Пространство, место, группы и информация

Переход к наглядности может иметь еще одно преимущество: он может воссоздать то чувство сплоченности, которое возникает вну­три группы в «реальном» мире. Ритуальное преломление хлеба как способ достижения солидарности не работает в киберпространстве: в Сети пет аналога содружеству кофеен, потому что виртуальное пространство отказалось от материальных площадок, материаль­ных воплощений и понятий близости и соседства.

Мы не только утеряли культуру личного общения, по и саму идею места, которая всегда была стержнем для чувства принад­лежности к группе. Оторванность киберпространства от географии увеличивает вероятность встреч с новыми людьми, но в то же время препятствует совместной работе, которое порождает чувство со­причастности и дружбу, а также сплачивает группы. Хотя мы и чув­ствуем, что где-то находимся, когда заходим на сайт, отсутствие чув­ства места затрудняет создание связей для образования единства.

Впрочем, с помощью визуальных и графических образов новые технологии позволяют группам формировать новые, трехмерные сетевые общественные пространства. Виртуальные миры вроде Second Life и There. com, а также видеоигры наподобие World of Warcraft ориентированы па пространство и создают свое чувство места. Так, в виртуальных мирах группы формируют собственные тематические пространства для встреч. В Second Life, популярном коммерческом виртуальном мире, есть пространства и для фанатов Второй мировой войны, и для любителей скайдайвипга. Я могу за­нять участок земли, построить дом, пригласить выпить, устроить митинг или пикет и попросить людей собраться в определенной точке пространства.

В виртуальных мирах можно представить и место, предназна­ченное для гражданского участия и формирования политических сообществ, — что-то вроде муниципалитета или общественного форума в киберпространстве28. Как минимум одно правитель­ственное агентство — Национальное управление океанических и атмосферных исследований — уже представлено в виртуальном мире Second Life. Новейшие технологии упрощают создание трех­мерных моделей. Например, программа Photosyruh от Microsoft создает единое изображение из множества фотографий одного и того же места, сделанных самыми разными людьми с помощью различных камер и в разных ракурсах. Photosynth позволяет лю­дям, предоставляющим свои снимки, принимать участие в соз­дании этих коллективных фотографий. Новые способы создания в Сети моделей реальности мест предлагают также Google Earth и Google Local.

Пока экран работает па то, чтобы стимулировать чувство при­надлежности к группе и вовлеченности в совместное решение за­дач, нет необходимости в симуляции пространства. Ясно и наглядно отображая группы, Peer-to-Patent подсказывает потенциальным ре­цензентам, к каким группам они могут присоединиться. Но можно представить, насколько проще будет подписаться па участие в про­екте (будь то пикник Ассоциации родителей и учителей, субботник Агентства по защите окружающей среды или пикет, организован­ный MoveOn. org), если эта возможность будет однозначно марки­рована, а роли и задачи — точно определены. Четко определенное место для публичного обсуждения законопроектов предлагает Open Congress* С помощью графики люди видят на экране себя и других пользователей, ощущают себя частью группы и осознают роль, ко­торую выполняют, когда берутся за решение задач.

Комментарии закрыты.