КАМЕННЫЕ ПЛАСТИНКИ

Настоящий камень употребляется в изготовлении так называемых флорентийских мозаик. На Урале, в Екатеринбурге, можно встретить чудные изделия из самоцветных камней, которые можно уподобить моза­ике. Но они не входят в наше рассмотрение, потому что такие камни нельзя сочетать с деревянными из­делиями. Это работа гранильщиков.

Каменные пластинки, о которых мы будем говорить, имеют мало общего с камнем и успешно изготавливают­ся в домашних условиях. Нельзя точно указать количество материалов, входящих в состав пластинки, так как оно зависит от чистоты и требуемой насыщенности окраски. Смесь для пластинок готовят из жидкого раствора белого столярного клея (клеевой воды), гашеной извести в виде мелкого, хорошо растертого порошка и какой-нибудь минеральной или растительной краски тоже из порошка.

При размешивании в ступке получается густое тесто, из которого нарезают пластинки любой толщины. Конечно, их надо наполовину подсушить, а затем прессовать между двумя полированными металлическими пластинками.

Полученные пластинки тверды, ломки и хорошо полируются Для уничтожения ломкости к кашице добавляют две-три капли глицерина. Об их употребле­нии расскажем позже

КЛЕЙ

Как видите, в инкрустационном и мозаичном деле употребляют разнообразные материалы, которые со­единяются друг с другом, причем каждый из них

7 Обработка дерева 177 требует особого клея. По этой причине мы должны обратить внимание на разные сорта клея и указать на способы их изготовления.

Во всяком случае, следует пользоваться лучшими сортами обычного столярного клея, тем более, что от него зависит даже внешнии вид работы. Часто качество клея стараются улучшить добавлением разных сдаб­ривающих веществ и умелым разведением.

Обычный столярный клей изготавливают путем вы­варивания отходов животного происхождения: хря­щей, костей, кишок, копыт и т. п.

Клеи высокого качества получается из костей и на­зывается костяным, а из других частей получается хуже и называется мездровым или шумным.

Лучший клей вываривается из хрящей

Как узнать хороший клей, затрудняемся ответить, никаких определенных внешних признаков доброка­чественности не имеется. Сами условия мозаичной ра­боты требуют, чтобы клей был светлым, но это еще не гарантирует качества. Если пластинки клея снаружи гладкие, упругие, желтоватого цвета и имеют стекля­нистый излом, то такой клей хорош.

Клей надо опробовать, прежде чем использовать для такой кропотливой работы, как инкрустация или мозаи­ка. С этой целью берут несколько кусочков клея, стара­тельно взвешивают и опускают на сутки в холодную дождевую (или кипяченую) воду. Если по истечении суток клей не растворился, а только разбух, вспучился, приобрел гибкость и киселеобразный вид в соединении с белесым цветом, это будет почти несомненным призна­ком доброкачественности. При этих же условиях внеш­ний слой плохого клея растворится в воде, а внутри его окажется твердое зерно, совершенно нетронутое водой; цвет клея останется буроватым. Воду сливают, а всю разбухшую массу клея взвешивают вторично. Лучший костяной клеи поглотит воды в 12 раз больше, чем весит сам в сухом виде, а низкопробный мездровый клей поглотит воды в 5 раз больше своего собственного веса.

Если разведенный клей высушить, а потом размо­чить, то он поглотит воды на 1/3 больше поглощенной при первом испытании, но это вовсе не является дока­зательством улучшения качества клея, а напротив, ухуд­шения, потому что клеи второй разводки будет р». * лым, мягким, тягучим и менее липким.

Мездровый клей отличается тем, что очень быстро стынет, поэтому требует быстрого нанесения, что для инкрустации нежелательно.

Надо иметь в виду, что далее лучшие сорта клея содержат небольшое количество не выделившихся при варке жиров и эти жиры снижают склеивающую спо­собность. Очистка клея от жиров необходима; она состоит в том, что размоченные плитки нагревают на легком огне и жир всплывает на поверхность, так что его легко снять плоской ложечкой. Затем лишнюю воду сливают, а клей разводят.

КАМЕННЫЕ ПЛАСТИНКИ

Для разведения клея употребляют особые прибор­чики, называемые клеянками (рис. 6), которые состоят из двух медных котелков: наружного В и внутреннего С. Внутренний котелок вставлен так, что между ним, а также между стенками и донышком наружного ко­телка имеется пространство, куда заливают воду. Кле­янка стоит на трех ножках А. Если во внутренний котелок С положить куски разбухшего от воды клея и клеянку поставить на огонь, то вода, находящаяся в пространстве между котелками, на­греется до кипения и разогреет клей, не дав ему пригореть.

Размачивают клей не более суток и только в крайнем случае про­длевают этот срок. Но при том следует опасаться загнивания. Чтобы избежать случайной порчи клея, вместо чистои воды для размачи­вания лучше употреблять раствор салициловой кислоты в количестве 12 г на 2,5 л воды. Раствор хранят Гис. 6
в бутылях. Загнивание клея легко узнается по кислому запаху. Чистый хороший клей имеет приятный аромат. Без салициловой кислоты клей размачивают в теплой воде, на что требуется не более 6 — 8 часов. Внутрен­ний котелок клеянки должен быть обязательно мед­ным или эмалированным Железный или даже луже­ный железный котелок оказывает на клей вредное влияние и вызывает его загнивание. Это может про­изойти тогда, когда клей случайно или по неопытности нагревают несколько раз. Перед загниванием клея в железном котелке обнаруживается обесцвечивание. В медном котелке естественный цвет клея не изменит­ся, но со временем клеи должен будет загнить как от попавшей пыли, так и от сырого воздуха.

Конечно, необходимо принять все меры предосто­рожности, то есть разводить клеи не больше, чем на два дня, клеянку плотно закрывать крышкой с небольшим вырезом для кисти. Кисть не следует оставлять в клее, когда не работают От этого портится и кисть, и клей.

Летом к разведенному клею добавляют несколько капель какого-нибудь эфирного масла для предупреж­дения загнивания. Это особенно важно, когда разве­денный клей разливается в плоские блюдечки и засты­вает в них. Остуженный на мелких плоских блюдечках клей быстро тает в клеянке. Держать клей постоянно в клеянке на огне неудобно, поскольку вода испаряется, клей густеет и его приходится то и дело разбавлять холодной водой или даже кипятком и то, и другое быстро ухудшает качество клея и даже ведет к совер­шенному уничтожению его клеющих свойств.

Расскажем о разных составах, придающих клею осо­бые свойства и о специальных рецептах клея.

1) Чем мельче мозаичная работа, тем более креп­кого клея она требует, поэтому предпочтительно упот­реблять рыбий клей, который гораздо прочнее и лучше костяного.

Разводится он обычным образом, то есть предвари­тельно размачивается в воде (обязательно в мягкой кипяченой или дождевой), а затем излишек воды сли­вают и клей распаривают в клеянке. К разведенному рыбьему клею хорошо добавить несколько капель ук­сусной кислоты или даже просто крепкого уксуса От этого клей становится выносливее на сырость. Одно из наиболее хороших качеств рыбьего клея заключается в бесцветности, благодаря чему места склейки не вы­ступают в виде бурых черточек, портящих впечатление даже от хорошей инкрустационной работы. Для мел­ких мозаичных работ употребляйте только рыбий клей.

2) К нуждающимся в склейке поверхностям не сле­дует прикасаться пальцами. Это основное правило, хо­рошо известное мастеру, но соблюсти его при изготов­лении мелких мозаичных и инкрустационных изделий почти невозможно. Отсюда, как следствие, происходит выпадение некоторых шашек, случайно засаленных, несмотря на доброкачественность клея. Для избежания этого к разведенному клею добавляют немного хлори­стого кальция, что делает его способным выдерживать более высокую температуру. Количество добавки для каждого сорта различно.

3) Шеллачный клей. Густой раствор шеллака в спирту может быть успешно использован как клей, особенно для поправок и заделок испортившейся моза­ики. Обе склеиваемые поверхности смазывают этим раствором и крепко зажимают.

Если представится возможность, то между склеива­емыми поверхностями следует проложить кусочек га­за — тончайшей хлопчатобумажной ткани. Предвари­тельная обмазка мест склейки льняным маслом тоже принесет пользу, так как увеличит крепость склейки и сделает ее выносливой на сырость.

4) Нерастворимый в воде клей удобен для наклеек инкрустаций, составленных из разных пород дерева и других материалов.

В 50 весовых частях очищенного спирта растворяют 3 весовые части сандарака и 3 весовые части мастики; к полученному раствору подливают 3 весовые части

скипидара. Особо готовят разведение лучшего столяр­ного клея; к нему добавляют такое же количество разведенного рыбьего клея. Спиртовой раствор нагре­вают почти до кипения и добавляют к нему теплую клеевую смесь до тех пор, пока получится жидкая масса, которую можно легко процедить через сукно. Перед употреблением полученный состав подогревают и пользуются им, как обыкновенным столярным клеем Этот клей хорошо склеивает даже металл, каучук, фиб­ру и каменные пластинки.

5) Черный гелей для дерева и металла получают при смешивании жидкого патрового стекла с отмученным мелом; к смеси добавляют столько просеянного порош­ка антимония, сколько требуется для получения жела­емого тона окраски. Некоторое количество этой смеси вливают в углубление мозаики, а металлическую встав­ку обмакивают в жидкое стекло и прижимают. Из­лишек клея, выдавленный наружу, снимают, а после просушки шлифуют разными способами и полируют металагатовым лощилом

Другой состав подобного клея изготавливают из 12 весовых частей распущенного в воде столярного клея, к которому доливают 4 весовые части насыщенного раствора черного вара в скипидаре. К этой смеси добав­ляют такое же количество тонко просеянных опилок черного дерева. Склеивание производится, как описано выше; чтобы увеличить крепость склеивания, металли­ческую поверхность предварительно покрывают лаком

6) Клей для приклеивания каучука к дереву и ме­таллу. На 10 весовых частей нашатырного спирта бе­рут одну весовую часть гуммилака. Густой раствор спус­тя некоторое время становится более жидким. На склеиваемые поверхности состав наносится небольши­ми количествами.

7) Наклеивание металла на дерево. Поверхность металла надо очистить и нанести на нее грубый мат при помощи протравы из разбавленной серной кисло­ты Вытерев металл досуха, его смазывают лучшим

столярным клеем, к которому добавляют чуточку гли­церина Этот способ одинаково пригоден как для ма­леньких пластинок мозаики, так и для больших вста­вок, которые должны плотно приставать к слегка ше­роховатой поверхности дерева

8) Клей для целулоида. Чтобы приклеить целлулоид к дереву, пользуются следующей смесью:

2 весовые части шеллака и 1 весовую часть камфоры растворяют в 10 весовых частях крепкого спирта

Смесь оставляют в покое до полного растворения, а прозрачную жидкость сливают. Здесь следует заме­тить, что хорошим склеивающим веществом считается коллодий.

9) Для склеивания целлулоидных деталей предлага­ется раствор:

одна весовая часть камфоры в 4 весовых частях крепкого спирта, к которому после окончательного растворения добавляют 7 весовых частей шеллака Этот клей разогревают в обыкновенной клеянке.

10) Для наклейки эбонита употребляют теплый раствор гуттаперчи в асфальте. Конечно, надо использо­вать настоящий сирийский асфальт. Требуется особо сильный зажим склеенных предметов.

11) Клей для перламутра. Один состав такого клея был рке упомянут ранее. Предложим второй состав, более удобный для перламутровых вставок: 4 весовые части хорошо обожженного кристаллического алебаст­ра перемешивают с одной весовой частью гуммиараби - ф ка Перед употреблением смесь разбавляют небольшим количеством воды и смазывают склеиваемые поверх­ности. Просушивание сильно зажатых поверхностей производится в течение суток в теплом месте.

Можно готовить клей и так: растирают в ступке немного свежего, сильно отжатого творога Во время растирания понемногу подсыпают известь до тех пор, пока вся масса станет тягучей. Клеи готов, но он быстро остывает и его надо употреблять немедленно. В запасе держать клеи нельзя.

Склеиваемые поверхности должны быть очищены от жира, который может попасть на них с рук. Пред­варительная промывка уксусом или разведенной соля­ной кислотой безусловно полезна •

18) Новый способ приклеивания металлической ин­крустации к дереву. Инкрустированные металлические вставки, то есть вправленные заподлицо с поверхно­стью в дерево или нанесенные сверху, перед наклеива­нием погружают на полминуты в слабую азотную кис­лоту. Кислота после просушки придаст металлической поверхности некоторую шероховатость, благодаря ко­торой клей держится крепче. Сам клей должен быть твердым, вязким, но не хрупким Он разводится как обычно. К нему добавляют очень небольшое количество глицерина и мелкой гашеной извести. Вся смесь во время варки сильно размешивается для получения большей однородности состава Такой клей по густоте напоминает согретую сметану На металлические вставки он наносится в горячем виде и они сразу же крепко прижимаются к дереву. Приклеенная таким образом инкрустационная вставка никогда не отско­чит, а если вы будете отдирать ее насильно, то сорвете вместе с ней и волокна дерева.

Этот клей особенно нужен там, где металлические вставки невозможно или нежелательно привинчивать и прибивать гвоздями.

Комментарии закрыты.