ОКРАШИВАНИЕ ДЕРЕВА

ХИМИЧЕСКАЯ ОКРАСКА ДЕРЕВА

Трудность получения заморских деревьев и их доро­говизна навели на мысль о производстве искусственных окрасок и подделок, которые после проведения ряда опытов дали замечательные результаты. В самом деле, пользоваться крашеными деревьями гораздо удобнее, чем натуральными.

Есть несколько различных систем и способов окра­ски дерева, применяемых в различных целях. Окраска клеевыми и масляными красками, а также лаковая в наше рассмотрение пока не войдут. Остальные спосо­бы окраски разделим на два вида;

1) Придание дереву любого цвета.

2) Окраска простого дерева для придания ему внешности другой древесной породы, более ценной.

Этот род окраски называется подделкой или ими­тацией.

Не все деревья одинаково воспринимают окраску. Замечено, например что мягкие и рыхлые породы красятся гораздо труднее твердых. Липу почти невоз - можно хорошо окрасить, тогда как белый бук красится превосходно. Окраска может быть светлой и слабой, густой и темной. Для светлой окраски надо брать светлые породы дерева, например: каштан, остролист, клен и другие, а для темной — темные, так как светлые деревья вообще красятся не так ровно. Древесные волокна имеют почти одинаковый состав с нитями льняной и хлопчато-бумажной ткани, поэтому, про­ведя предварительную подготовку, можно пользовать­ся для окраски дерева теми же красильными ве­ществами.

Из русских деревьев особенно хорошо красятся следующие: клен, груша, яблоня, береза, ольха, дикий каштан, вишня, слива, тутовое дерево, вяз, граб, дуб и даже ель.

Однообразный и гладкий фон окраски принимают только тонковолокнистые и плотные деревья, заключа­ющие в себе небольшое количество смолистых ве­ществ.

Каждое дерево, как нам известно, имеет натура­льную окраску, более или менее темную; исходя из этого, надо выбирать для крашения такие деревья, чтобы происходило усиление их естественного цвета: если же не будет сделан такой выбор дерева, то оно окрасится не в цвет краски, а в составной тон, то есть мы не достигнем желаемого результата. Если же нужно окрасить дерево в очень светлый цвет, то лучше употре­бить беленое хлором дерево или остролист.

На чистоту и ровность окраски сильно влияет пред­варительная подготовка дерева и его очистка. Краска проникает в дерево не особенно глубоко, и грубая шлифовка впоследствии может испортить вид изделия. П )ступают так: поверхность дерева вначале скоблят циклеи, чистят наждачной бумагой, а затем пемзовой пудрой с водой; пылинки и мельчайшие стружки сма­хивают щеткой или губкой, но не рукой, чтобы поверх­ность случайно не засалилась от пальцев. Дерево вновь просушивают в течение, по меньшей мере, трех суток в теплом месте; после такой просушки поры дерева открываются и излишек влаги улетучивается, а само дерево приобретает большую степень гигроскопич­ности и лучше впитывает в себя красящее вещество.

Конечно, лучше всего красятся тонкий шпон, его легче подготовить для окраски.

Лишь немногие красящие вещества допускают окраску холодным путем, большинство требует опреде­ленной степени подогрева. Процесс окрашивания про­изводится тремя способами: 1) вымачиванием, 2) на­несением раствора кистью, 3) нанесением раствора губкой.

Вымачивание длится до тех пор, пока окраши­ваемый предмет приобретет нужный тон окраски. Этот способ всегда дает хорошие результаты; окраска ложится гуще и ровнее проникает в глубь дерева. Если вымачивание ведется горячим способом, то не следует доводить температуру красящего раствора до кипения.

Нанесение краски губкой применяется тогда, когда размеры окрашиваемого предмета не позволяют погружение его в сосуд, где налит красящий раствор (в красильную ванну). Красить надо горячим раствором. Даже при холодной окраске не мешает ускорить работу, так как от этого зависит равномерность тона окраски. С одного раза окраска никогда хорошо не ложится и приходится повторять ее два-три раза, просушивая окрашиваемый предмет как можно лучше.

Нанесение краски кисточкой применяется только в том случае, если приходится заглаживать неровности окраски, сделанные губкой.

Какой бы путь окраски нами ни был принят, дерево должно быть предварительно протравлено, то есть вымочено в квасцах или известковом молоке. Немно­гие древесные породы не требуют предварительной протравы. Травящие вещества отбеливают дерево, от­части укрепляют краску и делают его более восприим­чивым; одним словом, колера выходят гораздо чище, ярче и изящнее.

Многие практики специально применяют перед протравой и окраской отбеливающие растворы.

Лучший отбеливающии раствор получится, если в двух литрах холодной воды разбавить 500 г хлорной извести и 60 г кристаллической соды. Когда раствор (в темном месте) отстоится, светлую часть сливают с му­ти, осевшей на дне, и вымачивают в нем дерево столько времени сколько требуется. Затем моют дере­во в слабом растворе серной кислоты, чтобы уничто­жить следы хлора затем моют еще раз в большом количестве воды, чтобы выполоскать серную кислоту. После тщательной просушки приступают к насыще­нию протравой.

В последнее время предложен новый способ от­беливания дерева перед окраской, основанный на совместном действии перекиси натрия и щавелевой кислоты.

Способ этот не был нами испытан, поэтому не ручаемся за его эффект. Позволим себе описать его только потому, что он имеет серьезное научное обосно­вание

«В 80 штофах[5] дождевой (или снеговой) воды рас­творяют 4 фунта [6] чистои кристаллической щавелевой кислоты и в полученный раствор постепенно, при не­прерывном перемешивании, добавляют 1} /г фунта пе­рекиси натрия. Так как полученный раствор обнаружи­вает кислотный характер то в него добавляют понем­ногу нашатырного спирта и пробуют лакмусовой бумагой до те пор, пока она перестанет краснеть, то есть до полного уничтожения кислоты и до появления в растворе щелочи. Дерево нуждающееся в отбелива­нии, тщательно вымывают, а иногда даже кипятят в мыльном растворе для обезжиривания, затем погру­жают в отбеливающий раствор, подогретый до 30° — 40 С, и оставляют в нем до получения желаемой степени отбелки. Отбеленное дерево промывают в большом количестве воды и погружают на короткий срок в раствор винно-каменной кислоты; затем снова промывают водой и просушивают на открытом воздухе.

Если желают ускорить процесс отбеливания, то со­ставляют более крепкий раствор из 800 г серной кис­лоты, 600 г щавелевой кислоты, 1000 г перекиси на­трия и разбавляют его 40 штофами воды.

При окраске применяют почти исключительно ве­щества растительного или животного происхождения, и только очень немногие из минерального сырья. В по­следнее время стали распространяться анилиновые краски всевозможных цветов и оттенков; они очень красивы, но настолько непрочны, что рекомендовать их не стоит.

Зная по опыту, как трудно получить то или другое из красящих веществ, постараемся указать на возможно большое число их однородного цвета.

Краски бывают простые и составные — получен­ные от смешения двух или нескольких простых красок.

Простые краски. Синяя, красная, желтая и черная.

Составные краски. От смешения различных пропор­ции красной и синей получаются - фиолетовая, лило­вая, малиновая, бордо и другие; от смешения желтой и красной: оранжевая, золотисто-желтая, кораллово­красная и другие; от смешения желтой и синей — все оттенки зеленого и оливкового цвета Вообще, делая различные смеси, можно получить все желаемые цвета и их оттенки, начиная от cavibix светлых, оканчивая темными и бурыми.

Красный цвет дают следующие вещества: орлеан, орканет (красный корень), крапп (марена), лакмус (орселия), кампешевое дерево, бразильское дерево, фернамбуковое дерево, кошениль, сафлор (картам, тур - мерик, шафран), сандал, терр-де-сиенн, красная анили­новая.

Синий цвет, индиго, кампешевое дерево, подсолнеч­ник, красная медь.

Желтый цвет: желтуха (церва), луковая шелуха, желтое дерево, сумах-дерево, кверцитрон, куркума, гуммигут и другие.

Черный цвет: кампешевое дерево, чернильный оре­шек, железный купорос, медный купорос, медянка (ярь) и другие

Зеленый цвет: смесь желтых красок с синей или медянки с железными квасцами.

Бурые гфета: смесь двухромовокислого калия с жел­тым деревом, хромпик с кампешевым или бразиль­ским; кашу, азотная кислота, хромпик и другие.

Серые гфета: азотнокислая соль железа в чистом виде или в смеси с лакмусом.

Говоря о красках, нельзя обойти молчанием различ­ные кислоты и щелочи, например, соду, поташ, едкий натр и другие.

Действительно, сами они не красят, но изме­няют цвета красок существенным образом, поэтому ими придется не раз воспользоваться. Так, напри­мер, все желтые краски от воздействия щелочей тем­неют, а от воздействия кислот становятся светлее и ярче.

Красный отвар бразильского дерева от воздействия щелочей становится бурым или фиолетовым. Кислоты изменяют некоторые синие цвета в красный, а щелочи восстанавливают прежний синий цвет.

Комментарии закрыты.