Содержание категории ремесленной деятельности и новая концепция ремесленничества
«Девальвация» ремесла, ремесленничества, кустарничества есть процесс, обусловленный развитием технологий, совершенствованием механизмов экономической жизни и противоречивой сущностью самой ремесленной деятельности. Однако именно изучение противоречий в самом ремесле может привести к открытию принципиально новых характеристик ремесленной деятельности. Ремесленная деятельность в связи с этим не просто расценивается как характерный тип хозяйствования в средневековых городах, а распространяется на более широкие области - от первобытной системы отношений до технологического общества.
Термин ремесленничество является производным от понятия «ремесло», которое происходит от древнерусского «ремьство». Близким по значению в старом русском языке по отношению к слову «ремесло» является «рукомесло»[18]. Этот термин в большей степени соответствует английскому «handicraft», которое представляет собой синтез слов «hand» и «craft» , что означает «ручное искусство», «ручное ремесло». «Craft» переводится на русский язык как «ремесло», что позволяет говорить о возможности применения в ремесле технических средств. Подтверждением данной гипотезы служит рассуждение, которое можно найти в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, где отмечается: «.производство может сохранить свой ремесленный характер при работе на чужой стороне или на дому не по заказу, а на запас, с применением маШиН (моторов разного рода), с продажей произведений из особого торгового помещения, нередко даже наряду с предметами фабричного
3
Происхождения» .
В словаре В. И. Даля при общей неопределенности понятия «ремесло» прослеживаются два его основных значения - профессиональной деятельности и работы с применением ручного труда .
Аналогичный подход наблюдается в других толковых словарях: ремесло понимается, во-первых, как требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом, во-вторых, как занятие, профессия. Но к этим двум значениям примешивается третье значение ремесла - как нетворческой, шаблонной работы. Хотя в других дефинициях применяются такие определяющие ремесло словосочетания, как «требующее значительного мастерства», «владение искусством»[19]. Но может ли нетворческая, шаблонная работа требовать мастерства и искусства? Вряд ли. Напротив, настоящее мастерство - это «таинство», ремесло в английском языке до 1700 г. понималось именно в этом значении.
В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона ремеслом называется такая «система производства в области обрабатывающей промышленности, когда производитель создает меновые ценности обыкновенно по заказу и на ограниченный местный рынок, при участии лиц, принадлежащих к одинаковому с ним общественному классу» . Однако в условиях современной рыночной экономики и развитого индустриального общества ремесленное производство адаптируется к условиям новых технологий, поэтому современный ремесленник стремится к автоматизации своей деятельности; в этом смысле он почти не отличается от универсального рабочего - за тем лишь исключением, что средства производства находятся в его собственности.
Очень часто понятие «ремесло» отождествляется с понятием «кустарничество»: «.ремесло - это мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия»[20]. Ремесло представлено в трех основных исторических формах: домашнее ремесло, ремесло на заказ и ремесло на рынок. Здесь интересна точка зрения, изложенная в экономической энциклопедии, где под ремеслом понимается «мелкое производство, основанное на личном труде производителя и ручном инструменте, первая в истории форма промышленности, отделившаяся от патриархального земледелия». Там же отмечается, что ремесло «выросло из домашней промышленности и представляло собой производство изделий по заказу потребителя. В отличие от ремесла кустарное производство представляло собой мелкотоварное производство на неизвестный рынок» .
Разграничить понятия «ремесленная деятельность» и «кустарничество» можно с позиции М. Вебера, изложенной в его работе «Г о - род». М. Вебер отмечает, что житель деревни, занимавшийся отхожими промыслами в городе (кустарь), оставался в правовом отношении крестьянином, т. е. кустарь - это скорее крестьянин, нежели ремесленник[21]. Поэтому ремесленная деятельность в чистом виде есть сугубо городское явление, никак не свойственное деревне.
Итак, кустарь не может быть отождествлен с ремесленником. Подобное заблуждение возникает в общественном сознании и появляется потому, что «она (кустарная промышленность. - прим. авт.) имеет неодинаковое значение у нас и за границей»[22]. Для Западной Европы такое понятие, как кустарь, вообще не характерно, оно свойственно в первую очередь странам, в которых достаточно сильно историческое значение общины, коллективное преобладает над индивидуальным, поэтому кустарная деятельность свойственна скорее Китаю и России, нежели другим странам мира.
Кустарная деятельность пересекается с ремесленной деятельностью как два видовых понятия (родовое - хозяйственная деятельность), имеющих общие признаки (рис. 2).
Кустарничество, таким образом, рассматривается на стыке промышленного и сельскохозяйственного производства.
Производными от слова «ремесло» и близкими по значению слову «кустарничество» являются слова «ремесленничество» и «ремесленная деятельность».
Хозяйственная деятельность
|
|
||
|
|||
|
|||
Рис. 2. Соотношение понятий ремесленничества и кустарничества
В других толковых словарях, как и в словаре В. И. Даля, под ремесленничеством понимается деятельность ремесленника, т. е. того, кто занимается ремеслом. Это занятие требующей специальных навыков работой по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом для домашних нужд либо на продажу; работа по шаблону, без творческой инициативы (негативное значение).
Исходя из анализа понятий «ремесло», «кустарничество» и «ремесленничество», можно сделать вывод о противоречивости данных категорий. Во-первых, отсутствует логика понимания ремесла, ремесленничества, кустарничества, промысла и даже промышленности: нет четких и однозначных дефиниций, причем одно определение чаще всего противоречит другому, отсутствует разграничение родового и видовых понятий. Во-вторых, как правило, смешиваются понятия ремесленной и кустарной деятельности. В-третьих, технологии ремесленного производства признаются по преимуществу ручными, хотя анализ говорит о возможности применения в ремесленной деятельности машин и механизмов. В-четвертых, ремесленная деятельность в одном из значений рассматривается как шаблонная работа, а ремесленный труд признается нетворческим, что вызывает отторжение категорий ремесла, ремесленничества и кустарничества в общественном и научном сознании, а фиксация негативного значения в существующей литературе представляет собой квинтэссенцию подобных представлений.
Противоречия в дефинициях, по-видимому, обусловлены исторически и связаны с неоднородностью ремесленной деятельности. Неоднородность ремесленничества наталкивает на мысль о необходимости классификации ремесленной деятельности.
С учетом выявленных противоречий требуется построение непротиворечивой дефинитивной модели. Предлагается рассматривать в качестве родового понятие «деятельность», видовым по отношению к которому является «ремесленная деятельность». Ремесленная деятельность в целом представляет собой синтез трех видов человеческой деятельности: деятельности художественного характера, деятельности хозяйственного характера, а также педагогической деятельности. Творческая ремесленная деятельность по большей части относится к сфере культуры и искусства, хозяйственная - к экономике, образовательная - к педагогике (рис. 3).
Педагогика Культура | Экономика И искусство! Рис. 3. Ремесленная деятельность в структуре человеческой Деятельности |
Ремесленничество с этой точки зрения представляет собой синтез профессионального (в технологическом смысле), предпринимательского, педагогического и художественного компонентов (рис. 4).
Подобная модель служит основой для классификации типов ремесленников. В соответствии с преобладанием той или иной составляющей выделяются четыре основных типа ремесленников:
• ремесленник-педагог;
• ремесленник-предприниматель;
• ремесленник-художник;
• ремесленник-технолог.
Ремесленники в зависимости от занятия определенными однородными ремеслами объединяются в промыслы. Ремесленная промышленность, в свою очередь, состоит из определенных комплексов профессиональных занятий - промыслов.
Ремесленничество
Педагогиче ская состав ляющая
Художественная составляющая
Профессиональная составляющая
Предпринима тельская составляющая
Рис. 4. Ремесленничество как производственный комплекс
Промысел представляет собой сумму однородных ремесел, например кузнечный промысел - это совокупность кузнечных ремесел. В рамках каждого промысла ремесленники самостоятельно занимаются определенной ремесленной деятельностью.
Ремесленную промышленность предлагается рассматривать как видовое понятие по отношению к родовому понятию промышленности. Именно ремесленная деятельность является исторически первым видом производственной деятельности, а следовательно, все остальные виды деятельности исторически связаны с ремесленным. Это означает, что понятие «промышленность» восходит к понятию промысла как определенной совокупности однородных ремесел. В этом контексте промышленность как совокупность промыслов может быть как ремесленной и кустарной, так и крупной (фабрично-заводской).
Разграничив основные категории, теперь можно дать определение ремесленной деятельности и ремесленничества. Необходимо различать ремесленничество (система) и ремесленную деятельность (процесс). Ремесленная деятельность — творческое и культурно ориентированное преобразование окружающей действительности при отсутствии отчуждения рабочей силы и средств производства у субъекта, осуществляющего деятельность, и функциональном ограничении, связанном с разделением труда.
Ремесленничество представляет собой статическую характеристику ремесленной деятельности. Ремесленничество - система об
щественных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции малых предприятий и семейных хозяйств, в которых отсутствует функциональное разделение труда, средства производства находятся в собственности или на праве аренды у производящего субъекта, а продукция производится в малом объеме и преимущественно на индивидуальный заказ. В данной системе действуют как субъекты ремесленной деятельности, так и агенты ремесленничества, т. е. субъекты, осуществляющие поддержку ремесленной деятельности - государственные, муниципальные, общественные и частные организации.
В зависимости от результата деятельности можно классифицировать следующие виды ремесленных отношений:
• производственные отношения, возникающие в ходе создания и реализации предметов индивидуального творчества (уникальных моделей, образцов, предметов искусства, других авторских разработок);
• производственные отношения, возникающие в ходе создания и реализации предметов, предназначенных для удовлетворения потребностей отдельных индивидов (товары, производимые на индивидуальный заказ);
• производственные отношения, возникающие в ходе создания и реализации предметов в небольшом объеме, мелкосерийно (товары, предназначенные для массового потребления);
• производственные отношения, возникающие в ходе оказания бытовых услуг (рынок жилищно-коммунальных услуг).
Первые два вида ремесленных отношений не являются рыночными, поскольку им свойственна персонификация потребления, а для индивидуального творчества вообще характерно отсутствие ориентации на потребление (ремесленники-демиурги, они же мастера, искусники). Однако следующие два вида ремесленных отношений являются рыночными.
Первые два вида ремесленных отношений позволяют представить ремесленничество как художественную и полухудожественную деятельность. Поэтому применительно к ним предлагается использовать категорию «демиург», т. е. человек, посредством своей деятельности приближающийся к божественному началу акта творчества.
Ремесленничество как совокупность социальных институтов включает в себя определенную духовно-ценностную доминанту, национальные традиции, креативно-антропологическое и социокультурное измерение, продуктивную деятельность, экономические формы и нормативно оформленные процедуры функционирования. Отличительная особенность деятельности ремесленника заключается в ее целостности - в единстве главных продуктивно-творческих сил. Целостная деятельность порождает целостное общение, свободное от соображений односторонней экономической эффективности и утилитарности, поэтому ремесленник по определению не совпадает с универсальным рабочим, труд которого не представляет собой целостную деятельность. К. Маркс относительно целостности деятельности ремесленника отмечает следующее: «.каждый, кто желал стать мастером, должен был овладеть своим ремеслом во всей его полноте»[23]. Ремесленник, с нашей точки зрения, - это единый комплекс производственных отношений. Ремесленника можно также рассматривать как «человека-предприятие».
По нашему мнению, в условиях развитого индустриального общества и рыночной экономики можно выделить два основных типа ремесленной деятельности:
1) ремесленная деятельность, связанная с национальной культурой (в рамках национально-территориальных образований), свойственная всем странам, в которых имеет место специфическая национальная культура и, соответственно, действуют народные промыслы, в границах которых создается продукция, предназначенная, главным образом, для иностранных туристов;
2) ремесленная деятельность, ориентированная на индивидуальный заказ или, в небольшом объеме, на местный рынок; возможны следующие ее виды - технологическая и художественная ремесленная деятельность.
Исследование ремесленной деятельности в современном ее состоянии приводит нас к новому пониманию труда - ремесленный труд, будучи творческим и целостным, становится в условиях постиндустриального общества объективной необходимостью. Труд становится «ремесленным» в старинном, «первобытном» значении этого слова, т. е. труд по изготовлению вещи сливается с трудом по ее изменению и улучшению: вещь не просто изготавливается, она создается, творится, обретает отпечаток свойств своего создателя[24].
Знания сегодня все более необходимы работнику, поскольку труд его становится творческим. С этой точки зрения наемный работник приближается по своим основным характеристикам к ремесленнику. Знание используется для производства знания, для систематических нововведений и новаторства.
В постиндустриальном обществе с усилением творческой составляющей труда все больше будет проявляться его ремесленная природа: «.ремесло должно приобщиться к пользованию теми культурно-экономическими завоеваниями, которые послужили могучим рычагом современного прогресса. Уже в нынешнем его состоянии заметны признаки его вступления на новый путь развития, неизбежно сопровождаемого утратой старых специфических особенностей. Будущая судьба ремесла зависит в значительной степени от приспособления самих ремесленников к новым условиям времени; но на государстве и обществе лежит обязанность устранить препятствия к свободному развитию экономических сил среднего класса населения, с существованием которого связаны весьма важные экономическо - культурные интересы»[25].