть заметно ионизованными при 300 К. В противоположность этому акцепторы на месте катионов являются мелкими {Ед «0,1 — 0,2 эВ). Важность Li как доминирующего мелкого акцептора в CdS окончательно установлена в работе [360] (разд. 3.4.4). Очевидно, что автокомпенсация атомами междоузельного Li (донорами) сделает возможным введение значительных концентраций акцепторов Li в процессе роста кристалла без последующего образования компенсирующих собственных дефектов. В принципе междоузель - ные доноры можно затем удалить, прикладывая электрическое поле при температурах, слишком низких для образования внутренних дефектов. Практически оказывается трудным осуществить дрейф лития на приемлемо большие расстояния, и поэтому получаемые выпрямляющие переходы имеют очень короткий срок службы.
Небольшая группа фирмы «Зенит Рэдио», руководимая Робинсоном, в течение нескольких лет пыталась получить светодиоды с гомопереходами на ZnSe и ZnSxSei-x. В работе [4716] сообщается о гомо - р — «-переходах, полученных с помощью специализированного метода диффузии некоторых элементов III группы (в частности, Ga, In или ТІ) с последующей термообработкой в парах цинка. Это сообщение является необычным, поскольку считается, что такие примеси (это подтверждено экспериментами) в полупроводниковых соединениях AnBVI являются донорами при концентрациях растворенных примесей, меньших или равных 1017 см-3 [471а, 471 в, 471г]. Однако новая диффузионная обработка обеспечивает перекомпенсацию исходного материала и получение проводимости р-типа только для высоких уровней легирования (^1019 см-3). В таком случае концентрация свободных дырок все еще относительно мала (~Ю17 см-3) благодаря сильной компенсации донорами. Соответствующий акцептор, по-видимому, гораздо мельче, чем обычные акцепторы V или даже I группы, и, как полагают, связан с некоторым примесным комплексом. Этот вывод аналогичен выводу, сделанному из ионного внедрения Р в CdS [478].
Альтернативной возможностью является антиструктурное объединение примеси, например Gase - Глубина диффузии в обычно проводящих ZnSe (ОД Ом-см) и ZnSxSei_* (0,5 Ом-см для х = 0,45) очень мала (~1 мкм). Диоды ведут себя как нормальные светодиоды с токами в прямом направлении, ограниченными рекомбинацией в области пространственного заряда [уравнение (2.23)]. Широкая полоса электролюминесценции перекрывает диапазон от красного до голубого цвета (последний выделен в слоях ZnSxSei_x, богатых серой). Светодиоды стабильны при хранении и имеют к. п. д. ~0,5% для излучения, полученного при инжекции дырок в n-область. Для очень ШИ* рокой полосы люминесценции с максимумом на длине волны 500 нм наблюдалась общая световая эффективность, достигающая 0,14 кд/А (чаще — 0,03 кд/А) [471 в]. Таким образом, выделенная характеристика для зеленого света может быть сравнима с характеристиками приборов, указанных в табл. 3.5 (кроме GaP:N). Однако эти структуры довольно «хрупкие». К. п. д., по-видимому, ограничен слабой эффективностью инжекции, связанной с низкой подвижностью дырок — обычно несколько квадратных сантиметров на 1В • с, которая быстро уменьшается с увеличением концентрации дырок выше —1016 см-3. Тем не менее для полной оценки возможностей этих приборов нужны дополнительные исследования.
В ZnSe после термообработки при 700—900 °С при избытке Se были найдены мелкие (^— 0,1 эВ) и глубокие (— 0,65—0,75 эВ) уровни, хотя удельное сопротивление приготовленного таким образом материала р-типа опять высокое (—108 Ом-см) [483а]. Предполагают, что селен уничтожает доноры VSe в необработанном материале n-типа (Ю10— 1012 Ом-см). После предварительной обработки в парах цинка и после отжига в Se удельное сопротивление материала увеличивалось. Это говорит о том, что глубокий уровень, который обычно определяет проводимость p-типа, содержит VZn. Мелкий уровень, возможно, связан с Lizn [359].
Другая обработка при низких температурах состоит в попытках легировать соединения A”BVI p-типа методом ионного внедрения. Некоторые первоначальные сообщения об успехах данной обработки [472] не подтвердились при проверке [473]. Оказывается, что полученные после внедрения электрические свойства часто обусловлены радиационными дефектами, а не обычным легирующим поведением внедренного иона. Однако более поздние исследования указывают на то, что внедрение ВІ в CdS может способствовать получению хорошо проводящего ( — 100 Ом-см) материала p-типа даже при температуре образца 300 К без последующего отжига [472а]. Этот эффект наблюдается только при концентрациях Bf, значительно превышающих концентрации, использованные в работе [473]. К сожалению, в изготовленных таким способом светодиодах проводимость в прямом направлении, по-видимому, определяется инжек - цией электронов в узкую ( — 800 А) имплантированную область p-типа. Кроме того, зеленая электролюминесценция оказывается очень неэффективной из-за сильной рекомбинации на контактах [472а].
В последние 10 лет метод ионного внедрения хорошо разработан для введения примесей в кремний. Для этой цели используется теперь во всем мире более 100 ускорителей, многие из Которых установлены на промыщленнызс поточных линиях. Это определяется развитием эффективных способов удаления радиационных дефектов решетки, возникших в процессе ионного внедрения тяжелых ионов примесей с энергиями порядка нескольких сот килоэлектронвольт. Достаточно умеренной термообработки для того, чтобы восстановить даже свойства, определяемые неосновными носителями в кремнии, легированном выбранными ионами. Например, для получения кремния n-типа при внедрении фосфора достаточно термообработки при 700 °С. К сожалению, в полупроводниковых соединениях гораздо легче образуются устойчивые активные комплексы дефектов, которые определяют электрические свойства, давая глубокие уровни.
Более сложные процедуры требуются также для предотвращения разложения поверхности полупроводникового соединения при относительно высоких температурах отжига, которые необходимы для удаления глубоких центров, вызывающих безызлу - чательную рекомбинацию. Например, для проведения отжига при 900 °С, необходимого при изготовлении инжекционных лазеров из GaAs путем внедрения ионов цинка и радиационно - стимулированной диффузии [473а], на образцы перед их покрытием Si3N4 должен быть нанесен в вакууме тонкий слой хрома. Ранние исследования GaP показали, что восстановить Квантовый выход люминесценции до уровня, сравнимого с выходом в материале, легированном в процессе роста, довольно трудно, в особенности при внедрении активаторов с малыми энергиями ионизации [4736, 473в]. Тем не менее оптические свойства дают полезные оценки эффективности внедрения примесей в узлы решетки, как, например, при определении концентрации Np в GaP : N из оптического поглощения [473в].
В работе [473г] наблюдалось большое увеличение интенсивности фотолюминесценции GaAso.64Po.36 при 2 К после горячего легирования (разд. 3.4.'3) (500°С) ионами N с плотностью
~1019 см-3 и последующего отжига при температуре 775 °С. Интенсивность фотолюминесценции возрастала от уровня, сравнимого с интенсивностью нелегированного неотожженного материала, до уровня фотолюминесценции кристаллов, легированных в процессе роста. Авторы работы [473д] подтвердили преимущества горячего внедрения ионов N для прямозонных соединений GaAsi-xP*: меньшее количество радиационных дефектов, лучшее замещение примесями и приемлемую фотолюминесценцию NN-nap после отжига в интервале температур 800— 900 °С. Однако их результаты для непрямозонных твердых растворов оказались не такими обнадеживающими, как результаты по GaP [4736]. В этом, по-видимому, играет роль более сильная взаимосвязь оптических свойств непрямозонных твердых растворов АШВУ с рекомбинацией на случайных безызлучательньщ центрах (разд. 3.4.2).
Однако в работе [473ж] сообщается о 1000-кратном увеличении выхода люминесценции при 77 К непрямозонного полупроводника GaAso.48Po.52. В этом случае люминесценция оказывается сравнимой с люминесценцией в прямозонном материале после внедрения ионов N при 350 °С и отжига при 800 °С. При 77 К спектр определяется главным образом люминесценцией NN-nap при концентрации азота 1017 см-3. Мы отмечали в разд. 3.2.11, что NP в GaP, легированном в процессе роста, преимущественно смещен в междоузлия из-за взаимодействия с Р,- — подвижным продуктом радиационных дефектов при 300 К [173а]. Подобно другим комплексам, содержащим малые междоузельные примесные атомы, N, отжигается при 230 °С, возможно, при взаимодействии вакансий Voa — Vp. Наиболее вероятно, что этот механизм отжига связан с действенностью легирования азотом при ионном внедрении при температурах подложки выше —200 °С [473е].
По-видимому, для полупроводниковых соединений АП1ВУ основной интерес в облучении ионами с точки зрения изготовления приборов до сих пор заключается в получении электрической (и оптической) изоляции в GaAs (и GaP) при бомбардировке протонами (разд. 3.6.3). Основной трудностью при использовании в структуре светодиода объемной люминесценции, усиленной имплантацией, является необходимость формирования р — n-перехода внутри имплантированной области, т. е. на расстоянии, меньшем 1 мкм от поверхности кристалла. Это противоречит критериям эффективной конструкции светодиода ДЛЯ’ работы при 300 К вследствие эффектов поверхностной рекомбинации (разд. 6.3.1). Влияние радиационных дефектов на электрические и оптические свойства, по-видимому, труднее преодолеть в полупроводниковых соединениях AnBVI, хотя опыт успешного использования метода бомбардировки протонами имеется [296]. В разд. 3.4.4 показано, что акцепторы V группы, использованные в работе [472], в CdS являются очень глубокими. В настоящее время известно, что эффекты обращения типа проводимости, обнаруженные в CdS после внедрения фосфора [476, 477], вызваны образованием р — і — и-диодов. Довольно низкая электропроводность в p-области создается очень мелкими акцепторами с ЕА « 0,05 эВ, которые относятся, очевидно, к комплексному центру, связанному с радиационными дефектами [478]. Возможно, что такое малое значение Ед (много меньшее [Ед)и или (Z^Na [358]), полученное методом термостимулированной проводимости, занижено из-за высокой плотности центров, остающихся в облученном слое даже после отжига.
Одна из проблем состояла в том, что для устранения дефектов решетки отжиг должен проводиться при относительно ВЫСО-
ких температурах [479], при которых остаются компенсирующие собственные дефекты. С точки зрения изложенных выше замечаний неудачно то, что большинство исследователей пыталось внедрить анионные акцепторы. Очевидно, что было бы бесполезно внедрять Li, не удаляя междоузельные доноры некоторым дополнительным способом. Возможно, что при легировании натрием, который также является обычным мелким акцептором в CdS [360] , можно достичь меньшей автокомпенсации междоузельными атомами по сравнению с легированием литием.'
Наибольший успех был достигнут при изучении ионного внедрения Li в ZnSe. В начале 1971 г. Парк, Хемингер и Чанг опубликовали две работы, в которых сообщалось о наблюдении в ZnSe, выращенном из расплава и из газовой фазы и легированном литием, проводимости р-типа с ЕА ~ 0,66 эВ, но с высоким удельным сопротивлением (~108 Ом-см) [480], а также об обращении типа проводимости отожженного в цинке низкоомного ZnSe я-типа при внедрении ионов лития и последующем отжиге при — 400 °С [481]. Были получены довольно хорошие вольт-амперные характеристики выпрямляющего типа. Удельные сопротивления слоев р-типа и в этом случае были очень большими (-109 Ом-см), что ограничивало прямой ток и яркость зеленой электролюминесценции, наблюдаемой при 77 и 300 К. Дилеман [482] предположил, что акцептор с энергией 0,66 эВ, уровень которого лежит гораздо глубже значения, приписываемого акцепторному уровню LiZn [359], может включать Fe3+. Он подверг сомнению предположение о том, что ZnSe является перспективным материалом для получения инжекцион - ной люминесценции в р — n-переходе. Однако Шин и Парк [483] получили обнадеживающие результаты. Они наблюдали довольно эффективную желто-оранжевую люминесценцию на структурах с р — п - и р — і — и-переходами, полученных внедрением ионов Р и N в ZnSe: А1 п-типа. Люминесценция была приписана самоактивированным процессам с участием VZn, так же как в подобной работе по МДП-структурам на ZnSe, рассмотренной в разд. 3.5.4 (табл. 3.5). Парк и Шин [4836] сделали также диоды с хорошими электрическими свойствами путем внедрения ионов Р с энергией 400 кэВ в ZnSe: А1 при 300 К с последующим отжигом при 450 °С. Имплантированные слои толщиной -0,3 мкм имели удельное сопротивление 10 — 570 Ом-см в зависимости от слоя. При 300 К для красной люминесценции с максимумом на длине волны 630 нм диоды имели к. п. д. —0,005% при плотности тока 0,68 А/см2.
Марин и Родо [484] также наблюдали изменение типа проводимости в слое с ионами С1, внедренными в ZnTe /7-типа, который после отжига в цинке обладал средним удельным сопротивлением. И в этом случае высокое удельное сопротивление имплантированного слоя сильно ограничивало яркость, оранжево-красной электролюминесценции. В более поздней работе Марин [298] показал, что слои с удельными сопротивлениями порядка 104 Ом-см и низкими энергиями активации могут быть получены при внедрении ионов бора или хлора после отжига в атмосфере цинка при 500 °С. Полученные таким образом диоды представляли собой р — і — n-структуру с резким пробоем при напряжении более 10 В в обратной ветви характеристики. На ZnTe : О наблюдалась обычная красная электролюминесценция [79], в то время как на свободных от кислорода диодах наблюдалась зеленая электролюминесценция с квантовым выходом 0,6% при 300 Кик. п. д. —0,1% при плотности тока — 20 А-см-2 (табл. 3.5). В более позднем сообщении для зеленых светодиодов, полученных внедрением ионов бора, приведен внешний квантовый выход больше 0,001% [298а]. Эта зеленая люминесценция имела максимум при значительно более коротких длинах волн ( — 558 нм), чем люминесценция, связанная с азотом, в GaP. Если вместо бора или хлора использовались ионы Аг, то р — n-перехода обнаружить не удавалось.
Эти результаты, полученные на ZnSe и ZnTe, говорят о возможности использования ионной имплантации при производстве светодиодов средней эффективности на основе соединений AnBVI, если только определены нужные легирующие примеси и установлены режимы последующего отжига. В настоящее время пока неясно, можно ли с помощью этого метода или метода, описанного в следующем разделе, получить лучшие светодиоды на основе соединений AnBVI. Общей проблемой при обращении типа проводимости соединений AnBVI является неприемлемо высокое удельное сопротивление, которое отмечали многие авторы и которое обусловлено самокомпенсацией, аналогичной обнаруженной при обычном легировании. С другой стороны, хорошо проводящий материал можно легко получить внедрением ионов, дающих основные носители, в исходный высокоомный материал при минимальной процедуре отжига по сравнению с обычным легированием. Так, в работе [484а] сообщается о вырожденном, почти некомпенсированном ZnSe n-типа, полученном внедрением А1 в высокоомные кристаллы, выращенные из расплава. Если этот метод можно будет применить к ZnS, то станет возможным производство эффективных голубых светодиодов при высоком выходе продукции.