ОКРАШИВАНИЕ ШПОНА, НАРЕЗАННОГО ИЗ НАПЛЫВОВ СТВОЛА

Некоторые древесные породы имеют иногда бо­лезненные наросты в виде местных утолщений ствола, называемые наплывами. Если их нарезать на шпон, то можно заметить, что наплыв состоит из множества мелких сучков, опутанных тонкими волокнами дре­весины. Особенно много наплывов имеет карельская береза. На шпоне из карельской березы легче всего проследить, что одни волокна древесины перерезаются наискось или даже поперек, тогда как другие волокна совпадают с поверхностью разреза и образуют кра­сивые шелковистые пятна Все деревья обладают одним общим свойством, которое состоит в том, что протравы очень легко проникают вглубь массы дерева с торца, особенно колллевого, и очень трудно — сбоку. Стало быть, если шпон из карельской березы покрыть каким-либо красящим раствором, то он впитается поверхностью дерева неравномерно. Причем волокна, перерезанные поперек, окрасятся сильнее продольных и это произведет замечательно красивый эффект — дерево по рисунку станет похоже на мрамор.

В меньшей степени, но все же очень красивы, кра­шеные наплывы других деревьев, например, ясеня, вя­за, береста и пр.

Для окрашивания наплывов можно пользоваться анилиновыми красками.

Между прочим, для окраски можно использовать обычные разноцветные чернила, которыми покрывают поверхность готового изделия (когда шпон уже на­клеен на обвяз) в несколько приемов Особенно изя - іцен зеленоватый цвет ализариновых чернил и сине­ватый антраценовых

Разумеется, до окраски чернилами не следует шли­фовать дерево с маслом.

Самшит дает превосходные наплывы желтого цвета, слегка просвечивающие в сделанном из них тонком шпоне. Последнее свойство можно искусственно уси­лить, если наклеенный шпон смазать несколько раз горячим прованским маслом; на подготовленной таким образом поверхности нетрудно выжечь при помощи термокаутера[14] пятна, напоминающие рисунок панци­ря черепахи; конечно, выжигание пятен надо произво­дить осторожно, широким штифтом, чтобы не обуглить поверхность дерева, то есть не получить черного подпала.

КОСТЬ

Натуральная кость для инкрустаций должна быть белой, непросвечивающей, чтобы через очень тонкие пластинки не мог проявиться рисунок дерева обвяза. Поэтому слоновая кость непригодна, а хороша мамон­товая или кости, получаемые из клыков разных живот­ных. Волопья кость быстро желтеет, собачья безусловно хороша, если ее выварить в соде, но кто этим займется?

Мягчение кости. Кость принадлежит к очень доро­гим материалам, поэтому следует применять все средства для облегчения ее обработки и дающие неко­торую экономию материала К таким средствам, преж­де всего, относится мягчение.

Мягчение состоит в следующем, кусок мамонтовой или моржовой кости погрркают в фосфорную кислоту (удельный вес 1,13). По истечении некоторого времени кость становится гибкой и полупрозрачной. Вынув из кислоты, кости придают любую форму при помощи давления. Таким образом можно легко вдавить кусочек кости в углубление, или, как его называют, в очко мозаики. Спустя некоторое время кость затвердеет, то есть примет прежнии вид и крепость. Естественно, что при этом нарушается слоистое строение кости, то есть ее рисунок. Поэтому советуем применять этот способ только для мелких вставок, которые должны выделять­ся белизной и крепостью. Более крупные вставки всег­да выпиливаются из костяных пластинок.

Окрашивание и беление кости. Кость доброкачест­венна во всех отношениях, но, к сожалению, желтеет. Бросать ее не следует, потому что имеются прекрасные способы для отбеливания.

Лучшим отбеливающим средством является пере­кись водорода, которую можно получить в виде гото­вых жидких растворов.

Беление кости производится следующим способом: прежде всего кость промывается серным эфиром или бензином для удаления с ее поверхности случайно приставшего жира и захватов пальцами. Промывку следует делать во дворе, подальше от огня и при хоро­шем освещении. Серный эфир опаснее бензина и мо­жет произвести взрыв.

После просушивания части кости оставляют на не­которое время (минут на 20) в покое, чтобы эфир или бензин окончательно улетучились. Перекись водорода слишком крепка и ее необходимо наполовину разбав лять водой. Кусочки кости опускают в раствор переки­си водорода целиком и оставляют в нем на более или менее продолжительное время до совершенной отбел­ки Затем кость промывают большим количеством во­ды и выставляют в подвешенном виде на сквозняк для просушки. Раствор перекиси водорода можно употреб­лять многократно, но надо помнить, что по мере упот­ребления его действие ослабевает.

Отбеливание лучше не доводить до конца в растворе, уже бывшем в употреблении, но пользоваться им лишь для начала отбеливания, а заканчивать в свежем растворе.

Окрашивание кости производится почти исключи­тельно каменноугольными красками. Прежде всего из­делие подготавливают к окраске травлением. Протра­вой служит раствор 1 весовой части соляной кислоты в 100 весовых частях воды. Как и при белении, в про­траву кладут обезжиренные кусочки кости; в протраве они остаются минуты две, причем их постоянно пере­ворачивают стеклянной палочкой; протраву сливают и куски кости прополаскивают сильной струей воды, чтобы остатки соляной кислоты были окончательно вымыты.

Пользуются теми же каменноугольными красками и такой же силы раствором. Красить желательно теп­лым раствором

Серебрение и золочение кости. Азотнокислое се­ребро растворяют в нашатырном спирте, полученный густой раствор разбавляют и сливают в большой стакан. В него опускают готовые, нарезанные для инкрустации, куски кости, которые желательно посеребрить. Когда они примут желтую окраску, их перекладывают в дру­гой стакан, наполненный дистиллированной водой, и держат его на свету, пока куски кости совершенно не почернеют. Если после просушки поверхность ко­стяных кусочков протереть мягкой кожей, то они приобретут серебристый вид, тем более красивый, чем лучше были отполированы.

Так же производится золочение кости. Настоящее золото растворяют в царской водке, а затем выпа­ривают раствор досуха, и полученный осадок раство­ряют в воде. Этим раствором пользуются, как и при серебрении.

Комментарии закрыты.