Страсти Прометея

УРОВЕНЬ развития цивилизации характеризуется с гспенью ее освобождения от влияния природной среды. История освобождения человечества от природной стихии - это история овладения энергией. Первый шаг на этом пути - овладение огнем произвел такие масштабные изменения, что сохранился в памяти народов в форме многочисленных мифов и легенд.

На протяжении всей человеческой истории производство и потребление энергии опережало рост населения. Так, за период с 1‘ЮО по 1990 годы общее потребление энергии в мире возросло с 21 ЭДж до 320 ЭДж1, т. е. в 15 раз, тогда как численность населения за тот же период увеличилась только в 3 раза.

Это обстоятельство находится в непримиримом противоречии с открытым экономистами "железным" законом дефицита, лежащим в основе организации экономики. Поэтому оно неоднократно было источником алармистских настроений, іаставляло рисовать ужасные картины будущего без дров, без угля, без нефти и т. д. Не одно поколение экономистов сравнивало человечество с легендарным Прометеем, похитившим у небес огонь и потому осужденным на страшные мучения.

Современными представителями алармистов являются "философы" Римского клуба с их теориями "золотого миллиарда" п "устойчивого развития" (sustainable development). Курьезность их работ заключается в том, что основными потребителями энергии и загрязнителями окружающей среды являются жономически развитые страны, а призывы ограничить потребление они адресуют к странам развивающимся или с [1]

переходной экономикой. Это влечет за собой консервацию отсталости, нищеты и зависимости.

Ни одному из прогнозов алармистов не суждено было сбыться, хотя все они оказывали воздействие на впечатлительную аудиторию и тем самым наносили определенный вред человеческому прогрессу. Колоссальный вред человечеству принесли работы Римского клуба и принятая под их влиянием в октябре 1987 г. программа ООН "Наше общее будущее", чьи рекомендации стали условием предоставления международной помощи развивающимся странам, легли в основу их энергетической и экологической политики, и даже КПРФ включила в свою экономическую программу теорию "устойчивого развития".

Беда всех этих теорий и прогнозов в том, что они основываются на используемых в настоящее время энергоресурсах, сложившихся нормах их расходования, тогда как история человечества демонстрирует постоянный переход от одних видов энергоресурсов к другим, от одной технологии их использования к другой.

От первобытных костров человечество перешло к использованию энергии ветра и воды, затем - угля и пара, сланцев, нефти, природного газа, энергии расщепления атомного ядра. Новые материалы позволили эффективно использовать энергию солнца. Современные исследования все больше вовлекают в человеческую практику возобновляемые источники энергии. Например, в США построены энергетические установки, извлекающие энергию из перепада температур океанской воды, т. н. технология ОТЕС (Ocean Thermal Energy Conversion). Уже сейчас ее распространение способно дать 14 млн. МВт, т. е. в 20 раз больше, чем дает современная энергосистема США. Всего же при совершенствовании технологии ОТЕС и увеличении рентабельности установок океаны способны дать столько энергии, сколько ее можно получить при сжигании 250 млрд, баррелей нефти.

Разумеется, переход на новые источники энергии и новые и*миологии не происходит за один день. В этом вопросе •ігііовечество необычайно консервативно. Дело в том, что вокруг имипмх для конкретной эпохи энергоносителей образуется і ложный экономический и - шире - социокультурный комплекс: •ч'пбые виды деятельности, профессиональные и социальные і руины, научные и образовательные институты, система мшцсственных отношений, специфические виды производственных предприятий, транспорта, коммунального онслуживания, характерные формы расселения населения, типы *илищ, особая шкала социальных ценностей, словом, своя шншлизационная среда. Разом отказаться от этой среды, ставшей привычной для масс населения, предоставляющей средства для (уінествования миллионам людей, являющейся источником мшущества деловых и политических элит, не просто.

Поэтому переход от ветряных мельниц и водяных (шпателей к паровому котлу занял не одно столетие, шировождался социально-экономической перестройкой и революционными потрясениями в Европе. Переход от угля к нефти как основному виду топлива даже в развитых странах вшил около 100 лет и также привел к смете деловых и но литических элит, к социальным потрясениям. Переход же на и верную энергию, несмотря на все ее преимущества, вызвал множество противников, среди которых Green Peace играет роль пишного исполнителя социального заказа. Трагедия Чернобыля, произошедшая по не расследованным до конца причинам, раздута услужливыми экологистами до невероятных масштабов. II результате миллионы людей страдают от отсутствия света и іспла, остановлены заводы, а цены на безальтернативную нефть подскочили до 30 долларов за баррель.

Вот в чем подлинные страсти Прометея: держать в руках огонь новых источников энергии и не иметь возможности использовать их, будучи прикованным к скале сложившейся на основе старых энергоносителей общественной системы. Хорошие

слова часто прикрывают дурные намерения. За заботой экологии и чистоте окружающей среды прячется интере господствующих элит сохранить в неприкосновенно! существующий экономический порядок, обеспечивающий им высокие доходы и социальный статус. В этом, а не в исчерпании природных - ресурсов, главный тормоз общественного прогресса.

О том, как человек овладевал энергией, переходил от одних ее источников к другим, с какими трудностями он при этом сталкивался, рассказывает новая книга А. А.Иголкина. Сосредоточиваясь на истории использования различных источников энергии, автор далек от связанной с этим масштабной социальной и политической проблематики. Тем больше материала для раздумий предоставляет его книга. По широте охвата проблематики и глубине исследования книга А. А.Иголкина не имеет аналогов. Она, несомненно, войдет в золотой фонд литературы по топливной тематике. С ней интересно будет познакомиться не только специалистам, но и всем, кто интересуется глобальными проблемами человечества, его будущим.

Д. и.н. Ю. П. Бокарев

Комментарии закрыты.