ОКРАШИВАНИЕ ДЕРЕВА РАСТИТЕЛЬНЫМИ ОТВАРАМИ

Далеко не каждое дерево способно одинаково вос­принимать окраску. Замечено, например, что мягкие породы красятся гораздо труднее твердых. Липа трудно поддается окраске, тогда как граб красится очень легко. Кроме того, надо считаться и с натуральным цветом дерева и при окраске усиливать этот цвет до требуемой степени, но не стремиться к окраске в другой, потому что получится не тот цвет, какой желателен, а состав­ной. Для окраски в яркие цвета следует выбирать самые светлые породы дерева, например, березу, каш­тан, остролистник, граб и т. п., а для усиления есте­ственного цвета — темные породы. Из наших деревьев лучше всего принимают окраску: клен, груша, яблоня, береза, ольха, дикий каштан, вишня, тутовое дерево, вяз, граб, дуб и т. д.

Равномерный и гладкий тон окраски принимает только тонковолокнистое и плотное дерево, содержа­щее в себе самое небольшое количество смолистых и дубильных веществ. Эти вещества влияют не сто ысо на силу окраски, сколько на цвет.

На чистоту и равномерность окраски сильно влияет предварительная подготовка дерева и его очистка. Надо всегда предполагать худшее и иметь в виду, что краска недостаточно глубоко проникнет в дерево и при отделке может быть стерта. В этом случае поверхность дерева вначале скоблят циклей, чистят наждачной шкуркой, а затем шлифуют пемзовым порошком с водой; пылинки и мельчайшие стружки стирают губкой, а не рукой, из опасения засалить дерево. Очищенный материал сушат в теплом месте по крайней мере сутки, и после этого он приобретает свойство хорошо воспринимать окраску.

Большинство растворов красильных веществ или так называемых протрав должны применяться в горячем состоянии. Сам процесс окрашивания проходит В три приема: 1) вымачивание в протравах; 2) нанесение протрав при помощи губки или кисти и 3) обмакива - ние в раствор краски.

Вымачивание бывает более или менее продолжи­тельным и всегда дает хорошие результаты, так как краска проникает в дерево глубже и ложится более ровно. Если вымачивание производится в горячих ван­нах, то не следует доводить раствор до кипения. На насыщенность окраски влияют внешние обстоятель­ства и свойства самого дерева, вследствие чего время вымачивания нельзя обозначить даже приблизительно и поэтому советуем опускать в ванну пробный кусок дерева, время от времени вынимать его и таким об­разом следить за ходом окраски. Надо иметь в виду, что невысохшие окрашенные дощечки будут казаться тем­нее, а после просушки они побледнеют

Нанесение протравы губкой или кистью производит­ся в особых случаях, о которых расскажем ниже. Рабо­тать кистью надо быстро и осторожно, особенно если красят горячей протравой, иначе краска ляжет пятнами. С одного раза окраска кистью не удается и приходится покрывать в несколько приемов с промежуточной про­сушкой и употреблять для этого более слабые протравьь Тогда и тон окраски получается более равномерным.

Травление обмакиванием применяется только в том случае, если дощечка имеет небольшие размеры, и практикуется чрезвычайно редко

Какой бы способ протравы не был избран, дерево нуждается перед ней в подготовке, заключающейся в вымачивании его в квасцах или в известковом молоке. Очень немногие породы дерева не нуждаются в такой подготовке. Квасцы и известковое молоко отбеливают древесину, что способствует улучшению тона окраски, а отчасти закрепляет состав краски, то есть делает ее прочнее.

Лучшим отбеливающий раствор подучится, если в 35.весовых частях воды развести 8 весовых частей хлорной извести и добавить 1 весовую часть кристал­лической соды. Состав вначале сильно взбалтывают, а затем дают ему отстояться в темной комнате. Свет­лую часть раствора сливают с мути, осевшей на дне, и вымачивают в нем дерево столько времени, сколько потребуется

Вынув из отбеливающего раствора дерево его про­поласкивают в сильно разбавленной серной кислоте для удаления хлорки и тотчас же промывают большим количеством чистой воды, чтобы удалить серную кисло­ту Только после просушки отбеленного дерева можно приступить к его окрашиванию.

Красные цвета

Красно-оранжевый достигается при помощи орле­ана, который в измельченном виде насыпают в глиня­ный горшок заливают кипящей водой, и, поддерживая сильныи нагрев, но не доводя воду до кипения, ждут, когда получится достаточно крепкий раствор.

Сняв раствор с огня, опускают в него дощечки и вымачивают их до появления желаемой окраски.

Шпон можно покрыть горячим раствором при по­мощи губки, но при этом пропитывание краской полу­чается не особенно глубоким.

Ярко-красный цвет а) На 10 весовых частей изме­льченных в порошок корешков краппа берут 100 весо­вых частей очень горячей воды (но не кипятка) и ждут растворения, затем подливают небольшое количество раствора олова в царскоі водке[13], что способствует усилению яркости окраски.

Дерево травят, как было описано, квасцами, сушат, а затем опускают в холодную крапповую краску.

Краппа можно добавить побольше, то есть сделать красящий раствор гуще.

Ь) Раствор орселии готовят в тепловатой воле, к не­му добавляют немного уксуса. Дерево травят в течение 2 — 3 часов в квасцовом растворе, а затем, после просу­шивания, опускают в краску.

Красновато-фиолетовый цвет. Вместо уксуса к теплому раствору орселии добавляют поташ. Дерево предварительно травят квасцами.

Тусклый красноватый Цвет. Порошок кампешево­го дерева кипятят в воде в течение двух часов. Дере­во без предварительной протравы квасцами опускают в горячий отвар краски и выдерживают в нем до получения требуемой силы и густоты цвета Во время вымачивания кампешевый отвар подогревают, но не кипятят.

Пурпурно-красный цвет. Отвар бразильского дерева готовят также, как кампешевый. Берут 2/3 по весу бразильского отвара и 1/3 по весу кампешевого отвара и красят в нем травленое дерево. После просушивания дерево смачивают слабым раствором американского поташа в водке. Иногда смачивание раствором надо повторить до трех раз и после каждого раза необ­ходимо тщательное просушивание.

Яркий оггенок красного цвета можно получить, ес­ли к крепкому отвару бразильского дерева добавить небольшое количество нашатырного спирта

Буро красный цвет. Для усиления натурального кра­сного цвета некоторых древесных пород, например, вишни, черешни, ольхи и др. пользуются известью. Известь разбавляют водой до получения жидкой каши­цы — известкового молока Дерево на некоторое время погружают в известковое молоко. Когда оно высохнет, его поверхность очищают шерстяной тряпкой.

Вишнево - красный цвет. Истертое в порошок сан­даловое дерево (сандал) растворяют в этиловом спирте.

В этом растворе хорошо вымачивать мелкие мозаич­ные шашки.

Густо-синий цвет. Дерево перед окрашиванием травят вымачиванием в слабом растворе уксусно-кис - лого алюминия. Протрава готовится следующим об­разом; сначала в одной банке делают очень густой раствор на воде свинцового сахара, а в другой банке с водой растворяют очищенные калийные квасцы. Оба раствора сливают в одну большую банку и добавляют 1 /32 часть (по весу) кристаллической соды, а затем полученную протраву оставляют на день в покое. Свет­лую жидкость осторожно сливают с осадка и разбавля­ют ее таким количеством кипяченои воды, чтобы кре­пость раствора по ареометру Боме составила 1°. Про­трава готова к употреблению.

В качестве краски берут индиго-кармин, приготов­ляемый следующим образом; небольшое количество крепкой серной кислоты наливают в фарфоровую чаш­ку и подогревают на легком огне. После этого в серную кислоту подсыпают небольшое количество порошка индиго кармина до тех пор, пока не получится одно­родная по плотности масса. Обычно берут 1 весовую часть индиго на 8 весовых частей серной кислоты. Смесь подогревают до кипения в течение трех часов, для чего чашку с индиго погружают в сосуд с кипящей водой. Смесь снимают с огня и охлаждают, добавляя столько поташа, сколько было положено сухого ин - диго-кармина Перемешав состав, его оставляют на сутки в покое.

После этого надо взять часть смеси и разбавить ее водой для получения краски желаемой насыщенности и опустить в нее дерево на более или менее продол­жительное время, но не меньше, чем на трое суток. Светлый синий цвет. Раствор готовят из:

50 весовых частей порошка калшешевого дерева,

1 весовой части окиси меди,

200 весовых частей кипяченой воды.

Раствор кипятят часа полтора

Краска готова и в ней можно вымачивать травленое в квасцах дерево.

Синевато-фиолетовый цвет. Раствор готовят из:

20 весовых частей кампешевого дерева в порошке,

1 весовой части медной зелени,

100 весовых частей кипяченой воды.

Кипятят раствор в течение суток, а затем добавляют к нему от 2 до 3 весовых частей американского поташа.

Желтые цвета

Светло-желтый цвет. Церву (желтуху) варят в воде в течение получаса. Красят путем вымачивания дерева в холодном растворе.

Оттенок желтого цвета несколько изменится, если к раствору добавить соды или медной окиси.

Более яркии желтый цвет получится кипячением кверцитрона в воде; яркость тона усилится от добавле­ния к раствору квасцов

Желто-оранжевый цвет получается при помощи са­флора

Приготавливают раствор из:

21 весовой части сафлора в порошке,

17,5 весовых частей крепкого древесного спирта.

Раствор процеживают через суконку и вымачивают в нем предварительно отбеленное дерево.

Черные цвета

a) Берут готовый крепчайший отвар кампешевого дерева и добавляют к нему чуточку квасцов; получен­ную жидкость подогревают до 87,5 С и красят в ней дерево, окуная или вымачивая его. Получится густой фиолетовый цвет. Просушивают

b) Отдельно в двух бутылках крепкого винного ук­суса растворяют железные опилки, добавив к уксусу небольшое количество медного купороса. К получен­ному раствору подсыпают немного порошка толченых чернильных орешков и подливают раствор индиго в серной кислоте.

Полученным раствором пропитывают окрашенное в фиолетовый цвет дерево и получают красивый глубо­кий черный цвет.

c) Готовят два раствора:

1) 67 весовых частей хлорноватокислого натра и 67 весовых частей хлористой меди в 1000 весовых частей кипяченой воды.

2) 150 весовых частей хлористого анилина в 1000 весовых частей кипяченой воды.

Дерево вымачивают вначале в первом растворе, а за­тем, когда покрытие высохнет,— во втором.

Это рке не растительная протрава, приготовить ее дома ие пытайтесь. Главное ее преимущество со­стоит в том, что окраска проходит быстро, глубоко и надежно.

d) Кипятят 25 весовых частей порошка кампешево­го дерева в 200 весовых частях дождевой воды и затем подсыпают в отвар 3 весовые части медного купороса. Дерево вымачивают в этом растворе в течение суток, а затем вынимают и сушат на воздухе. Когда убедятся, что дерево просохло, его опускают в раствор железных опилок в царской водке и держат в нем в течение двенадцати часов.

При этом способе окраски густой черный цвет не получится, он и не нужен ни в инкрустации, ни в моза­ике, так как слишком ярко выступил бы из общего рисунка.

e) Можно порекомендовать еще один красящий раствор, удобный в том отношении, что он долго не портится, и его всегда можно иметь наготове.

Берут 29 г кампешевого экстракта, самого крепкого, какой только встречается в продаже, и ува­ривают его в 2-х кг дождевой воды. Когда весь экстракт окончательно растворится, к получен­ной краске добавляют 4 г хромата калия. После его растворения краска готова к употребле­нию.

Опущенная в раствор дощечка после непродолжи­тельного холодного вымачивания приобретает фиоле­товый цвет, который постепенно переходит в черный. Дерево не требует предварительной подготовки про­травой

Зеленые цвета

Зеленая окраска дерева относится к самым труд­ным, хотя на вид она кажется простой. Трудность заключается не в том, чтобы получился зеленый цвет вообще, а в том, чтобы он был нужного оттенка Сли­шком яркой зеленой окраской испортите хорошее впечатление от изделия и придадите ему грубый вид. А слишком темная зелень окажется тяжелой и убьет другие цвета.

Дадим два-три рецепта окрашивания, но вместе с тем посоветуем красить дерево в более светлый тон и в таком виде использовать его в работе

Если тон окраски не подойдет рисунку, то не сму­щайтесь. Когда вся инкрустация или мозаика будет готова, наклеена на изделие и отшлифована, тогда мож­но будет искусственно при помощи кисточки видоиз­менить тон зеленого цвета другой краской.

Чаще всего производят двойное окрашивание дере­ва, то есть вначале его окрашивают в синий цвет, а затем просушивают и красят желтыми растворами. Приготовление и употребление красок нам рке извес­тно. Можно, однако, поступать и так:

64 г медянки размалывают в мельчаишии порошок и растворяют в очень небольшом количестве крепкого уксуса. К этому раствору добавляют 25 г железного купороса и, размешав все в 2 кг дождевой воды, кипя­тят около четверти часа. Окраска дерева производится горячим вымачиванием

Фиолетовые цвета можно получить сочетанием свет­ло-красной краски со светло-синей, то есть окрашивать в два приема известными нам растворами. Синяя или голубая краска должны быть очень светлыми, так как это даст возможность скорректировать фиолетовую краску и получить именно тот ее оттенок, какой требу­ется. Поэтому вначале надо красить в красный цвет, а потом уже в синий.

Можно вымачивать дерево в растворе, полученном от смешения 119 г оливкового масла, 119 г жженой соды в 1,6 кг кипяченой воды, а затем окрашивать в водном растворе красного анилина и равном ему по весу количестве оловянной соли.

Оранжевые цвета

Дерево окрашивают в густой желтый цвет, а после просушки в ярко-красный. Берут известные уже кра­сильные растворы.

I

Коричневые цвета

Имеется такое множество пород с древесиной нату­рального коричневого цвета, что о крашеном для инк­рустации дереве не может быть и речи; но почти всегда коричневая древесина имеет более темные прожилки, поэтому нарезка мелких шашек для мозаичных работ, особенно если они встречаются в большом количестве, совершенно недостижима, и каждая шашка будет или другого тона или пестрой Тут уж поневоле приходится выбирать тонковолокнистое дерево с незаметными го­дичными кольцами, например, каштан или карандаш­ное и окрашивать его.

а) Светлое дерево травят раствором железного ку­пороса средней крепости, а красят отваром сандала в поташе.

b) Более темная окраска бурого дерева получается вымачиванием его в водном растворе хромпика, а затем погружением на некоторое время в настойку катеху. Конечно, необходимо промежуточное просушивание.

c) Особо красивый коричневый цвет можно полу­чить следующим образом:

Одну весовую часть густого отвара из шелухи грец­ких орехов смешивают с 6 весовыми частями дожде­вой воды и вымачивают дерево в полученном растворе несколько суток. Когда получится окраска требуемой насыщенности, дерево вынимают и подсушивают так, чтобы влага в нем частично осталась, а затем погружа­ют в водный раствор соды, которая закрепит окраску.

Серые цвета

Пепельно-серая окраска: 5 весовых частей орселии кипятят в 40 весовых частях дождевой воды около часа. Дерево погрркают в холодный раствор на несколько дней, затем вынимают, и, прежде чем оно окончатель­но высохнет, погружают в очень слабый раствор азот­нокислого железа.

От излишка вымачивания в железном растворе по­лучится желтовато-серая краска

От передержки в растворе орселии — синевато-се - рая. А если к раствору орселии подлить немного пота­ша, получится густая синевато-пепельная.

Для придания дереву серебряно-серой окраски ку­ски отбеленного дерева опускают в сосуд с дождевой водой, куда заранее насыпают железные опилки. До­щечки надо положить на ребро так, чтобы они не касались друг друга, донышка и стенок сосуда

Вымачивают столько времени, сколько требуется для получения желаемой насыщенности цвета

Заканчивая главу об окрашивании растительными веществами и отчасти химическими составами, повто­рим еще раз, что цвета будут не очень яркими, но соответствующими назначению.

Комментарии закрыты.